0/5

Почему привлечение инвестиций мешает росту компании: кейс создания компании BeFit

Почему привлечение инвестиций мешает росту компании: кейс создания компании BeFit
время публикации: 10:00  16 марта 2021 года
BeFit — это семейный бизнес супругов Анастасии Грашкиной и Михаила Немцана, который существует уже 4 года. На сегодняшний день оборот составляет суммарно около 220 млн в год. Анастасия рассказала New Retail о том, как развивался бизнес. В чем главное преимущество стратегии развития компании без привлечения сторонних инвестиций?
Рынок инвестиций в российские компании находится ещё в зачаточном состоянии. Объем публичных сделок с участием российских стартапов за 2019 год составляет 11,6 млрд рублей. Объём не такой большой, как хотелось бы, а при вложении в стартапы, по статистике, 90% обречены на провал уже после 1-2х месяцев работы. О том, почему решили запускаться без инвестиций и какие сложности пришлось преодолеть, рассказывает  Анастасия Грашкина, сооснователь BeFit.
Анастасия Грашкина
Анастасия Грашкина, сооснователь BeFit 

BeFit — это семейный бизнес супругов Анастасии Грашкиной и Михаила Немцана, который существует уже 4 года. На сегодняшний день оборот составляет суммарно около 220 млн в год, и ежедневно мы кормим 1500-2000 тыс человек. 


Перед тем, как запустить проект я много работала по найму, из-за чего график питания оставлял желать лучшего: непонятные перекусы, забытые завтраки. Я мечтала о том, чтобы кто-то считал калории и готовил за меня. Вариант сэндвичей и кулинарии в магазинах не подходил, а о том, что готовую полезную еду будут доставлять на дом я и мечтать не могла.

Михаил работал над автоматизацией ресторанного бизнеса в ИТ-компании Iiko. Он видел проблему в отсутствии прогнозируемого спроса. У некоторых служб доставок могут отсутствовать заказы, и соответственно курьеры с поварами простаивают. Или же наоборот. Михаил хотел сделать сервис персонального питания под индивидуальные потребности с доставкой. Поэтому, мы внедрили подписную систему для нашей компании, что позволило заранее увидеть количество заказов и доход.

Через три месяца у нас получилось выйти в ноль, а через полгода мы окупили вложенные инвестиции. Это случилось быстро благодаря грамотному планированию расходов: мы считали все показатели, включая мелкие суммы вроде покупки на канцелярии, и не допускали лишних трат. 

Сейчас наша главная цель — реинвестировать прибыль в развитие. Мы пока что не заинтересованы в привлечении сторонних инвестиций и стараемся справиться самостоятельно. При годовом обороте в 220 млн рублей и 2 000 клиентов наша доль на рынке, по данным РБК, составляет около 3%. 

Почему запуск инвестиций мешает росту компании: кейс создания компании BeFit

  
Про запуск без инвестиций 

Мы не привлекали инвестиции, не использовали кредитные займы, а начали вдвоём, я — Грашкина Анастасия и Михаил Немцан, и вырастили своими силами компанию, в штате которой задействованы порядка 200 человек. Наш бренд развивается в Москве и Санкт-Петербурге, а первый объём вложений, с которого мы начали путь в бизнес, составил всего 300 000 рублей собственных сбережений. 

Безусловно, главным преимуществом привлечения инвестиций является скорость роста компании. Привлечение инвестиций позволяет не тратить время на постоянный поиск финансов и занимать голову вопросом — где бы ещё достать денег, чтобы покрыть зарплату сотрудников, оплату рекламы, покупка нового оборудования. На все эти процессы уходит огромное количество времени, а главное эти мысли занимают внушительный объём в голове и не позволяют протиснуться конструктивным решениям о стратегии развития продукта и проекта. 
Отдых делает ум более гибким и податливым, что помогает выйти за рамки и мыслить свободно. Например, мы месяцами не могли найти решение, как сделать рационное меню более персонализированным. В итоге, как только мы оказались неподалеку от леса в тишине и спокойствии, у нас родилась идея, как это сделать.

Если проект не взлетит, то вы отвечаете деньгами инвестора, а не собственными накопленными средствами или обязательствами перед родственниками и друзьями.
Ещё один важный плюс в том, что, если идея действительно классная и может решить проблемы сотен и тысяч людей, но пришла она в голову человеку без начального капитала, с помощью инвестиций можно построить глобальные корпорации, ведь именно так когда-то начинались Facebook и Uber. 

Однако, несмотря на очевидные плюсы инвестирования, мы увидели для себя и минусы. 

