0/5

Это по любви: как сделать хобби своим бизнесом

Это по любви: как сделать хобби своим бизнесом
время публикации: 11:00  09 ноября 2014 года
«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Об этом, наверное, мечтает каждый, но далеко не каждый набирается смелости что-то изменить в своей профессиональной судьбе. В качестве мотиватора мы подготовили для вас истории людей, которые сделали работой свое хобби. Теперь любимое занятие приносит им не только удовольствие, но и стабильный доход.
Алексей Корсун, проект «Квестория»

Пять лет назад бывший «ролевик» и консультант по управлению проектами Алексей Корсун придумал живые квесты – интерактивные игры в кафе. Сейчас представительства «Квестории» работают в десятках городов, а доходы от хобби, ставшего бизнесом, позволяют Алексею свободно путешествовать по миру.    

- Для начала поясни, что такое квест?

- Само понятие «квест» очень широкое и может подразумевать все, что угодно – начиная от компьютерной игры и заканчивая городскими квестами. То, что делает «Квестория»  – это живые квесты, сюжетно-ролевые игры, которые проходят в помещении. Участники получают роли в некотором сюжете. У каждого есть определенная цель, и смысл игры – достичь ее, общаясь с другими персонажами. 

Алексей Корсун, проект «Квестория»

Проще всего объяснить на примере. Допустим, есть книга «Остров Сокровищ». Там герои: мальчик Джим, доктор Ливси, пират Сильвер. Они попадают на остров, и у каждого своя цель. Пират Сильвер должен добыть сокровища, Джим должен помешать ему в этом, доктор Ливси должен сделать так, чтобы пираты вели здоровый образ жизни, и так далее. В зависимости от сюжета могут быть разные цели. 

У нас есть живой квест «Тайны Венеции». Там цели – удачно выйти замуж, стать правителем Венеции, для Казановы – соблазнить девушку. Это зависит от конкретных сюжетов. 

- То есть это интеллектуальная игра? 

- Я бы сказал, переговорная игра. Однако там можно не только переговариваться, но и отойти за угол, ударить кого-нибудь «дубинкой» по голове и забрать предмет. Можно пошептаться и выведать чужие секреты, можно вскрыть сейф, запрятанный в комнате. Но игра ограничена помещением.  

- Как возникла эта идея, и в каком году появился проект? 

- Мы запустились в декабре 2009 года – тогда у нас состоялась первая игра в Петербурге. Раньше я увлекался ролевыми играми. Ну, знаете, бывают люди, которые собираются в лесу, играют в гномов и тому подобное. 

Это первое. А второе – до «Квестории» я работал консультантом по управлению проектами, это моя основная профессия. Я знаю, как организовать процесс, чтобы люди работали и достигали нужных целей. 

Совместив два своих навыка – управление проектами и игровой, мне удалось построить бизнес на ролевых играх.

Проект «Квестория»

- Что представляет собой «Квестория» сейчас? 

- Сейчас мы работаем в 55 городах в 4 странах: в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. Там организуем живые квесты: игры на корпоративах, на днях рождения, на детских праздниках. И, конечно, открытые игры в кафе, куда может прийти любой желающий. 

В штате работает 10 сценаристов и редакторов, которые издают новые игры, большой штат рекламщиков и маркетологов, который занимается продвижением, и, конечно, сотрудники на местах. 

- С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе развития бизнеса?

- Очень необычно и очень сложно выводить на рынок новый вид досуга. Мы были первыми в этом сегменте. Как объяснить людям, что это такое? Вот есть кино, есть театр, а есть живой квест. Люди очень любят сравнивать. Допустим, говоришь им: «Это как кино, только сам играешь». Человек думает: «Я буду на сцене играть? Нет, не пойду, страшно». Или: «Это как «мафия», но сложнее». Человек говорит: «Нет, не люблю «мафию», не пойду». Эти сравнения губят. Пока сам не сыграешь, не поймешь, что это такое. 

- Ты сразу же стал заниматься проектом или какое-то время работал на основной работе, а «Квестория» была лишь хобби? 

- Первый год я совмещал с основной работой. Потом понял, что проект может хорошо пойти, и стал понемногу уменьшать количество основной работы. Так постепенно перешел от хобби к бизнесу. 

