0/5

Франшиза или самостоятельное дело — выбираем с умом

Франшиза или самостоятельное дело — выбираем с умом
время публикации: 10:00  26 июня 2015 года
Собираясь начать собственное дело, многие задумываются о приобретении франшизы. Кто-то предполагает, что такой выбор будет заведомо успешным. Другие уверены, во франшизе нет смысла, проще посмотреть и сделать то же самое под своим брендом. Ошибаются и те, и другие.
Некоторое время назад к команде Like присоединилась Виктория Зарипова. Она открыла Like хостел в Казани. По франшизе. Недавно она рассказала свою историю успеха читателям моего блога. «Новичкам в бизнесе я рекомендую делать всё, что говорят другие франчайзи, даже если это кажется не логичным. Делать, а не думать», — отметила Виктория. К слову скажу, Виктория далеко не глупая девушка, слепо следующая рекомендациям. У неё достаточно собственных знаний, она изучила большое количество бизнес-литературы. И всё же поняла главное: если ты покупаешь франшизу, рекомендациям надо следовать! Это отнюдь не потому, что продавец франшизы умнее всех остальных. Просто больше опыта. Именно это — одна из тех причин, по которой люди покупают франшизу. Но не единственная.

Возьмём Coffee Like. Представьте, что вы открываете точку формата «кофе с собой». Решили отказаться от покупки франшизы. Первое, что вам понадобится — качественный кофе. Для себя вы возьмёте небольшую партию и существенных скидок здесь ожидать не стоит. Для Coffee Like же мы закупаем кофе централизованно, большими объёмами и получаем скидку. Наши франчайзи тратят меньше денег на закупку сырья. Следовательно себестоимость стакана кофе будет ниже, а значит и конечная цена для клиента может быть ниже, чем у конкурентов. Гостям кофеен это понравится. Кстати, о лояльности покупателей. Начинающий предприниматель вместе с франшизой покупает как раз таки ту самую лояльность и доверие покупателей. Очень важно своей работой поддержать полученные блага в дальнейшем. 

Depositphotos_23639597_s.jpg

И вот мы пришли к тому, почему иногда франшиза не работает. Люди открыли точку под известным брендом, получили лояльных покупателей, но не следят за качеством продукта и обслуживания. Как результат, клиенты уходят. Иногда это происходит из-за самого предпринимателя и его нежелания тратить время на ведение бизнеса. Он всё пускает на самотёк. А иногда продавец франшизы не обеспечил франчайзи достаточным количеством знаний. Именно поэтому очень важно подходить к выбору франшизы с умом.

Владельцу франшизы нужно продать её с выгодой для себя, а франчайзи надо получить прибыльное дело. Не всегда владелец франшизы показывает реальную картину прибыльности бизнеса. Самое верное решение для франчайзи — посмотреть на работу действующих точек, побеседовать с теми, кто уже купил франшизу. Как вариант, запросить у компании-франчайзера бизнес-планы и графики доходов среднестатистической точки. По возможности пообщайтесь с создателем франшизы лично. Не всегда есть такая возможность. Но если она подвернулась вам — не упускайте её.

Хочу поделиться с вами ещё одной очень показательной историей. Игорь Фалалеев – партнер Coffee Like из Санкт-Петербурга. Изначально у Игоря было очень много сложностей. Как и у большинства начинающих предпринимателей. Была проблема найти деньги на открытие — нашёл. Район проживания казался очень перспективным рынком: вблизи станция метро и большой новый спальный район. Но найти нужную точку в этой локации стало непростой задачей. Место нашли, но арендная плата была слишком высока — 135 тысяч рублей. Игорь и его жена, с которой они вместе ведут бизнес, нашли выход. Ребята скооперировались с продавцами аксессуаров для мобильных телефонов и снизили аренду до 75 тысяч рублей в месяц. Спустя какое-то время произошло то, что у многих выбьет почву из-под ног. 

Depositphotos_53310243_s.jpg

Ларёк сносили, Игорю дали 40 минут, чтобы вынести оборудование. Ребята не опустили руки, нашли новое место. А спустя месяц-полтора им предложили вернуться на прежнее место, но уже в новые павильоны, где возможно создание мини-кафе. Они сделали ремонт за собственный счет, собрали стойку и начали работать на два фронта. Но спустя два месяца и это кафе было снесено! «Мы не стали спорить, а просто сконцентрировались на дальнейших делах. И придумали гениальное по своей простоте решение: поменять местами кофе-бары. На место, где их постоянно сносили, перевезли мобильный прицеп, а на место прицепа поставили большой красивый павильон, и через две недели у нас опять было два рабочих кофе-бара», — делится воспоминаниями Игорь. И все же позже ребятам пришлось покинуть многострадальное место на Комендантском проспекте, поскольку не удалось получить от администрации гарантий стабильности. Но разве они проиграли? «Самому открываться — это как в прорубь одному лезть,  никто не подстрахует. Заработали больше, чем потратили бы это время “на дядю”. Научились ценить время и людей», — такие выводы озвучил сам Игорь. Это очень четкая грань между самостоятельной работой и помощью от франчайзера. Те, кто не понимает, что им тоже придётся работать и принимать решения, даже с франшизой не построят успешного дела.

Depositphotos_71171123_s.jpg

И напоследок некоторые короткие заметки, которые помогут понять, как функционирует бизнес по франшизе. Покупая франшизу вы должны: соблюдать контроль качества, оплатить первоначальный взнос с текущими платежами, вести дело, пользуясь символами и товарными знаками, соблюдать коммерческие стандарты, информировать о возникающих трудностях и работать совместно с владельцем франшизы. И помните, договор — всему голова! Изучайте его внимательно. Это основа вашего будущего бизнеса.

Аяз Шабутдинов,
0
Реклама на New Retail. Медиакит