0/5

Чем опасен «зоопарк» кассового оборудования в магазине?

Чем опасен «зоопарк» кассового оборудования в магазине?
время публикации: 10:00  10 января 2018 года
«Зоопарком» кассового оборудования называют ситуацию, когда в одном и том же магазине или торговой сети представлено множество POS-терминалов и периферийных устройств от разных производителей.
Чем опасен «зоопарк» кассового оборудования в магазине?
На фото: Андрей Мурадов, старший менеджер по продукции группы компаний «Пилот»

Рассказываем, почему такой подход к оснащению магазина может навредить бизнесу и что делать, если кассовый винегрет уже сложился на вашем предприятии.

Давайте сначала поговорим о причинах, побуждающих ритейлеров устраивать в магазине и/или сети зоопарк кассового оборудования. На самом деле их не так уж и много. Чаще всего владелец бизнеса или ИТ-директор старается сэкономить, а потому запрашивает у разных производителей цены на оборудование, а потом из полученных перечней выбирает самые оптимальные для него позиции. В результате так и получается, что, например, POS-компьютер у него стоит от бренда «А», сканер – от бренда «Б», а ККТ и вовсе приобретена у бренда «В».

Другая распространённая ситуация связана с тем, что ритейлеры сначала внедряют в магазин ряд кассового оборудования одного производителя, а затем проводят на эту позицию тендер. Нередко побеждают в нём другие вендоры. В результате в магазине оказывается разное кассовое оборудование. 

Ещё одна причина, когда ритейлеры закупают оборудование партиями. Например, берут пять касс у производителя «А». Через некоторое на замену одной из них (допустим, фатально вышедшей из строя или отправленной в другой магазин сети) закупается устройство у бренда «Б». И далее ситуация продолжается по той же схеме. В итоге можно увидеть такую картину, когда в магазине, например, четыре кассы и все от разных производителей. 

Все проблемы, порождаемые зоопарком кассового оборудования, можно условно разделить на две большие категории:

  • пуско-наладочные работы;
  • сервисные работы.






Запустить магазин быстро не получится

Зоопарк кассового оборудования негативно влияет на открытие новых магазинов. Ритейлеру, чтобы подружить между собой устройства разных производителей, приходится запускать пилотный проект, проводить тестирования, выявляющие проблемы притирки оборудования. Это занимает время, а в случае обнаружения каких-то ошибок, могут потребоваться и дополнительные траты.

Аналогичная ситуация обстоит и с установкой на разные POS-терминалы кассового ПО. Если в магазине оборудование стандартизировано, то ИТ-специалисту достаточно залить мастер-образ кассовой системы, а затем тиражировать его на все кассы. В противном случае придётся столкнуться с многочисленными конфигурациями оборудования. В результате этого существенно возрастает время работ по установке кассовой программы, подключению периферии. Да и квалификация специалиста по установке потребуется более высокая. Соответственно, у ритейлера возрастают трудозатраты и финансовая нагрузка.

Более того, во время установки кассового софта могут возникнуть ошибки, которые тяжело квалифицировать. Если оборудования стандартизировано, то обнаружить и устранишь ошибку проще. Если нет, то, как правило, растёт количество плавающих ошибок из-за несовместимости устройств и ПО. Их выявить тяжелее.

Чем опасен «зоопарк» кассового оборудования в магазине?


Сервис: игра «попробуй, разберись чей»

Другая важная проблема, которая возникает в результате зоопарка кассового оборудования – это сложности сервисного обслуживания. На каждое устройство есть своя гарантия от определённого сервисного партнера. Ритейлер сталкивается с грандиозной бумажной волокитой – с каждой компанией ему нужно согласовать договоры поставок, сервисного обслуживания. Таким образом сразу увеличиваются круг задач и число задействованных в них людей.

Как правило, магазины редко держат в штате своих ИТ-специалистов. Гораздо чаще они прибегают к помощи сервисных подрядчиков. И вот теперь представьте, что сломалась одна из касс – сотрудникам магазина нужно оперативно сообщить о проблеме специалистам. И при этом они должны чётко знать, что если вышла из строя касса «А» – нужно звонить вот этому подрядчику, а если POS-компьютер «Б» – то другому. 

На деле персоналу тяжело ориентироваться в создании заявок на обслуживание: они звонят не в ту компанию, в результате чего возрастают скорость реакции и время простоя оборудования. А эти факторы напрямую влияют на потерю прибыли, увеличение очередей, падение лояльности покупателей. 








Какие могут быть решения?

Если в магазине уже сложился зоопарк кассового оборудования, то совладать с ним можно несколькими способами:

  • во-первых, сформировать на уровне магазина стандартизированный список оборудования и составить чёткие инструкции по обращению к сервисному подрядчику. В таком случае персонал будет знать, что, если сломалась касса от бренда «А», звонить нужно в компанию «А»;

  • во-вторых, можно отдать услуги по управлению сервисом кассового оборудования одному внешнему подрядчику. Он будет выступать в качестве «единого окна» для сотрудников магазина. То есть, при любой внештатной ситуации персонал звонит только ему, а специалисты подрядчика уже разбираются в инциденте и уведомляют о нем советующих партнеров;

  • в-третьих, постепенно избавляться от зоопарка. Понятное дело, тут сразу же возникает вопрос, а как тогда выбирать кассовое оборудование, чтобы снова не столкнуться с винегретом? Самый оптимальный вариант – отдать предпочтение готовым решениям от производителей — в них уже предусмотрено совместимое оборудование и установленное на нём программное обеспечение. Да и сервисный подрядчик обычно в таком случае только один.

Как показывает практика, готовые решения существенно экономят как финансовые затраты ритейлера, так и его нервы. 

Андрей Мурадов, 
старший менеджер по продукции группы компаний «Пилот»
0
Реклама на New Retail. Медиакит