0/5

Пустая полка – «черная дыра», в которую улетают миллиарды

Пустая полка – «черная дыра», в которую улетают миллиарды
время публикации: 10:00  23 января 2017 года
Теги:
Как следует из недавно проведенного IHL Group исследования, скоропортящиеся продукты занимают второе место в списке категорий товаров, приносящих наибольшие убытки ретейлерам. Например, ритейлеры в Европе теряют $10,1 млрд долларов из-за неспособности продать скоропортящиеся продукты до истечения их срока годности. Катастрофа!
Пустая полка – «черная дыра», в которую улетают миллиарды
При этом более консервативный подход к закупкам и управлению товарными запасами не решает проблему, так как отсутствие товара на полке каждый год приносит магазинам 30,4 млрд долларов США убытков. 

В обоих случаях основной причиной вынужденных распродаж, отсутствия востребованных товаров на полках и затоваривания складов у продуктовых ритейлеров являются ошибки в прогнозировании спроса и планировании складских запасов. Ассортимент товаров в продуктовой рознице включает как быстро, так и медленно реализуемые позиции, а также скоропортящиеся продукты. Управление товарами с различными жизненными циклами в системе складского менеджмента – одна из наиболее сложных задач в продуктовом ритейле. 


Второго шанса не будет

Американский Институт продуктового рынка (American Food Market Institute) и Ассоциация производителей продуктов питания (Grocery Manufacturers Association) в начале 2015 года провели исследование поведения покупателей в супермаркетах. Выяснилось, что, не найдя нужный товар в первый раз, 70 процентов покупателей находят ему замену. Попав в такую ситуацию во второй раз, покупатель с одинаковой долей вероятности надет замену, ничего не купит или пойдет в другой магазин. В третий раз 70 процентов покупателей просто идут в другой магазин. В том, что касается лояльности покупателей в сфере продуктового ритейла, второго шанса у магазинов может просто не быть. 


Традиционные способы управления складскими запасами

По данным BITKOM, примерно 31 процент ритейлеров в Германии используют самостоятельно разработанные ERP-решения для управления складскими запасами. Остальные или управляют запасами и закупками в ручном режиме, или используют самые простые инструменты в рамках собственных ERP-решений.

В ходе ручного управления и оформления заказа менеджеры перемещаются вдоль стеллажей с чистым листком заказа или сканером в руках и размещают заказы в соответствии с количеством товара на полках или собственным пониманием того, что будет продаваться лучше всего. Опытные менеджеры часто проводят эту процедуру весьма профессионально, но такими знаниями и опытом обладает лишь ограниченное число сотрудников, и есть риск того, что товары будут заказываться просто для заполнения полок, а не потому что на них гарантирован высокий спрос.  
Преимущество собственных программных решений в том, что они разрабатываются в соответствии с потребностями конкретного ритейлера, но поддержание в рабочем состоянии и усовершенствование такого ПО требует значительных расходов.
Кроме того, интегрировать новые каналы и перспективные технологические разработки, такие как Большие данные или Интернет вещей, в действующие, узкоспециализированные системы довольно сложно. 

Стандартные ERP-решения обеспечивают большую гибкость, но редко близки к идеалу, так как один размер не всегда подходит всем. Потребности аптек отличаются от запросов супермаркетов и универмагов. Алгоритмы работы систем управления складскими запасами должны учитывать эти различия. Специализированные программные решения для управления запасами и закупками товаров на основе спроса представляют собой более эффективную альтернативу, так как они решают проблемы конкретного сегмента, и в то же время разработаны с возможностью интеграции с наиболее распространенными ERP-решениями и существующей ИТ- и POS-инфраструктурой. 

Определить, какая именно система вам нужна, помогут следующие вопросы: 

  • Насколько решение учитывает будущие потребности? 
    Данные являются одним из наиболее важных активов в сегодняшнем цифровом мире. Таким образом, для более эффективной и точной работы новой системе необходим доступ ко всему объему данных, связанных с управлением запасами и закупками. Более того, решение должно не только работать на базе действующей инфраструктуры, но и обеспечивать возможность интеграции технологий будущего. 

