0/5

Вести с «полей»: сбор данных о товарах конкурентах можно сделать простым!

Вести с «полей»: сбор данных о товарах конкурентах можно сделать простым!
время публикации: 10:00  18 августа 2016 года
Полевые данные в сфере ритейла представляют собой информацию о товарах и точках продаж. Но с «полей» можно собирать и фотографии, видео материалы и геометки. Зачем они нужны и как упростить получение ценной информации?
Российский рынок ритейла и FMCG товаров практически полностью исчерпал потенциал экстенсивного роста, что сказалось на повышении конкуренции между ведущими игроками. В след за изменением рыночной конъюнктуры производители и продавцы розничных товаров постепенно начинают мыслить в категориях, привычных международным брендам. В центре внимания оказывается интенсификация бизнес-процессов, тесно связанная с наличием надежных данных с «полей». Последние сегодня используются при ценообразовании, закупках и в качестве удобного инструмента оценки эффективности работы внутренних отделов и подрядчиков. 


Роль полевых данных в бизнес-процессах 

Полевые данные представляют собой разнообразную информацию о товарах и точках продаж. Классическими примерами являются цены на товары или расположение товаров на полках магазинов. Но с «полей» также можно собирать фотографии, видео записи и геометки. 

Ритейлу важнее всего знать, сколько стоит тот или иной товар у конкурентов, чтобы оперативно реагировать на малейшие изменения ситуации на рынке. Не удивительно, что крупным розничным сетям крайне необходимы достоверные данные о ценах на товары, полученные в сжатые сроки, в том числе и «день-в-день». Скорость получения надежных данных особенно важна для категорий «фреша» и «ультрафреша». В целом такая информация применяется в ценообразовательных моделях, от которых напрямую зависит максимизация прибыли.  








Наряду с этим ритейлерам важно понимать ассортимент товаров, стоящих на полках у конкурентов. Эти данные учитываются при формировании ассортиментной матрицы, что также в конечном итоге сказывается на прибыли магазина. На ценовой и ассортиментный мониторинг крупные розничные сети тратят от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей в год. 

Производителям FMCG товаров необходимо понимать то, как их продукция стоит на полках в магазинах, какую долю полки она занимает, товарный запас на полке и, конечно, как обстоят дела у конкурентов. Периодически собираемые данные с «полей» позволяют производителям понять свое место на рынке и являются важным элементом построения стратегии розничных продаж. Опираясь на полевые данные, FMCG компании имеют возможность не только оценить эффективность работы дистрибуторов, собственных отделов продаж или мерчендайзеров, но и выполнение договоренностей со стороны ритейла о параметрах выкладки товаров на полки. Анализ доли полки ежегодно обходится крупным компаниям десятки миллионов рублей. 

Вести с «полей»: сбор данных о товарах конкурентах можно сделать простым!

Важную роль для производителей товаров играют данные о самих точках продаж и их местоположении особенно в регионах. Если в Москве различные геосервисы содержат актуальную информацию только о 50-60% существующих точек продаж, то в регионах с этим дела обстоят значительно хуже. Данные о 75% всей традиционной розницы невозможно получить без проведения сенсуса конкретной территории. Даже информация об адресах точек продаж крупных розничных сетей не всегда соответствует данным указанным на официальном сайте. Прежде всего, это связано с возникающими проблемами при сведении баз данных самих ритейлеров. Наличие информации о количестве и форматах торговых точек необходимо как для построения собственных прямых продаж и контроля за работой своих торговых представителей, так и для оценки эффективности дистрибуции в регионах.   


Автоматизация сбора полевых данных 

Автоматизация процесса сбора и обработки данных с «полей» сопряжена с рядом технологических сложностей. Основная проблема связана со сведением огромных объемов данных, стекающихся из разных регионов. Возникает необходимость в идентификации и категоризации большого количества разнородных товаров, что ставит высокие требования перед производительностью и отказоустойчивостью IT системы. Однако эффективность сбора и обработки полевых данных зависит не только от параметров IT инфраструктуры, но и от управленческих компетенций и налаженных алгоритмов работы с исполнителями. 

Решение этих и других технологических задач требует от ритейла и производителей FMCG товаров избыточных усилий. Прежде всего, это касается расходов на разработку и построение IT систем, их поддержку и модернизацию. 
При кажущейся выгоде осуществления сбора и обработки полевых данных своими силами создать эффективно работающее решение на рынке не удалось никому.
Работоспособные системы отличаются наличием многопользовательской серверной части, баз данных и мобильного приложения, а обеспечением гарантии достоверности служит GPS и фотоконтроль.

Поэтому компании зачастую по старинке проводят такие исследования «на бумаге» и получают на выходе недостоверные и некачественные данные. Бывали случаи, когда собственные аудиторы ритейлеров брали информацию из интернета. При этом реальные цены в магазинах существенно отличаются от цен онлайн, что делает использование такого способа ценового мониторинга бессмысленным. Альтернативой в данном случае служит передача проведения полевых маркетинговых исследований третьим лицам. 


Аутсорсинг сбора полевых данных

За последнее время предложение услуг по сбору и обработке полевых данных существенно увеличилось. Этому способствовало как появление смартфонов, ставших основным инструментом сбора и проверки достоверности, так и использование цифровых методов привлечения исполнителей в проекты, в том числе краудсорсинга. Технологический прогресс положительно сказался на качестве выходных данных, а в скором времени может сделать такого рода услуги более доступными для бизнеса, в том числе малого и среднего.

Перспективы у данного сегмента рынка вполне радужные: уже в ближайшем будущем появятся технологии автоматического распознавания, когда для сбора данных достаточно будет просто осуществить сплошную видеосъемку. Основной задачей аутсорсинга такого рода услуг станет практическая реализация конечных нужд заказчика, а не предоставление только ИТ-решений с небольшой долей консалтинга.   

Родион Репин
Соучредитель и исполнительный директор MillionAgents 


0
Реклама на New Retail. Медиакит