0/5

5 героев торговли, которые остались в прошлом

5 героев торговли, которые остались в прошлом
время публикации: 09:00  24 апреля 2015 года
«Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка», – любили говорить в Москве. Еще сто лет назад торговля была не только важным делом, но еще и развлечением. Книги стоили дорого, театров в провинции не знали, вот и отправлялись на базарную площадь за слухами, зрелищами, новостями. Торговля украшала городской ландшафт и делала его более разнообразным. По сути, она являлась особым миром со своими персонажами. Сегодня мы вспоминаем пять ушедших героев торгового пространства.

Мальчик

Родители часто отдавали своих детей к купцу «в научение». Смышленые мальчики очень быстро поднимались по карьерной лестнице. Так, семейное предание Демидовых гласило, что основатель династии, в девять лет начавший служить «мальчиком», сначала научился именно считать, а не писать или читать. Подросток занимался самой грубой и неблагодарной работой – рубил дрова, следил за самоваром, чистил хозяйские сапоги, носил товары, приглашал клиентов. «Они обязаны были стоять у дверей, не смея присесть, и должны были зазывать покупателей. Доставалось им главным образом зимой: они зябли на морозе, и щеки их всегда были отморожены. Особенно им неудобно было с чаем: стакан горячий, держать его – руки жжет, а руки окоченели; вот мальчик и перекидывает горячий стакан из руки в руку, обжигая их и губы, прихлебывая чай». Широко распространенным было рукоприкладство, мальчиков «учили добру» с помощью оплеух и зуботычин. Хозяин кормил своих подопечных кашей и щами, снабжал одеждой, а по выходным мог дать 10-15 копеек на сладости. Жалованья мальчикам не полагалось, спали они прямо на рабочем месте.

Сиделец (молодец)

Терпение и старание возносили мальчика на следующую ступеньку, и он становился младшим приказчиком, обзаводился некоторой долей самостоятельности. Если мальчику нужно было встать в пять утра, растопить печь, приготовить завтрак на всех служивших в лавке, то молодец мог поваляться в постели еще часок. «Церковный колокол пробил семь часов, и в гостиных рядах начинают отворяться лавки, но пока вышли только старики. Молодежь гостинодворская, составляющая большинство сидельцев, является к восьми часам. Слышен звон замков, скрип отворяемых дверей», – писал Иван Багашев в 1868 году, описывая базар в Нерчинске. Молодец, в отличие от мальчика, работал не только за еду и «науку», но и получал небольшое жалованье. У него были выходные, на Пасху и Рождество он отправлялся в родную деревню. Правда, подвыпившие купцы любили «поучить» молодцев кулаками, но младшие приказчики относились к таким вспышкам гнева с затаенной злобой. Они могли совместно обокрасть хозяина или обсчитать его.

Приказчик

Приказчик полностью отделялся от купца и вел самостоятельную жизнь, получая неплохое жалованье. Он был старшим в лавке во время отсутствия хозяина и больше всего соответствует современной позиции менеджера или управляющего. Знавший все хитрости торговли, приказчик мастерски обвешивал покупателей и скрывал недостачу. Если мальчик не мог добровольно сменить лавку, то приказчик имел возможность найти нового работодателя. Разбогатев, приказчик иногда сам покупал гильдейское свидетельство и начинал самостоятельный бизнес, он следил за модой и в начале XX века мог походить на респектабельного европейского джентльмена. С хозяином приказчик разговаривал на равных, но почтительно и отстраненно. Купцы не всегда пускали приказчиков в свой круг. Мамин-Сибиряк в очерке «Отцы» описывает «…типичного белобрысого купчика с припухшими красными веками, вихрастой шевелюрой и манерами приказчика из плохого магазина. Он вечно куда-то торопился, играл толстой золотой цепочкой и неожиданно раскатывался неудержимым смехом».

Охотнорядец

Карикатурный и немного гротескный образ лавочника из Охотного ряда возник в XIX веке и появился из-за необычного расположения Московского университета и затхлых лавок в районе Тверской. Когда начинались очередные студенческие волнения, полиция и казаки занимали все входы во двор университетского здания на Моховой. Студенты требовали пропустить их в учебное заведение, постепенно учащихся становилось все больше и больше, толпа занимала улицу, и тут появлялись завсегдатаи соседних лавок в замызганных фартуках и с ножами на поясе. Лейтмотивом служил вопль «Бей студентов!» Добровольные помощники из Охотного ряда, несомненно, запомнились москвичам в 1890-1900-е годы. Н.Д. Телешов пишет о странном соседстве двух разных по духу учреждений, университета и рынка: «Казалось бы, между двумя такими соседями, как «чрево Москвы» и университет, не могло быть никаких взаимоотношений. Однако отношения существовали, и весьма странные и печальные. Университет есть университет – рассадник просвещения, и не нуждается ни в какой дополнительной характеристике. Там – студенты, горячая молодежь, российская «соль земли», как их прежде нередко называли, с широкими запросами, с новыми взглядами, с непокорной волей, с протестами по адресу реакционных распоряжений власти. А по соседству, в Охотном ряду, безграмотные туподумы, здоровенные физически и ничтожные морально, воображали себя пламенными патриотами. Но их преданность была вовсе не родине, а только официальному самодержавию и торжествующему полицейскому режиму».

Постепенно слово «охотнорядец» приобрело черты нарицательного, словарь Ушакова толкует данное понятие в значении «крайний черносотенец, погромщик». Яркий, но несколько стереотипный образ этой прослойки был создан в конце 1950-х гг. Евгением Евтушенко:

Вставал он во хмелю и в силе,
пил квас и был на всё готов
и во спасение России
шёл бить студентов и жидов.

Посыльный

В наше время курьера легко найти на профильном сайте либо на Avito. До революции доставкой мелких вещей занимались специальные посыльные. Их можно было встретить возле крупных магазинов, гостиниц, театров и ресторанов. Клиенты узнавали посыльных по красной фуражке. На околыше красовалась медная табличка с номером. «Приехав в Москву, она останавливалась в “Славянском базаре” и тотчас же посылала к Гурову человека в красной шапке», – находим в чеховской «Даме с собачкой». Юрий Олеша писал: «Все знали, что посыльные в красных шапках, Это одно из первоначальных знаний моих о мире: красная шапка посыльного». Посыльные объединялись в несколько артелей, так что подобный бизнес был частным делом. В эту профессию в основном шли пожилые, потрепанные жизнью мужчины.

Павел Гнилорыбов, историк-москвовед, координатор проекта «Моспешком»
0
Реклама на New Retail. Медиакит