0/5

«Третий утюг уже не продать»: как обвал рубля породил очередной бум на рынке

«Третий утюг уже не продать»: как обвал рубля породил очередной бум на рынке
время публикации: 09:58  04 сентября 2015 года
«Черный понедельник» повлек за собой «черный спрос». Вслед за августовским обвалом рубля резко выросли продажи бытовой техники и электроники. Но вот о целесообразности подобных инвестиций стоит подумать дважды, предупреждают эксперты.
 
Последние несколько месяцев россияне пребывали в режиме боевой готовности. Как только доллар пробил 70 рублей, а евро – все 80, в магазины снова нагрянули покупатели. И, несмотря на то, что многие ведущие эксперты отрасли заявляли о том, что «наличностей у россиян осталось мало», а посему ажиотажа ждать не стоит, покупательский бум все равно повторился. Как в декабре. Но то были скорее его отголоски.

24 августа, в так называемый «черный понедельник», официальный курс доллара закрепился на планке в 70,7 руб., евро – в 81,1 руб. 


На этом фоне в СМИ стали писать о том, что декабрьская паника вряд ли повторится. Но вот буквально на следующий день обнародованные данные ритейлеров и интернет-агрегаторов говорили об обратном. 

Перейдем к самим цифрам. 24-25 августа интернет-магазин Wikimart сообщил о росте заказов на товары на 30% по сравнению с прошлой неделей. Активнее всего росли продажи телевизоров и холодильников – больше чем на 25%. В «М.Видео» с 24 по 26 августа продажи выросли на 156%. Реакция населения на колебание курсов валют вызвала прирост трафика на сайт компании на 55%, конверсия выросла на 13%. Лидером продаж стала техника Apple. 

В сети магазинов re:Store продажи выросли на 30%. Онлайн-ритейлер Ozon заметил двукратный прирост продаж электроники по сравнению со средними дневными показателями предыдущих недель. В «Связном» рост конверсии 24-25 августа составил 20-25%, а оборот вырос более чем на 80%. В «Эльдорадо» и вовсе повышение спроса фиксировали с 17 августа. Аналогичные данные приводили и в «Техносиле». «Яндекс.Маркет» в понедельник зафиксировал резкий рост переходов в онлайн-магазины по некоторым категориям товаров. Рост спроса отмечался и на мебельном рынке. Однако по традиции рекорды были побиты в категории БТиЭ-товаров.

wpid-3926190.jpg

Сами ритейлеры спешат отметить, что подобный рост показателей не идет ни в какое сравнение с декабрьским всплеском. При этом не все связывают августовский ажиотаж с кризисными явлениями напрямую. В регионах резкого спроса на товары не отмечалось. Вероятнее всего, такая тенденция еще сохраняется только в крупнейших российских городах – Москве и Санкт-Петербурге. Но вот о целесообразности подобных импульсивных покупок стоит подумать дважды, отмечает собеседник портала, знакомый с ситуацией на рынке. 

Аналогичную точку зрения разделяет Максим Логвинов, генеральный директор агентства недвижимости «Красная горка»:

«Скупать бытовую технику "впрок", лишь бы сохранить сбережения от кажущейся неминуемой девальвации, по меньшей мере, глупо».
Эксперт рассказал, что «после того, как в декабре с полок магазинов бытовой техники и электроники покупатели смели буквально все, уже через месяц на сайтах бесплатных объявлений стали появляться сообщения следующего содержания: "Продам телевизор. Абсолютно новый. Покупал в декабре 2014 года. Отдам дешевле, чем заплатил сам". Поэтому рассматривать бытовую технику и электронику как инструмент для инвестирования и сохранения сбережений не имеет никакого смысла, так как ее стоимость на "вторичном рынке" в значительной степени зависит от соотношения спроса и предложения. А теперь представьте себе такую ситуацию, когда все, кто хотел приобрести холодильник или пылесос сделали это на волне ажиотажного спроса в декабре. А тут буквально через месяц на "вторичный" рынок выбрасывается огромное количество техники, но покупать ее попросту некому. Мы рассмотрели ситуацию без привязки к курсу рубля. Теперь представим себе, что обыватель пытается заработать на возможном росте цен в случае продолжающейся девальвации рубля. Во-первых, угадать движение валютных курсов это все равно что играть в лотерею, или рулетку. Менее чем за год людям продемонстрировали: они не могут с достаточной долей вероятности прогнозировать движение курсов валют. В декабре все покупали технику на пике курса доллара, неделю назад все повторилось. И в прошлый, и в этот раз курс пошел вниз и уже в сентябре многие будут тщетно пытаться продать «третий утюг».

Как рассказывает Мария Заикина, руководитель пресс-службы ритейлера «Связной», «в 2015 году было уже несколько моментов, когда рубль начинал заметно падать. Каждый раз в такие дни мы наблюдаем рост спроса в наших магазинах и в онлайн-канале. Покупатели активизируются, предвидя возможное повышение цен. В случае, если динамика рубля стабилизируется, спрос возвращается на прежний уровень. Подобный «пик», причем заметных масштабов, произошел и на последней неделе августа. В этот период обычно всегда есть оживление, связанное с подготовкой к школе, однако, в этом году этот фактор и падение рубля совпали, поэтому рост продаж был более значительным. В понедельник-среду на прошлой неделе оборот от покупок в «Связном» вырос более чем на 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлой недели. В первую очередь прирост произошел за счет онлайн-канала. Также резко выросла популярность сервиса онлайн-резервирования товара в магазинах города через сайт – клиенты бронировали интересующие их гаджеты в магазинах и оперативно ехали забирать заказы. Самый значимый рост показали смартфоны, причем большая доля покупок пришлась на устройства высоких ценовых сегментов, в том числе, конечно, и гаджеты Apple. В результате средний чек за 2 дня вырос более чем на 20% относительно среднего в предыдущие недели. Спрос на планшеты также увеличился, но не так значительно, как на «умные» телефоны. Это связано с тем, что рынок планшетов в России в целом перенасыщен и покупатели скорее отказываются от планшетов, которые для них являются «вторым экраном». Сейчас спрос нормализовался. Также справедливо будет отметить, что такого ажиотажа, как в декабре 2014, не было. Это можно объяснить двумя основными причинами - август "спокойнее" с точки зрения продаж в целом. Также за 2015 год люди уже немного привыкли к новому курсу рубля, падение валюты уже, по сути, ожидаемо».


Что происходило с ценами и как реагировать дальше

Вслед за ростом курса доллара и евро поднимутся цены на товары в России. Это можно будет увидеть уже этой осенью. Об этом предупредили БТиЭ-ритейлеры. Вместе с тем, плавный рост цен во многих категориях техники и электроники начался еще в июне-июле. Об этом свидетельствуют данные «Яндекс.Маркета».
В указанный промежуток средняя цена на популярные модели холодильников в интернет-магазинах выросла с начала июня по 23 августа на 7%, стиральные машины подорожали на 9%, пылесосы — на 10%. Курс доллара за тот же период вырос более чем на 20%. 

1.jpg

2.jpg 

Как пояснил Максим Логвинов, «практически моментальный рост [цен] происходит в интернет-магазинах, которые очень чувствительны к колебанию курсов валют. Что касается крупных сетевых магазинов, то они не могут моментально повысить цены, не говоря уже о том, что процесс переоценки займет гораздо больше времени, чем на волне ажиотажа покупателям потребуется, чтобы вынести буквально весь магазин. Не говоря уже о том, что с падением курса доллара к рублю, который наблюдался в январе после декабрьского пика, и наблюдается сейчас, цены на бытовую технику и электронику в рублевом выражении вновь снижаются. В этой ситуации единственные, кто остались в выигрыше - это собственно сами магазины, которые подсчитывали свою прибыль в январе и будут это делать уже на этой и следующей неделях. Они - заработали как на новогодних распродажах, а те, кто покупал с целью инвестирования - получили ненужную технику, от которой еще долго не смогут избавиться. Поэтому магазины кровно заинтересованы в том, чтобы слухами и новостями о грядущем повышении цен лишний раз подогреть покупательский интерес. Могу со всей ответственностью заверить: если курс доллара опуститься к отметке 60 рублей, никакого повышения цен ждать не стоит. Но даже если нефть вновь обрушится, рубль уйдет в затяжное пике - это все равно не поможет в обозримой перспективе продать «инвестиционный холодильник».

Изабелла Кодзокова 
0
Реклама на New Retail. Медиакит