Мы осознанно шли на запуск и развитие бизнеса без инвестиций. У нас было четкое видение продукта, мы в него верили и понимали, что привлечение инвестиций повлечет за собой ответственность перед партнерами, и нужно будет доказывать своё видение продукта и целесообразность каждого шага. А нам хотелось идти своим путём, и ни от кого не зависеть.

Однажды мы общались с инвестором, но на тот момент наша идея и сам рынок готового питания не был таким привлекательным как сейчас. Плюс, в производстве питания много так называемых «трений» — нужно оборудование, персонал, постоянный контроль качества, сертификация, проверки и самый сложно решаемый вопрос — это логистика, то есть непосредственно доставка продуктов до клиента. И тогда нас отправили додумывать идею до «глобального рынка». 

Этот случай стал ещё одним подтверждением того, что надо развиваться лишь своими силами. 

Когда идея рабочая и вы ей горите, то все силы необходимо направить на ее реализацию. Поиск инвестора, бесконечные переговоры, отказы, а они неминуемы, презентации — отнимают много сил и времени. Некоторые проекты с отличной идеей меняли свои взгляды и направления в угоду инвесторам, отказываясь от того, во что они верят. 

Бывает, когда люди ждут инвестора, бегают от одного к другому, при этом они не развивают свой продукт и полностью отказываются работать над ним без привлечения денежных средств. Они погружаются в бумажные согласования и подстраивают бизнес под нужную инвестору финансовую модель. Иногда это не отражает действительности, а искусственно накачивается, чтобы улучшить показатели перед инвестором. Если у вас хороший продукт, то клиент голосует рублем. 
 
Первый вариант проекта мы запускали на производстве нашего знакомого, который махнул на нас рукой и разрешил «поиграться с едой». А мы поверили в себя и построили производство в несколько раз, превышающее весь объём, где делали первые тестовые доставки. 


О трудностях…

Почему запуск инвестиций мешает росту компании: кейс создания компании BeFitТрудностей на старте было много, такое чувство, что они поджидали нас на каждом шагу. В первое время вы должны уметь делать все — руководить, отвечать за маркетинг, организовывать съемки, развозить заказы. Мы побывали в каждой из ролей. И для меня это было полезно, так как изнутри видишь всю работу — чего не хватает, как ее унифицировать и оптимизировать. Также нам помогло внедрение CRM системы для системы рационной подписки, благодаря чему мы смогли сэкономить на найме операторов и обеспечить лучший контроль эффективности сотрудников.  
 
На старте проекта мы сами развозили заказы, если курьер мог «внезапно» не выйти на работу, а замену вовремя найти не успевали. Мы сами принимали звонки с 5.00 до 23.00, придумывали креативы, снимали видео рекламу.
 
Несмотря на то, что такой подход может привести к эмоциональному выгоранию, результаты наших усилий всегда мотивировали нас на дальнейшее развитие. Было время, когда мы очень мало времени уделяли отдыху, спали по 4 часа, игнорировали выходные и не делегировали задачи — это не могло не сказаться на внутреннем состоянии. Я столкнулась с подавленным, депрессивным состоянием. Справиться с этим мне помог Михаил и наша договоренность раз месяц устраивать себе дни отдыха. 

Интересно, что все идеи по оптимизации бизнеса приходили именно в такие дни. Отдых делает ум более гибким и податливым, что помогает выйти за рамки и мыслить свободно. Например, мы месяцами не могли найти решение, как сделать рационное меню более персонализированным. В итоге, как только мы оказались неподалеку от леса в тишине и спокойствии, у нас родилась идея, как это сделать.

Когда мы стали делегировать задачи и научились отдыхать, то я начала приходить в норму. Мне понадобилось полгода на восстановление, Михаилу — один месяц. Помог мне в этом психолог и активный отдых. Несмотря на грустный период, он дал свои плюсы — переход на следующий этап, где я научилась управлять своим временем и распределять его так, чтобы его хватало и на заботу о семье, и на здоровые отношения с бизнесом, и на отдых. 
Когда идея рабочая и вы ей горите, то все силы необходимо направить на ее реализацию. Поиск инвестора, бесконечные переговоры, отказы, а они неминуемы, презентации — отнимают много сил и времени.

Поэтому, если компания начинает расти — не бойтесь делегировать задачи другим специалистам и не бойтесь доверять им. Начинать можно самостоятельно, но со временем лучше нанять профессионалов. А вы к тому времени можете заняться более сложными задачами и развивать новые направления.

Также стоит упомянуть неочевидную особенность нашей ниши — сезонность. К примеру, во время новогодних праздников количество заказов резко снижается. Это происходит, вероятно, из-за недоеденных салатов или семейных поездок к родственникам. Поэтому если вы заранее не посчитаете экономику на этот период и не составите план действий, то эти 2 недели могут существенно ударить по бизнесу и кошельку.