  • Насколько высока степень детализации системы?
    Ограниченность пространства на полках делает его важнейшим ресурсом для ритейлеров. Если залеживающиеся товары занимают место, которое могло бы быть заполнено отсутствующими более популярными позициями, магазины несут убытки не только в деньгах, но и в покупательской лояльности. Различные алгоритмы должны применяться для того, чтобы четко разделять разные варианты спроса на товары.

  • Есть ли возможность учитывать сезонные и праздничные пики спроса?
    Частичное солнечное затмение 2015 года появилось в астрономических календарях много лет назад, и, тем не менее, колоссальный спрос на очки для наблюдения за солнцем в этот день стал для ритейлеров полнейшей неожиданностью. Что еще интереснее, ежегодно шоколадные фигурки Деда Мороза и пасхальных зайчиков распродаются в магазинах с огромной скидкой после окончания праздников, чтобы освободить место на полках для других товаров. Специальные инструменты предупреждают о приближающихся событиях и праздниках заранее и предлагают, что и в каком объеме закупить для повышения продаж и рентабельности.

  • Отражен ли в решении весь жизненный цикл товара?
    Обеспечение наивысшего качества свежих и быстропортящихся продуктов требует от используемых решений учета всех нюансов управления их запасами и нахождения правильного баланса между эффективным размером закупки и срока жизни товара на полке, что приводит к большей частоте заказов меньших по объему партий. Когда товар заканчивается, менеджеры могут проследить за тем, будет ли новая поставка осуществлена в срок, или запросить необходимую партию товара из другого отделения. Такой вариант, однако, работает только в том случае, если данные в магазинах, на складах и в дистрибьюторских центрах полностью синхронизированы и есть возможность отследить наличие товара в любой точке предприятия.   

  • В какой степени возможна автоматизация процессов?
    Обработка и проверка заказов отнимает много времени. Многие заказы размещаются на регулярной основе, и существует риск возникновения дисбаланса между условиями договора с поставщиком и планируемым уровнем продаж. Переход на автоматизированную систему регулярного заказа снимает с плеч менеджеров заметный груз, так как им останется только проверять предлагаемые заказы и решать, как поступить в исключительных обстоятельствах, о которых их предупреждает сама система. Так как эти системы способны обучаться, качество прогнозирования и заказов с течением времени повышается, а менеджеры заранее получают информацию о возможных проблемах с запасами.
Пустая полка – «черная дыра», в которую улетают миллиарды


Необходима эффективная система управления товарными запасами

Величина товарных запасов – это не то, что ритейлеры утверждают раз и навсегда. Информация о товарных позициях и система управления требуют регулярного мониторинга для обеспечения эффективного управления. Необходимо научить менеджеров отслеживать любое изменение статуса товара, независимо от того, была ли совершена продажа, перемещение или возврат поставщику. Кроме того, на кассе важно сканировать каждую единицу товара, а не один штрих-код товара каждого вида, после чего добавлять количество его единиц. 

И хотя небольшим магазинам может показаться, что подобные изменения им не по плечу, без них качество управления складскими запасами улучшить невозможно. На смену полномасштабной инвентаризации в магазине может прийти умный контроль наличия товара с меньшим числом циклов и постоянным балансом складских запасов. Такой подход открывает возможность управления складскими запасами на основе спроса, а не в соответствии с фиксированными, жесткими циклами.


А зачем все это вообще нужно?

Сегодня лишь немногие ритейлеры ведут учет потерь, связанных с отсутствием товара на полках. Примеры из Европы и США показывают, что специализированные решения по управлению складскими запасами уже в первый год использования способны повысить наполняемость полок нужным ассортиментом на 60-90 процентов и снизить долю изымаемых из продажи скоропортящихся продуктов вплоть до 50 процентов. 








Данный результат эквивалентен увеличению продаж в среднем на два процента. Для среднего супермаркета это означает ежегодное увеличение оборота на сумму от 150 000 до 200 000 евро. Кроме того, умело управляя одновременно запасами и закупкой скоропортящихся продуктов, ритейлеры способны снизить капитальные складские затраты на 10-15 %. Учитывая то, под каким давлением находится рентабельность на продуктовом рынке, у продуктовой розницы остаются неиспользованными колоссальные возможности по повышению прибыльности своего бизнеса. 

Андрей Пинкевич
Руководитель по решениям для ритейла в России и странах СНГ компании NCR


0
Реклама на New Retail. Медиакит