0/5

Было ваше, стало наше: 6 символов России, которые нам больше не принадлежат

Было ваше, стало наше: 6 символов России, которые нам больше не принадлежат
время публикации: 09:00  22 апреля 2015 года
В очередной день рождения самого известного символа России Владимира Ильича Ленина не заметно особого ажиотажа. Россияне забывают предводителя революции: ветер перемен, похоже, наконец выдул его образ из голов старшего поколения, ну а младшее и так росло «без вождя в голове». Ленин выходит из моды и всерьёз интересен лишь восторженным иностранцам на Красной площади.

При этом вот уже 11 лет торговая марка «Ленин» не принадлежит России. В 2004 году её в латинском и кириллическом написаниях застолбила за собой швейцарская компания Human Bios, производящая воздушные фильтры.

Сегодня мы вспомнили ещё несколько русских брендов, которыми владеют отнюдь не россияне.

Ленин

Владелец: Human Bios GmbH (Швейцария)

humanbios.jpg

Зачем швейцарскому производителю медицинского оборудования понадобился образ Ленина, история умалчивает. Гендиректор предприятия Фредерик Кистерс в 2004 году озвучивал планы по выпуску под этим брендом продуктов питания, обуви, косметики и одежды, причём компания собиралась выходить на российский рынок. Удалось ли воплотить хоть часть идей в жизнь — неизвестно: никакой более свежей информации по проекту найти не удалось. Так или иначе, Human Bios всё ещё владеет правами на Ленина в 23 странах, включая Россию, в соответствующих торговых категориях.

В прочих, неохраняемых категориях бренд «Ленин» используется по всему миру. Чаще всего этим именем называют комми-стайл бары: широко известны подобные заведения в новозеландском Окленде, Сиднее, Йоханнесбурге и Дублине. В Польше есть сразу два хостела с одинаковым названием Good Bye Lenin — один в Закопане, другой в Кракове. Ну и повсюду, где знакомо имя Ленина, хорошо идут футболки и прочая одежда с революционными принтами — их можно обнаружить во многих зарубежных интернет-магазинах.

Инкерман

Владелец: Inkerman International (Швеция)

inkerman.jpg

Крымский винный бренд сегодня находится под контролем шведского холдинга Inkerman International, которым, в свою очередь, владеет финский инвестфонд Hartwall Capital. В 2011 году шведы заключили договор аренды соответствующего завода до 2040 года с Министерством аграрной политики Украины.

В начале 2015 года новые власти Севастополя решили национализировать 35 предприятий, в число которых вошёл и «Инкерман», и заодно аннулировать договор аренды из-за  найденных нарушений. В марте стороны обменялись судебными исками, после чего конфликт вроде бы удалось урегулировать: марка «Инкерман», как и завод, остались в руках шведов и финнов, а владельцы пообещали щедро инвестировать в отрасль — в частности, высадить в Крыму около 1000 га виноградников.

Smirnoff

Владелец: Diageo (Великобритания)

smirnoff.jpg

Знаменитый водочный бренд основал Пётр Смирнов в 1863 году в Москве. После революции его сын Владимир перевёз производство сначала в Стамбул, а затем во Львов (тогда ещё польский Лемберг) и Париж. В 1933 году Владимир Смирнов продал права на производство водки Smirnoff в Северной Америке, которые через несколько лет перешли к компании Heublein.

В 1992 году потомки Петра Смирнова попытались возродить производство под брендом «Смирновъ» в России. Это привело к массе судебных процессов с владельцем зарубежного варианта бренда Smirnoff компанией Diageo. Ругань закончилась только в 2008 году, когда Diageo наконец выкупила все мешавшие ей предприятия и стала единоличным владельцем торговой марки.

Калашников

Потенциальный владелец: Kalashnikov USA LLC

kalashnikov.jpg

В начале 2015 года стало известно, что, пока концерн «Калашников» судился с родственниками конструктора за права на бренд, в США торговую марку попыталась зарегистрировать на себя совершенно «левая» компания. Фирму Kalashnikov USA LLC в конце 2014 года создал дистрибьютор продукции «Калашникова» в США — компания RWC Group. Она подала заявки на регистрацию товарного знака Kalashnikov и логотипа, разработанного для концерна Центром стратегических коммуникаций «Апостол» в виде буквы К на красном фоне.

Зарегистрировать права на бренд на территории США самому концерну «Калашников» помешали антироссийские санкции. Уже запущенный процесс был приостановлен, чем и воспользовалась местная компания. Гендиректор RWC Group Томас МакКросин уже заявил, что бренд принадлежит ему и его фирма намерена к середине 2015 года наладить производство оружия под маркой Kalashnikov.

Фаберже

Владелец: Брайан Гилбертсон (ЮАР)

faberge.jpg

Права на знаменитый ювелирный бренд бизнесмен Брайан Гилбертсон получил довольно запутанным способом. До 2007 года брендом владел международный холдинг Unilever – пока в один прекрасный момент российский олигарх Виктор Вексельберг не решил, что права на торговую марку Faberge станут отличным дополнением к его статусу крупнейшего коллекционера работ этой фирмы.

Для того чтобы выкупить бренд, Вексельберг привлёк структуры Брайана Гилбертсона, который в то время был президентом горнодобывающей компании олигарха — СУАЛ. Однако вскоре их пути разошлись, и через некоторое время обнаружилось, что права на бренд Faberge полностью принадлежат Гилбертсону. Вексельберга это не устроило, и он подал в суд на бывшего партнёра. Процесс завершился в 2012 году: Вексельберг выиграл, но ничего так и не получил, поскольку спорная компания за это время не принесла никакой прибыли.

Балтика

Владелец: Carlsberg Group (Дания)

baltika.jpg


Один из известнейших известных российских брендов — петербургская «Балтика» — вот уже три года как не имеет отношения к России. В 2012 году все активы компании выкупил крупнейший мировой производитель пива Carlsberg Group.

История завода началась в 1990 году и первые лет десять была связана в основном с Петербургом и Северо-Западом. Сегодня «Балтика» продаётся в 75 странах мира и крепко ассоциируется с РФ — не меньше, чем «Калашников» или «Смирнов».

Душераздирающие факты собрал Алексей Максимук

0
Реклама на New Retail. Медиакит