Многие наши партнеры, с которыми мы работаем по франшизе, делают так же. Например, в Москве они начинали с 7-10 игр в месяц, кто-то параллельно работал в банке. А сейчас там проходит до 200 игр в месяц, и, конечно, совмещать с основной работой уже не получается. 

В августе этого года мы сделали заявление для всех франшиз: «Квестория» – не хобби, «Квестория» – это бизнес. Потому что со временем такое отношение начинает вредить. Поначалу это хорошо и удобно. Но если ты продолжаешь долго заниматься бизнесом как хобби, то развитие замедляется. Потому что ты не вкладываешься в дело с полной силой. 

Проект «Квестория»

- Что тебе дает проект в финансовом и моральном плане?

- В финансовом дает возможность путешествовать по миру. В прошлом году, например, я ездил с друзьями в большое путешествие по Латинской Америке. Также дает мне возможность жить, где я хочу, и работать, откуда я хочу. Последние годы я живу в Таиланде. 

А в моральном – я испытываю огромное удовольствие, когда читаю отзывы на нашем сайте. Очень приятно, когда люди пишут, как им понравился живой квест, или что они познакомились на наших играх. У нас есть шутка, что «Квестория» – это тайный клуб знакомств. Очень часто на живых квестах парни знакомятся с девушками, а после начинают встречаться. 

- Что бы ты посоветовал людям, которые думают о том, как сделать хобби своей профессией? 

- Я бы отметил два важных момента. Первое: очень хорошо, когда вы делаете именно хобби бизнесом. Многие делают бизнес для того, чтобы заработать денег. К сожалению, это, как правило, не работает. Когда ты относишься к делу как к средству, чтобы, например, путешествовать или жить в Таиланде – это плохо. Это побочный эффект бизнеса. Очень важно, чтобы тебе нравилось то, чем ты занимаешься. А хобби – очень классный путь к бизнесу. 

Проект «Квестория»

И второй момент: нужно описывать процессы, которые ты делаешь, чтобы потом их можно было передать другим людям. Рано или поздно у вас будут наемные сотрудники. И, если у вас нет описанных процессов, то человек приходит и начинает наступать на те же грабли, на которые вы уже наступали. 

Например, пообщались с клиентом, поняли, что клиент хорошо реагирует, если ты ему рассказываешь о двух сценариях игр, а не забиваешь голову пятнадцатью. Отлично! Запишите на будущее. Такие вещи нужно документировать, чтобы люди, которые придут на ваше место, могли учиться на ваших ошибках. 



Елена и Олег Безугловы, авторские блокноты Lisalena

Хобби супругов Безугловых – изготовление блокнотов ручной работы – постепенно переросло в семейный бизнес. Сейчас блокноты под маркой Lisalena хорошо известны в Петербурге и Москве. Елена и Олег делятся с читателями New Retail секретами, как успешно продавать хэндмэйд.  

авторские блокноты Lisalena

- Расскажите, как все начиналось? Как появилась идея создавать блокноты ручной работы? 

Елена: Изначально у меня было хобби – скрапбукинг. Я делала открытки ручной работы. Потом стала смотреть, как можно развить эту тему, и нашла в интернете информацию о блокнотах. Начала делать их. Первой заказчицей стала мама – она брала мои блокноты в подарок коллегам на 8 Марта. В то время я еще работала на постоянной работе логистом. Но потом начался кризис… 

- Это был 2008-й год? 

Елена: 2009-й. Мне пришлось сменить работу, а новая находилась рядом с домом. В результате появилось много свободного времени, которое я и посвятила хобби. 

авторские блокноты Lisalena

В то лето в центре Петербурга устраивали маркеты, и я решила изготовить несколько блокнотиков на продажу. Тогда я еще делала все полностью сама, и на один блокнот уходило полтора-два дня. Сделала 20 блокнотов за месяц, и все их раскупили за пару дней. 

Осенью снова начались проблемы на работе, зашла речь о сокращении. Мы с мужем подумали и решили, что новую работу я искать не буду, а стану заниматься блокнотами всерьез. Тогда начались вливания семейного бюджета в наше общее дело. Купили резак, столы, потом открыли мастерскую. 

- Вы сейчас работаете вдвоем или у вас есть наемные сотрудники?

Олег: Помимо нас постоянно работает наша подруга Наташа. Она, вообще, часто помогает нашей семье. Кроме того, есть пара приходящих девушек-студенток. Мы их зовем, когда совсем завал – как сейчас, перед Новым годом. Они, в основном, сшивают блокноты. А я занимаюсь стилеобразующими вопросами и просто тяжелой работой.

Елена: Я, с тех пор, как у нас появился ребенок, в мастерской почти не появляюсь. Но занимаюсь всем, что можно делать удаленно: бухгалтерией, закупками, поставками, работой с клиентами и социальными сетями.  

- На каком этапе дело стало приносить прибыль?

Елена: Прибыль была уже в самом начале, но небольшая, так как и объемы были небольшие. Сейчас объемы производства выросли, но вместе с ними выросли и потребности. Например, хочется купить новую швейную машинку, найти новое помещение под мастерскую – побольше, посветлее. 

авторские блокноты Lisalena

Олег: Денег хватает, чтобы жить на них, но откладывать не получается. Я смотрел как-то видео одного американца, который шьет отличные джинсы. Он показывал, как идет процесс: 5 минут работы каких-то непонятных станков, и вдруг из ничего появляются джинсы. И вот этот американец улыбается в камеру и говорит: «Чем больше я продаю джинсов, тем больше я могу купить себе таких игрушек». Так и у нас, игрушки стоят денег.

- Есть ли сезонность в продажах? 

Елена: Основные продажи перед Новым годом и перед 8 Марта. На новогодних ярмарках люди покупают, как правило, сразу по несколько блокнотов в подарок родным и друзьям. 

Олег: Новый год отключает у людей треть мозга (улыбается – прим. автора). Вообще, общая выручка от сезона к сезону растет, даже сейчас, несмотря на кризис. В основном, нас спасает русская ментальность: российский студент, например, будет есть носки, одолжит, но купит то, что ему понравилось. Это очень неловкие моменты, но благодаря им у нас на завтрак обычно что-то более съедобное (улыбается – прим. автора).

авторские блокноты Lisalena

- Каким образом вы продаете блокноты? 

Елена: До недавнего времени мы реализовывали их только оптом через магазины – «КнигиПодарки», «Проектор», Podium Market – и на ярмарках. Сейчас также продаем через социальные сети, особенно активно через Instagram. Вывешиваем фото блокнота, и буквально через минуту уже находятся клиенты. 

- Кто ваши основные клиенты? Есть какой-то усредненный портрет покупателя? 

Олег: Наши блокноты очень любят романтизированные барышни и молодые мамы…

Елена: И деловые девушки, которые хорошо зарабатывают и хорошо выглядят. Они выбирают красивые блокноты в качестве дополнения к своему образу или по принципу «у нашего шефа такой же блокнот». Им важно приходить на совещания, на встречи с необычным и стильным блокнотом.  

авторские блокноты Lisalena

Олег: Еще иностранцы, которые привыкли чувствовать себя на комфортной высоте каждый день. Один клиент подобрал блокнот себе под портмоне. То есть купил блокнот не в подарок, не в честь чего-то особенного, а просто потому, что блокнот хорошо подходил к его портмоне. Это просто другое отношение к стилю повседневности. И они говорят, что очень сложно найти что-то подобное, сделанное в России. 

Елена: Из запомнившегося: один из первых заказов уехал в Пуэрто-Рико, к пастору церкви. Это рассказала покупательница. Другой – в Австралию. Знаю, что генеральный консул Франции в Санкт-Петербурге покупала наши блокноты. 

- Что бы вы посоветовали людям, которые хотят начать подобный бизнес?   

Олег: Важный совет: покупателю должно всегда быть интересно общаться с вами. Даже если сегодня вы уже ничего не продаете или у вас нет того, что ему нужно. Очень важно общаться с потенциальными клиентами! Лично, через социальные сети или каким-то другим образом. 

авторские блокноты Lisalena

- Что самое приятное в вашей работе? 

Олег: Я с большим удовольствием слышу от людей, что блокноты Lisalena знает уже весь Питер и частично Москва. Об этом мне говорят люди, с которыми я знаком совсем недавно, и у которых нет никакого повода мне льстить. Не так давно мы участвовали в ярмарке в Москве, мимо проходили девчонки и восхищенно говорили: «Оо, это же блокноты Lisalena!» Это и есть лучший комплимент нашей работе.

Материал подготовила любящая свою работу Алёна Яркова
Фото Анны Асриянц и из личных архивов Алексея Корсуна, Елены Безугловой
0
Реклама на New Retail. Медиакит