0/5

Ритейл против дефицита кассовых лент: как «Столото» почти втрое сократил длину чека

Ритейл против дефицита кассовых лент: как «Столото» почти втрое сократил длину чека
время публикации: 10:00  11 мая 2022 года
Весной 2022 года российский ритейл столкнулся с внезапным дефицитом и значительным подорожанием бумаги для кассовых лент. Крупнейший распространитель государственных лотерей «Столото» в этой ситуации смог оперативно среагировать и сократить расход кассовой ленты – длина кассового чека уменьшилась почти в три раза, но вся обязательная информация о лотерейном билете не исчезла. Как этого удалось добиться?
Ритейл против дефицита кассовых лент: как «Столото» почти втрое сократил длину чекаРассказывает директор по продажам «Столото» Роман Роменский. 

О неочевидном последствии санкционных ограничений – дефиците кассовой ленты – в России заговорили в начале марта 2022 года. Сегодня поток кассовой ленты сократился на 80-90%, поэтому дефицит затронул (или вот-вот затронет) большинство торговых сетей. В этих условиях ФНС даже позволила продавцам временно не выдавать чеки, не опасаясь штрафа. 

В своем заявлении налоговая служба пояснила: решение это связано с тем, что кассовая лента отсутствует по причинам, которые не зависят от пользователей контрольно-кассовой техники.

Многие торговые сети задумались над тем, как сократить длину чеков и квитанций – уменьшить междустрочные интервалы, шрифт, убрать рекламу. Некоторые ритейлеры стараются переходить на электронные чеки по почте или СМС, по которым уже достаточно давно и успешно работают онлайн-магазины и службы доставки. Но это связано с определенными сложностями. 

Например, для выдачи такого чека обязательно получение согласия покупателя и его номер телефона, что затруднительно в условиях плотных потоков офлайн-ритейла.

Ритейл против дефицита кассовых лент: как «Столото» почти втрое сократил длину чека 


Как дефицит кассовых лент коснулся «Столото»


Сегодня электронные билеты государственных лотерей, которые распространяются под брендом «Столото», можно приобрести не только на сайте www.stoloto.ru или в мобильном приложении, но и в магазинах федеральной розницы. Приобретая электронный лотерейный билет, участник получает на руки бумажный купон – на нем заранее нанесена игровая комбинация на определенный тираж. 

Некоторые ритейлеры стараются переходить на электронные чеки по почте или СМС, по которым уже достаточно давно и успешно работают онлайн-магазины и службы доставки. Но это связано с определенными сложностями.


В момент совершения покупки (или фискализации) кассир фиксирует эту игровую комбинацию с купона и регистрирует покупку лотерейного билета с данной комбинацией на конкретный розыгрыш в квитанции. До момента оформления чека в кассе купон не имеет ценности. Отмечу, что в розыгрыше участвуют только билеты с конкретными зарегистрированными игровыми комбинациями. Как-либо подменить, заменить, убрать билет невозможно. Именно этот механизм гарантирует честность проведения розыгрышей для участников лотерей. 

Приобретая электронный билет таким способом, участник предоставляет номер своего телефона. После этого игровая комбинация, напечатанная на купоне, автоматически появляется в личном кабинете участника на сайте или в мобильном приложении «Столото» и осуществляется регистрация электронного лотерейного билета. 

Формат бумажных купонов для регистрации электронных лотерейных билетов используют магазины крупной федеральной розницы, например, «Пятёрочка», «Красное&Белое», «Магнит», «Перекрёсток», сети АЗС и салоны сотовой связи.

Бумажная квитанция, которую помимо купона получает участник лотереи, является уведомлением о приеме лотерейной ставки и подтверждает регистрацию покупки. До недавнего времени длина такой квитанции составляла 34 см в собственных точках продаж «Столото», а в точках ритейлеров – 21 см. 

