0/5

Конференция НАСТ: большие данные и рынок аренды. Новые возможности для ритейла?

Конференция НАСТ: большие данные и рынок аренды.  Новые возможности для ритейла?
время публикации: 12:40  25 апреля 2017 года
На прошлой неделе состоялось ежегодное собрание членов Национальной ассоциации участников сетевой торговли (НАСТ). На конференции особое внимание уделялось обсуждению ФЗ-54 и рынку аренды. Итогом ежегодного собрания стала презентация BTS от НАСТ, составленного коллективным трудом юристов от различных компаний.

21 апреля в Москве прошло ежегодное собрание членов НАСТ. Деловая программа встречи включала в себя следующие дискуссионные панели: 

  • «Онлайн-фискализация или новые возможности для бизнеса по эффективности бизнес-процессов»;
  • «Рынок аренды»;
  • Презентация BTS (преддоговор) от НАСТ и типовой договор аренды для ритейлеров.

На конференции особое внимание уделялось обсуждению ФЗ-54, который обязывает ритейлеров перейти на новую систему онлайн-фискализации. НАСТ активно участвует в обсуждениях проблем, связанных с реализацией 54-ФЗ, выступая медиатором между налоговой службой, поставщиками касс и представителями ритейла. 

Ассоциация проанализировала пользу для ритейлеров от перехода на новые ККТ и озвучила следующее видение:

  • Обеление рынка, уход недобросовестных конкурентов, создание единых условий для всех
  • Понятное взаимодействие с ФНС
  • Быстрая онлайн-регистрация, перерегистрация  касс
  • Выгрузка данных из ОФД для арендаторов
  • Отказ от печати в салонах отчетных форм КМ1 - КМ9
  • Возможность оперативного контроля за работой касс (при наличии мобильного приложения у ОФД)
  • Отказ от бумажных чеков в перспективе
  • Получения укрупненной аналитики от ОФД в перспективе
  • Выгрузка чеков из ОФД за любой период (по договорам аренды арендатор обязан по запросу арендодателя предоставлять копии кассовых документов)
  • НАСТ работает над возможностью упрощения оформления возвратов в салонах (возможность не формировать РКО на каждый случай возврата денежных средств покупателю).

Учитывая тот факт что реформу можно признать состоявшейся, в рамках конференции были затронуты вопросы новых возможностей, которые открываются для бизнеса.

Затрагивая текущую ситуацию с переходом на онлайн-кассы, Алексей Краснопольский, директор по продукту компании «Первый ОФД», напомнил, что, согласно ФЗ-54, ритейлеры должны перейти на ККТ нового образца. Они, в свою очередь, в режиме онлайн передают через операторов фискальных данных всю информацию о покупке в ФНС. Через операторов фискальных данных проходят огромные объемы информации и они, как того требует закон, передаются в налоговую службу. Однако, как заметил Алексей Краснопольский, с этими данными можно и нужно работать, не нарушая при этом чьих-то прав и не передавая их третьим лицам. «Просто данные о продажах могут быть не так интересны, как данные, сопоставимые с информацией о клиентах. Так бизнес может понять, кто его покупатель», - подчеркнул спикер, добавив, что такая информация очень полезна для таргетированной рекламы.

Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Новард», в рамках своего выступления напомнил, что данные – это не панацея. Как отметил Саркисов, у розничных компаний всегда были данные, за исключением инструментария работы с ними, который является частью стратегии коммуникации с клиентом. «Обладая такими данными, мы должны взглянуть на ситуацию глазами клиента и определить тональность общения с ним, при этом не нарушая его личное пространство», - заметил Саркисов. Он также подчеркнул, что даже самый большой объем данных еще ничего не говорит о реальных потребностях клиента.

Конференция НАСТ: big data онлайн-фискализации и рынок аренды

Артем Соколов, исполнительный директор АКИТ, обратил внимание, что в интернете ФЗ-54 работает по-другому: в качестве альтернативы используются облачные решения, которые предусматривают аренду интернет-магазином кассового аппарата, покупку фискального накопителя, интеграцию в сервис и использование соответствующего канала передачи данных. Но бизнес столкнулся с проблемой: в российском законодательстве на данный момент не предусмотрено использование облачных решений, и теперь онлайн-ритейлеры ждут разъяснений от властей. Тем не менее, как подчеркнул спикер, данное решение может в будущем применяться и в офлайн-секторе, когда можно будет по желанию клиента не выдавать бумажный чек, а просто отправлять его на электронную почту.

Конференция НАСТ: big data онлайн-фискализации и рынок аренды

Модератор сессии Тихон Смыков, генеральный директор Inventive Retail Group, резюмировал, что ритейлеры оказались под неким давлением из-за спешки при установке онлайн-касс. По его мнению, из-за этого бизнес упускает один очень важный момент: государством фактически создается идентификационное пространство, где выявляются данные о покупках в привязке к данным о лицах, которые их совершают. «Мы сможем, в конечном счете, оперировать данными в разрезе фактически реализуемых покупок, это колоссальный шаг в эффективности коммуникации с клиентами», - подытожил Смыков.

Рынок аренды

На дискуссии «Рынок аренды» собрались интересные эксперты, представляющие все стороны – девелопер, ритейлер, государство, консалтинг. Стоит отметить, что на сегодня НАСТ является единственным бизнес-объединением, которое продвигает и защищает интересы ритейлеров в части арендных отношений.

Дискуссию о рынке аренды открыл Евгений Бутман, основатель и председатель совета директоров ГК ideas4retail, предоставив слово Рубену Арутюняну, президенту «Хендерсон-Россия», который напомнил о продолжающемся с 2014 года падении рынка розничной торговли. «Что произошло за эти три года? Драматическая девальвация российской валюты в два раза привела к снижению покупательской способности населения и снижению проходимости в ТЦ. Мы видим, что покупатель ищет товары со скидкой, он больше не хочет приобретать что-либо по первым ценам. Из-за этого у нас падает маржа. Это совпало по времени с открытием новых ТЦ в формате аутлетов, где идет активный рост продаж и трафика покупателей. Но в целом, мы понимаем, что мы там не очень зарабатываем. Как нам с этим жить?», - отметил Арутюнян в своем выступлении. В этих условиях ритейлеры рассматривают новые взвешенные условия сотрудничества с арендодателями, которые позволят и ритейлерам и арендодателям не быть убыточными. Как заметил Борис Кац, директор по развитию компании «Леонардо», продажи во многих секторах уходят в интернет и это начинает значительно давить на выручку розничных магазинов. Количество торговых центров продолжает расти и предложение торговых площадей также растет за счет ввода новых ТЦ, развития стрит-ритейла, реконцепции старых торговых центров. «Несколько лет назад ставки аренды были неприемлемыми для ритейлеров и сейчас идет тенденция к их снижению, однако на это идут не все арендодатели, но в целом по рынку процесс, несомненно, идёт» - подчеркнул он.







Олег Войцеховский, управляющий директор Российского Совета Торговых Центров, напомнил, что во время кризиса 2008 года ритейлеры написали коллективное письмо, в котором попросили владельцев ТЦ на треть снизить ставки аренды, на что владельцы площадей пойти не могли. Тогда прошло собрание, итогом которого стало решение договариваться с каждым арендатором о денежных или иных условиях индивидуально. «Сейчас, по истечении времени, мы видим, что нужно выходить на новый уровень отношений», - подчеркнул спикер. Он добавил, что было предложено весьма интересное решение – подписать соглашение о том, как участники рынка будут двигаться вперед шаг за шагом. Девелоперы положительно отнеслись к данной идее, отметив, что надо согласовать схему взаимодействия в общем, а потом согласовать конкретные вопросы – общий арендный договор, раскрытие информации и последующие шаги, вытекающие из результатов реализации предыдущих этапов. Подписать соглашение Олег Войцеховский предложил на международной выставке REX (проект соглашения находится на согласовании).

HACT_pipe_hr_175.jpg

На встрече также присутствовал Сергей Лобанов, заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Он рассказал, что на рынке сейчас идет переток рыночной силы, когда «ритейлеры не то, чтобы диктуют свои правила, но оказались услышаны». Также Лобанов отметил положительную динамику в работе Министерства с бизнесом.








Статические данные представил Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, который отметил, что за последние 14 лет график ввода ТЦ был практически сопоставим с графиком цен на нефть. Так, в 2008 году наблюдался пик предложения, когда был зафиксирован высокий уровень цен на нефть, в 2009-м достраивались те ТЦ, которые не успели сдать ранее. Потом начался спад в экономике, пик кризиса пришелся на 2014-й. Дальше все девелоперы вновь взялись за стройку, оказавшись заложниками потребительской ситуации на рынке. Аналитики ожидают, что к концу года объемы ввода новых ТЦ составят около 400 тыс. кв. м – это одна из самых низких цифр за последние несколько лет. «Не лучше ситуация и в США, где рынок ТЦ буквально умер: Торговые центры и розничные торговые операторы банкротятся каждый месяц» - отметил Обуховский. «Торговые центры умирают, но возрождается стрит-ритейл, фэшн-торговля умирает, но появляются разнообразные лайфстайл-концепции. Всё более возрастает роль туристов в торговле. Москву это тоже ждет. Есть разные теории, но столица становится все более популярным местом для туристов, растет роль стрит-ритейла», - подытожил свое выступление Александр Обуховский.

Однако Евгений Бутман не согласился с этим тезисом и поставил под вопрос светлое будущее стрит-ритейла в России, заметив, что, торговые центры для ритейлеров в настоящее время являются «убежищем от бурей и невзгод». К примеру, «в Москве еще никогда не наблюдалось такой нелюбви к ритейлерам со стороны властей, как сейчас» - подчеркнул Бутман. «Бизнесменам сложно открывать торговую точку, которая в скором времени может закрыться на несколько месяцев из-за очередных строек».

1.jpg

Сергей Саркисов отметил, что очень важно, чтобы каждый торговый центр в качестве стандарта работы с арендаторами делал рейтинг арендаторов по общей выручке, по выручке с квадратного метра, а также категорийный рейтинг по типам арендаторов.

Как было уже отмечено, НАСТ уделяет много времени работе по улучшению условий ведения бизнеса в рамках арендных отношений. В НАСТ существует постоянно действующая рабочая группа и результаты работы группы были представлены Василием Глазовым и независимым юристом Евгенией Булавицкой.

BTS от НАСТ и типовой договор аренды для ритейлеров

Итогом ежегодного собрания стала презентация BTS от НАСТ (business terms sheet -  предварительно согласованные коммерческие условия, подписанные перед заключением договора аренды), составленная коллективным трудом юристов от различных компаний. Рабочую группу представил Василий Глазов, директор юридического департамента ГК «Хендерсон-Россия», который рассказал, что составленный договор они назвали iBTS – идеальный BTS. Глазов подчеркнул, что в договоре максимально учитываются интересы ритейлеров в балансе с интересом арендодателей. «Он представляет собой перечень условий протекционной направленности. Основная идея проекта – предоставить участникам рынка юридическую дорожную карту для успешного ведения переговоров с ТЦ и для защиты интересов ритейлеров» - отметил Глазов.

Конференция НАСТ: big data онлайн-фискализации и рынок аренды

Борис Кац анонсировал, что одновременно с разработкой BTS, работала вторая рабочая группа, возглавляемая независимым юристом Евгенией Булавицкой, которая подготовила сам договор аренды, и он теперь доступен для всего рынка. Большое внимание в договоре уделено не только юридическим вопросам, а практическим аспектам, таким как взаимодействие арендаторов и торговых центров в вопросах маркетинга, работы с монопольными компаниями, предоставляющими услуги в торговом центре и многим другим вопросам практического взаимодействия ритейлеров с арендодателями.

Конференция НАСТ: big data онлайн-фискализации и рынок аренды

На закрытой части Общего собрания Исполнительный директор НАСТ Лия Левинбук призвала членов Ассоциации активнее вовлекаться в повестку и делиться своим мнениям по текущим рабочим вопросам в режиме онлайн. не молчать о проблемах.

Конференция НАСТ: big data онлайн-фискализации и рынок аренды

«В НАСТ, как и в любом бизнес-объединении, основной целью является лоббирование интересов отрасли. Поэтому прошу участников Ассоциации не только активней участвовать в рабочих группах, но и формовать повестку отрасли самостоятельно. Кроме того, помогать привлекать новых членов в НАСТ, т.к. чем больше участников в Ассоциации, тем проще и быстрее решать поставленные перед НАСТом задачи», - подытожила Лия Левинбук.

0
Реклама на New Retail. Медиакит