Если вы импортируете из Китая, то знаете про Китайский Новый год - потому что в этом период бизнес, в буквальном смысле, останавливается.
Лиа Сейджхорнне скажет вам, чему посвящен грядущий весенний фестиваль в Китае - году обезьяны или году шерстистого мамонта.
Но она, как директор местного бренда одежды, точно знает, что ее фабрики в Китае будут отрезаны от внешнего мира на несколько недель. Это значит - никаких поставок, никаких звонков, и даже никаких имейлов.
Праздник, который в этом году пришелся на понедельник, это китайский аналог Рождества, Дня Благодарения и Суперкубка вместе взятых. Фабрики самой крупной страны-экспортера закрывают свои двери, и работники заполняют автобусы и поезда, чтобы добраться домой, совершая крупнейшую ежегодную миграцию на Земле. Бизнес и торговля останавливаются.
То есть, пока жители Китая кушают пироги, запускают фейерверки и потихоньку тратят деньги, Сейджхорн и ее команда используют паузу, чтобы использовать традиции празднования лунного нового года в свою пользу - в частности, для уборки, организации и поддержки цехов для того, чтобы все были в курсе событий. Также они планируют экскурсии по закроечным фабрикам и выставкам.
«Мы практически сворачиваем производство на следующие три недели», - сказала Сейджхорн, которая сейчас работает для Tobi, онлайн-ритейлера молодежной женской одежды в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. «Мы должны все успеть до Китайского Нового года».
Когда вы привязаны к китайским производителям, как Сейджхорн, - огромное множество товаров бренда Tobi импортируется из Китая - вы должны относиться к китайским праздникам, как будто бы их празднуют и у вас. По словам Сейджхорн, работники Tobi учли это при планировке своего графика и уже спроектировали план «на год вперед», учитывая празднования Китайского Нового года в 2017 году.
Волновой эффект вырос еще более явно, с тех пор как Китай стал открытым для мира более, чем три десятка лет назад и трансформировался в экспортного гиганта.
В Лос-Анджелесе огромное количество ритейлеров одежды, дистрибьюторов электроники и продавцов игрушек связано с Китаем огромным количеством товаров. В 2015 году китайский импорт, поставленный в порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич в целом составил примерно $162,7 миллиардов, являясь крупнейшим источником импортных товаров для двух портов - заявил Джок О'Коннелл (Jock O'Connell), международный торговый экономист Beacon Economics. Также в прошлом году примерно $20,3 миллиарда китайского импорта было доставлено в Международный аэропорт Лос-Анджелеса.
Обычно экономисты и аналитики пренебрегают данными об экономике Китая во время весенних фестивальных месяцев января и февраля (по лунному календарю праздник смещается каждый год) из-за ее остановки. На финансовых рынках также наблюдаются значительные спады активности, способствующие искажению данных.
В среднем с 2010 г. стоимость товаров из Китая, импортированных через порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич снижалась в январе на 17,3 %, а затем с февраля по март возрастала на 3,3 % - заявил О'Коннелл.
В этом году китайский праздник официально стартовал в субботу, 13 февраля. Однако сбои также ощущаются за неделю до и неделю после него.
Большие компании, многие годы, сотрудничающие с Китаем, знают об этом и готовятся. Они используют тесные отношения со своими подрядчиками, чтобы гарантировать получение преимущественных прав на производственные мощности до Нового года. Это ключевой момент, потому что покупатели нуждаются в дополнительных объемах, чтобы перекрыть период остановки производства, а фабрики располагают ограниченным количеством оборудования и рабочей силы.
«Чем больше ваше предприятие, тем больше (фабрик) могут снабжать вас», - заявил Джон Корниш, генеральный менеджер DHL Express U.S. в западном регионе.
Китай - один из трех крупнейших рынков DHL. Когда наступает Китайский Новый год, картина резко меняется, причем настолько, что логистическое оборудование компании просто простаивает во время праздников.
По словам Корниша, ему остается планировать наперед работу малых и средних компаний. Некоторые фабрики закрываются за неделю до начала официальных праздников или даже раньше. Другие по привычке заканчивают работу еще раньше - явно сказывается на снижении качества некоторых товаров в это время года.
После окончания праздника производителям может потребоваться неделя или больше для возвращения к работе в обычном режиме.
Это усложняется тем фактом, что многие китайцы используют весенний фестиваль для поиска новой работы. То есть, фабрики должны обучить новых работников. А американские покупатели часто думают, что имеют дело с новыми китайскими торговыми представителями, когда обрабатывают резюме.
«Я не думаю, что здесь люди полностью одобряют то, как начинает снижаться производство на протяжении нескольких недель до праздника и не возвращается на прежний уровень в течение двух или трех недель спустя», - говорит Джон Фрисби, президент Американско-китайского бизнес-совета в Вашингтоне.
Обычно волна морского товаропотока поднимается за шесть-восемь месяцев до Китайского Нового года, широко известного как весенний фестиваль в Китае. Но в этом году товаропоток снизился - заявил О'Коннелл.
Он винит в этом замедление темпов роста китайской экономики и снижение спроса на импорт, потому что e-commerce ритейлеры забили свои склады во время американского сезона праздников.
«Это странное стечение обстоятельств», - сказал О'Коннелл.
Если вы сомневаетесь, стоит ли сотрудничество с Китаем всей этой новогодней суматохи, подумайте о том, что: Не так и много существует альтернатив.
Лунный календарь хотя бы частично соблюдается в Азии, в особенности, в китайской диаспоре. Во Вьетнаме, невероятном производственном хабе, это Тет - первый день весны. В Южной Корее празднуют Соллаль - Корейский Новый год. В результате наблюдается определенный уровень замедления в цепи поставок, вне зависимости от того, где вы окажетесь.
«Если вы поедете в Корею и спросите меня, какой праздник здесь самый главный, то я скажу, что это - Китайский Новый год, а не традиционный (по григорианскому календарю) Новый год», - говорит Сунг Вон Сон, экономист Cal State Channel Islands.
Больше того, в американских компаниях знают, что Китай - со всеми своими взлетами и падениями в огромной экономике - нельзя переплюнуть, когда речь идет о логистической инфраструктуре в секторе экспорта и низких затратах на рабочую силу. Один месяц отдыха - это низкая цена.
«Если я создаю банк мощностей, то фабрики, с которыми я сотрудничаю, в состоянии выполнить почти все этапы сборки, но они также нуждаются в поставщиках безопасных элементах аккумуляторов, шурупах и пластике», - говорит Макс Леви (Max Levy), продуктовый менеджер Hypercel Corp., производителя и дистрибьютора аксессуаров для мобильных устройств из Валенсии.
«Если в стране нет всего этого поблизости, то они не смогут предложить такие же цены и тарифы. В этом конкурентное преимущество Китая».