Почему запуск инвестиций мешает росту компании: кейс создания компании BeFit

 
О работе с курьерами

С курьерским отделом работать довольно сложно. Но мы относимся с пониманием и уважением. Если поступила жалоба от клиента — разбираемся с ней всем составом, не штрафуем курьеров.

Бывают и непредвиденные обстоятельства. Например, один наш курьер по пути к клиенту, попал в серьезную аварию, оставил машину на дороге и побежал пешком доставлять заказ. Курьер не сильно пострадал и был уже рядом с домом клиента. У одного курьера хотели отнять сумку в метро, но он ее удержал. 
Как показывает практика, значительная часть стартапов закрывается, не достигнув годовалого возраста. Одной из главных причин таких провалов является неумение распоряжаться финансовыми потоками и генерировать выручку для развития.

У курьерской команды есть мотивация. Один курьер спустя полгода работы стал помощником логиста. Он предлагал свою помощь в организации процесса курьерской службы, и мы его заметили. Другой — руководителем колл-центра. Оказалось, что у него отличные коммуникативные и организационные навыки. Он брал на себя ответственность за другие задачи. 


О планах

В ближайшее время мы планируем выйти в ритейл с готовыми блюдами и расширить доставку за пределы МКАДа. В сторону зарубежного рынка только присматриваемся. В первую очередь мы сосредоточены на развитии бизнеса внутри России. Также большую приоритетность сейчас занимает вопрос о создании блюд без содержания сахара, майонеза и других консервантов. Мы разрабатываем рецепты для низкокалорийных рецептов десертов — на замену шоколадным тортам и пирожным. 


Советы начинающим предпринимателям

Верьте в свою идею. Не встречали ни одного успешного бизнеса, создатель которого бы не верил в свою идею.  

Сделайте MVP, прототип продукта, протестируйте его на друзьях и близких. Оцените, действительно ли ваш продукт решает какую-либо проблему или лишь добавляет головную боль.  

Обеспечьте себе стартовый капитал на момент запуска. Обычно, на старте проекта, чтобы получить видимый результат, достаточно будет 1 млн руб., но это усредненная цифра. Сумма зависит от ниши, от изначальных условий — можно ли работать из дома или надо организовывать производство и закупать оборудование.

Можно попросить помощи у друзей или родственников, но не надо им обещать золотые горы и половину компании в придачу. Да, сейчас у вас стартап, но компания может вырасти и тогда вам придётся работать и согласовывать дальнейшие действия с владельцами долей. 




Читайте также: Российские или зарубежные стартапы, зрелые или на стадии MVP – как компании выбирают инновационные технологии.



 
Просчитывайте unit экономику. Это самый важный пункт на запуске проекта — неважно, есть ли у вас инвестиции или нет. Конечно, если вы запускаетесь без инвестиций, то ваш бизнес-план должен быть ориентирован на получение прибыли и выход на самоокупаемость сразу же после того, как заканчивается запас денежных средств. 

Как показывает практика, значительная часть стартапов закрывается, не достигнув годовалого возраста. Одной из главных причин таких провалов является неумение распоряжаться финансовыми потоками и генерировать выручку для развития. С такой проблемой столкнулись в свое время сервис по уборке квартир Qlean. Стартовый капитал в 1 млн. через полгода начал неконтролируемо разлетаться на офис, зарплату, степлеры и таргет. Это случилось из-за того, что предприниматели не понимали сколько денег они тратили, а сколько — зарабатывали. 

Если учтете все нюансы, то сможете приступить к работе в финансовой модели с положительным балансом, и уже получать прибыль. Но, не забывайте, что эту же прибыль нужно будет вкладывать и вкладывать в развитие проекта. 
 
Составьте список друзей, знакомых, которые могли бы оказать вам неденежную помощь. Например, проконсультировать, дать ценный совет, поделиться опытом или предоставить в аренду помещение по льготной ставке. На старте любые «счастливые случайности» помогут в развитии бизнеса. Иногда возможности лежат прямо перед нами, но мы их не замечаем. 

У многих стартапов в начале пути нет возможности высоко оплачивать труд сотрудников, а у некоторых заложенные финансы на зарплаты и вовсе отсутствуют. Периодически создатели выкручиваются за счет поиска дополнительных со-основателей или выплаты сотрудникам долей акций компании, но эти методы не всегда устойчивы. К счастью, существуют экономичные и не менее эффективные способы поддержать мотивацию сотрудников. 

Будьте гибкими, подстраивайтесь под обстоятельства, и умейте подстраивать обстоятельства под себя. 

Анастасия Грашкина, 
сооснователь BeFit

для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит