0/5

«Все по уставу»: как Кодекс добросовестных практик влияет на отношения ритейлеров и поставщиков

«Все по уставу»: как Кодекс добросовестных практик влияет на отношения ритейлеров и поставщиков
время публикации: 09:00  21 сентября 2015 года
Конфликт поставщиков и ритейлеров стар, как этот мир. Первые всегда будут жаловаться на растущие поборы и платы за вход на полку, а вторые будут защищать прозрачность навязываемых маркетинговых услуг. Однако все же существуют инструменты, способные охладить пыл обеих сторон.

Одним из главнейших инструментов саморегулирования в ритейле стал Кодекс добросовестных практик. В недалеком 2012 году его подписали 7 отраслевых союзов и ассоциаций участников потребительского рынка (АКОРТ, «Русбренд», «СОЮЗМОЛОКО», «Руспродсоюз», Национальная мясная Ассоциация, Рыбный Союз, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции), Комитет по потребительскому рынку ТПП РФ и Союз потребителей РФ. Данный документ был призван устранять споры между поставщиками и сетями в досудебном порядке. 

Основные Цели Кодекса звучат следующим образом: 

  1. формирование практик взаимодействия, основанных на принципах добросовестности, при заключении и исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями и обеспечение баланса коммерческих интересов; 
  2. повышение эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и оптимизация издержек по всей цепочке поставок; 
  3. создание условий для соблюдения всеми участниками рынка этических правил использования рыночной силы и содействие развитию конкуренции на рынке; 
  4. содействие в удовлетворении потребностей покупателей в качественных потребительских товарах. 
Все звучит бесспорно красиво. Однако следуют ли игроки предусмотренным в Кодексе положениям? Как рассказал один из поставщиков, пожелавший остаться инкогнито, «до недавнего времени Кодекс добросовестных практик носил лишь рекомендательных характер. Сразу после его подписания я не помню случаев, когда кто-то рвался выполнять все рекомендации, предписанные в документе. Кодекс было необходимо закрепить законом. Это и послужило основной причиной тому, что в 2014 году документ был отправлен на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу. Соглашение было одобрено. А по решению Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик стали вводиться определенные моменты, которые в значительной степени облегчали нашу работу».  

За последнее время поставщики действительно получили ряд «послаблений». Так, в мае на очередном заседании Комиссии по применению КДП было решено запретить ритейлерам вносить в договор поставки товаров пункты, вводящие мораторий на изменение отпускных цен. Торговым сетям также было запрещено откладывать оплату товара из-за неточностей в документах. А на 11 заседании, которое состоялось 28 августа, был принят ряд решений, направленных на обеспечение баланса коммерческих интересов торговых сетей и поставщиков. 

Depositphotos_16357555_m-2015.jpg

В частности, было решено снизить максимальный размер штрафов за недопоставку товаров для промоакций или под собственной торговой маркой (СТМ) сетей до 15%. Раньше такие штрафы могли достигать 100% от объема недопоставки. Также Комиссия приняла решение считать недобросовестной практику взимания поставщиками или торговыми сетями платы за перезаключение договора при изменении юридического лица (в том числе при внесении изменений в название юридического лица) в договорах поставки и оказания услуг по продвижению потребительских товаров. По мнению экспертов, такой ход стал неким сигналом для поставщиков о том, что добросовестные ритейлеры готовы к саморегулированию. 

circle.png

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов: 

«Последнее заседание Комиссии еще раз доказало, что в сфере торговли в России создана достаточно эффективная инфраструктура саморегулирования: принимаемые Комиссией решения не просто обозначают общие добросовестные правила поведения на рынке, они носят конкретный, практический характер, устанавливают справедливые правила функционирования товаропроводящей цепи и формируются, в том числе исходя из текущей экономической ситуации.  Крайне важно, чтобы нормы, устанавливаемые Кодексом добросовестных практик и решениями Комиссии, были едиными для всех и исполнялись всеми игроками рынка, независимо от их величины. Одну из задач министерства мы видим именно в создании механизмов применения положений саморегулирования для всех без исключения участников рынка».   

circle (2).png
Председатель НП «МЭС», Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Борисов:
  
«Вопросы, рассмотренные в рамках заседания, свидетельствуют о том, что ведущие российские розничные сети реально приступили к выполнению положений Кодекса. В то же время руководители конкретных магазинов и отдельных брендов по вполне понятным причинам пытаются найти некоторые «ходы», позволяющие сохранить дополнительные доходы. В этих условиях Комиссия оперативно реагирует на сигналы поставщиков и принимает решения, закрывающие выявленные бреши в текстах, как собственных решений, так и в целом Кодексе добросовестных практик».  

