0/5

Дмитрий Акулов, заместитель генерального директора ООО «Project Line»

Дмитрий Акулов, заместитель генерального директора ООО «Project Line»
время публикации: 09:30  23 апреля 2014 года
О строительстве и проектировании новых магазинов, о трудностях, с которыми сталкиваются ритейлеры, а также архитекторы и строители, о российском и международном опыте, новых трендах и состоянии розничного рынка.
Как давно вы работаете в розничной сфере, занимаетесь строительством и проектированием магазинов?

Я занимаюсь розницей с 1998 года, уже 16 лет.

А как пришли в розницу? Я знаю, до этого вы занимались строительством офисов.

Офисов, коттеджей. Потом попал в компанию «ДжамильКо» и там начал заниматься магазинами. Сейчас мне кажется, что работать с розничными предприятиями гораздо интереснее, чем с офисами, жильем или другими коммерческими объектами. Здесь часто приходится включать воображение: представьте, площадь передали новому арендатору, в то время как предыдущий еще не съехал, но уже в этот момент мы должны ясно представлять, как впишется новый магазин в это помещение. На этих этапах и работает креативная мысль.

Какой проект вам больше всего запомнился?

Это был мой первый проект - бельевой бутик «Волфорд» на Петровке, в тогда еще строящейся гостинице «Аврора». Этот магазин, если мне не изменяет память, простоял лет 10 без существенных изменений. Я туда заходил и испытывал большую гордость, поскольку, несмотря на то, что это был мой первый проект, он получился очень удачно. До сих пор помню тот оригинальный дизайн: из помещения совершенно банальной формы дизайнеры сделали нечто похожее на бальный зал - круглый, с колоннами. Магазин получился очень красивый.

Сколько времени занимает строительство одного магазина?

Все зависит от объема работ. Есть магазины, которые можно открыть за 2-3 недели, начиная с момента проектирования и до момента открытия. Это маленькие магазины площадью от 20 до 100 метров, где не требуется специальных заказных позиций, которые нужно импортировать. Хотя и здесь всё зависит от концепции. Например, проект бутика-кафе Movenpick, небольшого по площади, оказался тем не менее очень сложным: сложные материалы, оборудование, которое везли из Европы. Тогда у нас только на проектирование и строительные работы ушло порядка 4-5 месяцев. В целом, на строительство магазинов люксового уровня уходит больше времени, поскольку необходимы эксклюзивные материалы и оборудование. В большинстве случаев всё это приходится заказывать за границей.

На строительство больших магазинов обычно уходит до 2 месяцев. Но есть особо сложные проекты, требующие конструктивных изменений здания: демонтажа перекрытий, установки новых лестничных маршей, эскалаторов, лифтов, усиления стен. Были проекты, когда мы полностью выносили все внутренние деревянные перекрытия, оставались только внешние стены, а внутри все строилось заново. В таких случаях сроки открытия могут достигать года и больше.

Вы всё сами закупаете?

Это зависит от того, в каком качестве мы выступаем на проекте. Если в качестве проджект-менеджеров и проектировщиков, тогда мы просто делаем проект и выдаем его заказчику. Заказчик уже самостоятельно решает, что он будет закупать сам, а что передаст подрядчику. Заказчики, в целях оптимизации затрат, конечно, стараются как можно больше купить самостоятельно. Но те, у кого в приоритете сроки открытия, передают эти задачи подрядчику.

Имеет ли значение уровень подготовки заказчика? С новичками работаете?

Мы работаем как с профессиональными заказчиками, так и с новичками. Новички – это, как правило, небольшие российские компании или частные предприниматели, которые хотят с нуля разработать свой бренд, концепцию и открыть первый магазин. С ними, на самом деле, очень интересно работать. Такие заказчики очень тщательно относятся к подбору и проектированию интерьера, поскольку смотрят на несколько шагов вперед и планируют, что концепция, которую мы им разработаем, послужит отправной точкой и базой для развития целой сети. Как правило, на одном магазине не останавливаются: еще не успев открыть один, уже задумываются о втором, третьем и так далее. Такие заказчики приходят обычно с какими-то общими идеями. К примеру, недавно проектировали региональный люксовый мультибрендовый магазин. Пожелание заказчика звучало так: хотим, чтобы было, как в Ralph Lauren. В этом стиле мы и выдержали дизайн магазина. С плагиатом ничего общего, просто стиль. Они открылись и успешно работают.

Мне лично в компании приходится работать с концепциями, которые разработали другие архитекторы. Это крупномасштабные российские и международные ритейлеры. У них есть своя концепция, которая существует уже много лет, но раз в несколько лет обновляется: вносят небольшие изменения в интерьеры, в торговое оборудование. Раз в 4-5 лет они полностью меняют концепцию: новые магазины открываются уже в новой концепции, а старые постепенно внедряют ее. Такой проект мы сейчас планируем с магазином «Nike Дисконт», который был открыт в 2009 году, и сейчас пришло время «рефита».

