0/5

Будущее рынка фулфилмента в России: драйверы и барьеры

Будущее рынка фулфилмента в России: драйверы и барьеры
время публикации: 12:00  04 мая 2015 года
Рынок фулфилмента в России показывает уверенный рост, количество игроков исчисляется десятками, новые участники продолжают появляться. Есть уже даже примеры ухода компаний с этого рынка.

Рост связан в первую очередь с такими факторами как:
  • общее развитие электронной коммерции в стране в денежном выражении, рост количества заказов (на 2015 год прогноз Data Insight – 195 миллионов выполненных заказов);
  • активное развитие интернет- и мультиканальных продаж крупными офлайн-ритейлерами наравне с выходом на рынок новых е-commerce игроков.

Рынок электронной коммерции достаточно подвижен – участники зачастую сталкиваются с проблемами выбора фулфилмент-оператора. Хотя операции по онлайн-продажам стартовали всего 2-4 года назад, у многих интернет-магазинов уже есть опыт перехода от одного фулфилмент-центра к другому.

Depositphotos_53924885_s.jpg

Фулфилмент как процесс исполнения заказов можно отнести к категории производственных, где любой товар, находящийся в местах хранения, а также упаковочные материалы – это сырье, а процессы сортировки, упаковки заказов пользователей – это производство. То есть упакованный заказ, готовый к отправке в курьерскую службу или к загрузке в машину, – это готовая продукция. Фулфилменту как процессу также свойственны все ограничения и основные законы производства. Если следовать производственной классификации, то абсолютное большинство фулфилмент-центров – это кустарное производство, зачастую расположенное в цехах бывших фабрик, типографий, помещения класса С, не оборудованных специально под складские процессы, погрузку/выгрузку ТС.

Помимо кустарных производств есть и небольшие фабрики. Иногда они расположены в черте крупных городов, для обеспечения хорошей транспортной доступности при доставке заказов сразу из фулфилмент-центра, с самостоятельно разработанной IT-системой, которая позволяет клиентам выбирать тип хранения, упаковки, подбора товара.

Основные тренды и тенденции на рынке

Согласно исследованиям J`son & Partners Consulting, тренд последних месяцев – онлайн-ритейлеры испытали на себе снижение продаж в связи с резко изменившейся экономической ситуацией. Те, кто занимался операционной обработкой интернет-заказов на своих мощностях, столкнулись с тем, что у них начали освобождаться площади, простаивать оборудование, появилась необходимость сократить часть персонала. В этой ситуации они приняли достаточно логичное решение – начать продавать свободные операционные мощности внешним клиентам, зачастую перекладывая часть себестоимости своих операций на новый, сторонний интернет-магазин. Однако они предлагают только тот набор процессов и услуг, который уже настроен для собственных заказов, и адаптация под процессы внешнего интернет-магазина может занять время и ресурсы. В такой ситуации неизбежны случаи, когда заказы стороннего интернет-магазина получают более низкий приоритет по сравнению с собственными интересами компании.

Исторически сложилось так, что крупные логистические игроки в момент становления е-commerce рынка России и взрывных динамик продаж онлайн-ритейлеров оказались не готовы предложить полный спектр качественных услуг, необходимых для поддержания резкого роста крупных интернет-магазинов. Справедливости ради стоит отметить, что игроки крупного е-commerce, которые все же смогли адаптировать свои процессы под внешние нужды и набрать пул клиентов, успешно оказывают данные услуги. Это характерно в первую очередь для сегмента fashion, однако эти фулфилмент-центры ограничены габаритами товаров, которые берут на обработку.

 Драйверы и барьеры роста

Основной драйвер развития рынка фулфилмента в России – это, конечно, развитие самой отрасли электронной торговли, которой даже в кризисный год прогнозируют рост, пусть и замедленный. Несмотря на угрозу для местного e-commerce со стороны китайских интернет-гигантов, Россия – страна с огромной и продолжающей расти покупающей интернет-аудиторией.

Depositphotos_37184449_s.jpg

Вторым драйвером продолжает быть переход традиционной розницы в онлайн и мультиканальность. До сих пор еще многих офлайн-игроков нет в онлайне, при этом они могут реализовывать большие объемы продукции онлайн через своих дистрибьюторов, и многие еще только думают об открытии собственных интернет-площадок. Омниканальность – следующий виток развития крупных фулфилмент-центров в России, подготовка к нему может занять год-другой, все зависит от запросов е-commerce рынка и готовности фулфилмента оказывать полный спектр логистических услуг как для онлайн-, так и офлайн-продаж.

Третий драйвер – приход на российский рынок зарубежных брендов и ритейлеров, не только европейских. Многие прощупывают почву для выхода в Россию, и попадают на рынок путем отправки посылок из-за рубежа местным покупателям, благо условия беспошлинного ввоза для физических лиц позволяют. После того как российский рынок становится для них ключевым, благодаря своей аудитории и размерам они задумываются о полноценном выходе с открытием представительства. Тут и включается работа с фулфилмент-центрами, куда завозятся крупные партии товара, а выходят уже готовые заказы пользователей.

Depositphotos_14231149_s.jpg

Основной барьер в том, что интернет-магазины почему-то все еще делают выбор в пользу строительства своих собственных операций для интернет-продаж. В долгосрочном периоде это не перспективно, так как основная компетенция интернет-магазина – сфокусироваться и развивать интернет-продажи. Операциями должны заниматься профессионалы, располагающие специально подготовленными для этого помещениями с системами пожаротушения и видеонаблюдения и пропускным режимом. Необходимо профессионально подобранное для определенных операций и товарных групп оборудование, не говоря уже про IT: лицензия и стоимость доработок промышленной WMS-системы, «мозга» всех операций, стоит не одну тысячу евро. Онлайн-ритейл, обращаясь к профессиональным фулфилмент-операторам, получает доступ зачастую дешевле, чем у операторов с самыми дешевым оборудованием и системами. Привлекательная юнит-экономика достигается большим объемом обрабатываемых заказов и единиц хранения на единицу площади, но построить эффективные операции можно лишь путем больших инвестиций, финансовых и времени. Построить такого класса операции интернет-магазину – означает достать эти деньги из своего маркетингового бюджета.

Дмитрий Лобанов,
руководитель направления «Электронная коммерция» Itella в России

0
Реклама на New Retail. Медиакит