circle (3).png

Сопредседатель Президиума АКОРТ и Президент ГК «ДИКСИ» Илья Якубсон: 

«Решение комиссии закономерно и полностью соответствует парадигме прозрачности отношений поставщиков и торговых сетей, так как штрафные санкции – не способ извлечения прибыли, а дисциплинарный инструмент, цель которого 100-процентная представленность товара на полке». 


circle (4).png

Руководитель АНО «Российская система качества» (Роскачество) и Председатель Наблюдательного Совета Ассоциации «Руспродсоюз» Максим Протасов:  

«На последнем заседании Комиссии был принят ряд важнейших для отрасли решений. Отрадно, что все из них носят прикладной характер. Например, одно из решений вносит ясность в вопрос, вызывавший ожесточенные споры участников рынка: размер штрафов за недопоставку товаров в размере 15% от стоимости не поставленного товара теперь должен распространяться на все категории товаров, в частности – участвующих в акциях и поставляемых под собственными марками торговых сетей. Также Комиссией в очередной раз предпринята попытка решить вопрос фиктивного маркетинга: решение уточнило требования к содержанию отчета о промо-акциях и оказанных маркетинговых услугах. Теперь в этих отчетах должны быть указаны детальные данные о содержании услуги, фактических объемах и цене продажи товара во время акции и иная информация. Одним из наиболее резонансных решений Комиссии должно стать решение о признании недобросовестным взимание платежей за право перезаключения договора поставки при смене юридического лица поставщика: в ряде сетей такие платежи сейчас достигают 500 тыс. рублей. Поступающие в Комиссию кейсы становятся более разнообразными: запросы поступают и от розничных сетей, и от поставщиков. Комиссией решаются споры и даются ответы на самые острые вопросы взаимоотношений поставщиков и торговых сетей, хотя уверен, что список спорных кейсов никогда не будет исчерпан до конца. Это свидетельствует о необходимости оперативной и слаженной работы не только членов Комиссии, но и всех участников рынка на пути к цивилизованным отношениям».  

circle (5).png
Омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования торговой деятельности и Председатель Правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко: 

«Для нас очень важным стало начало реализации программы контроля за исполнением норм Кодекса не только сетями, входящими в МЭС, но другими представителями отрасли в разных регионах России. Мы готовы совместно с производителями продовольствия активно работать со всеми ритейлерами страны, максимально включать их в работу над Кодексом добросовестных практик и контролировать его соблюдение. Надеюсь, это будет для них стимулом для улучшения качества работы. Это позитивная тенденция, сигнал для поставщиков и органов власти о том, что добросовестные сети готовы к саморегулированию, что особенно актуально в связи с подготовкой поправок в закон о торговле».  


Depositphotos_52848529_m-2015.jpg 


Другие механизмы работы 


Для улучшения отношений между поставщиками и ритейлерами также устраиваются специальные форумы. Буквально вчера, 17 сентября, X5 Retail Group объявила о создании специальной программы деловых форумов «Диалог X5». Одним из центральных мероприятий программы стал состоявшийся в Воронеже «Региональный день поставщика Х5». Другими этапами программы станут серия встреч с отраслевыми союзами производителей продовольствия, а также конференция с ТОП-100 крупнейших поставщиков компании в октябре 2015 года. 

Цель форума - предоставить региональным производителям информацию и консультации по целому спектру важных вопросов взаимодействия с торговыми сетями: о контроле качества продукции, требованиях к перевозке, хранению, реализации и утилизации пищевой продукции в соответствии с правилами технического регулирования в Таможенном союзе и действующими техническими регламентами торговых сетей Х5. 

Помимо этого, ритейлеры и поставщики уже не раз задумывались и о создании собственного третейского суда. Делается это в первую очередь для того, что свести к минимуму государственное вмешательства в дела бизнеса. Данная идея активно обсуждалась еще весной 2015 года. Тогда сообщалось, что третейский суд будет создан на базе «Деловой России» под председательством омбудсмена по торговле Андрея Даниленко. Предполагалось, что в суд пойдут представители от торговых сетей, производителей, поставщиков и независимые участники. Комиссия будет создаваться для рассмотрения одной поступившей жалобы. В нее войдут по одному представителю от каждого блока. В данном суде любые разбирательства будут происходить только с согласия обеих сторон конфликта. Если кто-то пожелает прибегнуть к иному способу решения проблемы, участник может по традиции обратиться в ФАС или другие государственные органы. При этом подобный суд не предусматривает штрафов. В настоящий момент проект все еще находится в разработке. В купе с Кодексом добросовестных практик у игроков розничной торговли будет действительно впечатляющий механизм саморегулирования. 
Изабелла Кодзокова 

0
Реклама на New Retail. Медиакит