Такие компании предоставляют брендбуки, в которых уже четко указаны цветовые решения, принцип планировки подсобных помещений, склада, принцип организации потоков в торговом зале, принцип размещения примерочных, витрин, концепция по размещению товаров в магазине. Опираясь на данные инструкции, наш архитектор накладывает требования заказчика на существующее помещение. Иногда удается идеально перебросить план на реальную площадь, но чаще приходится адаптировать помещение.

В чем специфика строительства магазина?

Специфика строительства магазина заключается в том, что торговое предприятие насыщено инженерными системами. В отличие от офисов, в которых обычно есть компьютерная и телефонная сеть, охранная и пожарная сигнализация, в магазинах еще есть такое оборудование, как система видеонаблюдения, система подсчета посетителей, контроля доступа, охраны товара, звукового сопровождения и тд. Это все также учитывается в проекте.

Кроме того, торговое помещение нацелено на присутствие большого количества людей одновременно, поэтому нужно учитывать климатическую ситуацию. Специфика учитывает особенности проектирования примерочных, витринного пространства, особенности расположения вентиляционных решеток относительно торгового оборудования.

Важно понимать, что в магазине все отталкивается от схемы движения покупателя по магазину и расстановки торгового оборудования

Eсли мы, к примеру, поставим над стеллажом с товаром вентиляционную решетку, человек, приблизившись, почувствует холод, дискомфорт и это может отпугнуть его от покупки. Или если в примерочной будет слишком жарко, померив одну вещь, покупатель также почувствует себя некомфортно и быстро уйдет. Электрические розетки в зале обязательно должны быть с защитой от детей, для витринного пространства нужно предусмотреть розетки для подключения сезонных декораций и вентиляцию, поскольку витрина, как правило, подсвечивается очень мощно и одежда может выгорать. Во избежание этого нужно делать там охлаждение. Таких нюансов очень много.

За счет чего достигается высокое качество работы?

В компании существует трехступенчатая система контроля качества. Первая ступень – менеджеры проектов, вторая – главный архитектор, которые контролируют проектировщиков. И третья ступень - это прорабы, которые уже на этапе строительства могут найти какие-то неточности в проекте и сообщить об этом в офис для исправления.

Что касается качества непосредственно строительных и отделочных работ, то оно достигается за счет применения передовых технологий строительства, высококвалифицированного линейного персонала и рабочих, использования только высококачественных материалов и оборудования. Кроме того, клиентам предоставляется гарантийный период на выполненные работы, и мы очень четко и оперативно устраняем дефекты.

Наверняка приходится сталкиваться с какими-то трудностями при строительстве?

Трудности обычно бывают в двух случаях: когда очень сжатые сроки и когда подводят поставщики. В остальном я никаких трудностей не вижу.

Сегодня всё в бизнесе происходит очень стремительно, конкуренция большая, особенно среди сетевиков. Важно строить быстро, при этом не теряя в качестве. Это возможно - сократить сроки строительства магазинов без потери качества?

Возможно. Но это наше ноухау, разработкой которого мы последнее время занимаемся внутри фирмы, и я бы пока не хотел раскрывать все нюансы, благодаря которым планируется существенно сократить сроки строительства.

Какие сейчас тенденции в использовании строительных материалов?

В первую очередь, это экологичность и энергоэффективность, например, все переходят на светодиодные светильники, которые потребляют мало электроэнергии.

Из разговора понятно, что вы много работаете с иностранными заказчиками. С какими странами уже удалось поработать?

Наши клиенты - это скорее международные компании, чем представители каких-то отдельных стран, но если говорить об их происхождении, это США, Англия, Германия, много заказчиков из Франции, Италия, Испания, польские, турецкие компании. Страны совершенно разные.

Работа с ними приносит новый опыт?

Каждый клиент приносит новый опыт и каждый клиент уникален. У каждого своя структура, к которой нужно уметь приспособиться.

Почему московскую компанию нанимают для строительства в регионах?

Потому что в регионах нет компаний, которые могли бы предоставить иностранным ритейлерам такой же уровень корпоративного общения. Это очень важно, поскольку, когда мы работаем с крупными зарубежными компаниями, помимо проджект-менеджеров мы общаемся с их архитекторами, поставщиками, IT-представителями, их отделом по охране товара и не только. Мы работаем с иностранной документацией и брендбуками заказчика, ведем переговоры. В общем, тот пул навыков, который необходим для работы с крупными корпоративными клиентами, присутствует, на мой взгляд, пока больше в Москве и немного в Питере.

Как вы оцениваете состояние рынка розницы на текущий момент?

Мне сложно ответить на этот вопрос – я не специалист в розничной торговле, я специалист в управлении проектами по открытию магазинов. Могу судить только по количеству проектов, которыми мы занимаемся. С 2009 года, когда был серьезный спад, число проектов с каждым годом увеличивается. Только в 2013 год мы построили 8 магазинов и спроектировали более 100. Магазины постоянно открываются, обновляются, переезжают. Судя по этой активности, думаю, можно сказать, что дела на розничном рынке идут хорошо.

Интервью подготовила Кира Константинова
0
Реклама на New Retail. Медиакит