Эта квитанция содержит уникальный ключ – дополнительную защиту для участника лотереи, которая, помимо прочего, упрощает получение выигрыша. Однако хранить такую длинную квитанцию участникам лотерей было неудобно. А в условиях дефицита кассовых лент создавало дополнительные проблемы и для ритейла. Дело в том, что квитанция, подтверждающая продажу лотерейного билета (и соответственно, факт лотерейной ставки), печатается в магазинах на обычных кассовых аппаратах, на обычной кассовой бумаге.

Ритейл против дефицита кассовых лент: как «Столото» почти втрое сократил длину чека

 

Выход – стать короче

  
Мы в «Столото» о сокращении расхода кассовых лент задумались еще некоторое время назад – с точки зрения экономии, да и с точки зрения экологичного потребления. Конечно, когда обозначился резкий ее дефицит, вся подготовительная работа оправдала себя. В итоге нам удалось внести необходимые изменения и сильно сократить длину квитанции всего за три дня. 

Так, во всех точках собственной розницы длина квитанции уменьшилась с 34 до 18 см, а у ряда ритейлеров («Красное&Белое», «Бристоль», «Почта России») – с 21 до 7,5 см. Значительное сокращение размера квитанции в ритейле стало возможно благодаря реализованному ранее решению «Столото» по интеграции в кассовое ПО партнеров-агентов. Другим точкам продаж федеральной розницы, которые пошли по пути собственных IT-решений по интеграции касс, еще предстоит пройти свой путь. 

Если для федеральных ритейлеров расходы на чековые ленты составляют сотую долю процента их затратной части, то для небольших сетей-распространителей лотерей расходы на покупку ленты могут быть сопоставимы с третьей частью дохода торговой точки.


В итоге мы убрали из бумажной квитанции игровую комбинацию – она есть в бумажном купоне и сократили объем правовой информации, которая доступна на сайте www.stoloto.ru. Самый быстрый способ для победителя получить выигрыш – назвать уникальный ключ (он остался в квитанции), номер лотерейного билета и четыре цифры из СМС-сообщения о выигрыше. Все эти данные подтверждают и защищают сведения о покупке лотерейного билета, а также позволяют легко идентифицировать победителя.

Ритейл против дефицита кассовых лент: как «Столото» почти втрое сократил длину чека

 

Экономия и удобство: плюсы для ритейлеров и участников лотерей


Само собой, ритейлеры позитивно восприняли нашу инициативу по сокращению длины квитанции. В условиях дефицита лишние 16 или 14 см кассовой ленты были действительно обременяющими. Особенно для наших партнеров из среднего сегмента бизнеса, которые работают с небольшими сетями торговых точек. 

Если для федеральных ритейлеров расходы на чековые ленты составляют сотую долю процента их затратной части, то для небольших сетей-распространителей лотерей (речь идет об ИП с небольшим оборотом) расходы на покупку ленты могут быть сопоставимы с третьей частью дохода торговой точки.




Читайте также:  Как сеть «Пив&Ко» перешла на централизованное управление кассами и весами




Благодаря нашему решению, не только точки продаж получили возможность сократить расход кассовых лент, но и участникам государственных лотерей стало гораздо удобнее сохранять квитанцию, не путаясь в длинных чеках. 

* * *

Возможно, кто-то из читателей задается вопросом: почему нельзя вообще отказаться от бумажных квитанций? На самом деле, можно. И мы работаем над этим прямо сейчас. 

В частности, некоторые наши партнеры (например, «Красное&Белое», «Бристоль»), которые выбрали IT-решение «Столото» по интеграции в кассовое ПО, в дальнейшем смогут отказаться от печати квитанции. Вся необходимая информация будет приходить участнику лотереи в СМС. В момент покупки электронного билета пользователь получит на мобильный телефон сообщение, в котором содержится номер билета, уникальный ключ и информация об алгоритме проведения лотереи. Также по ссылке из сообщения обладатель лотерейного билета сможет перейти на сайт «Столото», где получит более подробную и интересующую его информацию.

Роман Роменский,
директор по продажам «Столото». 

Для New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит