Как Советский Союз жил без торговли с Западом
время публикации: 01:25 11 августа 2014 года
Санкции, торговые запреты, закрытые границы – сейчас это очень модный инструмент внешней политики. Модный, но совсем не новый. В недалеком прошлом СССР жил как раз в условиях, когда товары с Запада практически не проникали на внутренний рынок. Давайте вспомним, как это было.
Советский Союз запомнился многим прямо-таки вампирской жаждой ко всему заграничному.
Достаточно упомянуть фарцовку - уникальное социальное, экономическое и культурное явление. Подростки, которые выпрашивали у иностранцев жвачку или меняли ее на пионерские значки – сейчас это многим покажется бредом. А желудочный оргазм при виде колбасных прилавков в обычном европейском магазине – обязательный атрибут любого советского туриста.
Достаточно долго жители всего бывшего СССР представляли себе заграницу, как рай. Практически каждый побывавший «за бугром» обязательно делился впечатлениями о волшебных часах, проведенных у витрин, о чудовищных проблемах выбора, когда не знаешь какой сок взять, ведь есть все. Сейчас этот романтический образ немного померк, российские супермаркеты точно также завалены йогуртами и колбасами. Но тогда обычные люди были практически отрезаны от всего западного.
Товарам, чтобы попасть в Советский Союз действительно приходилось преодолевать «железный занавес». Судя по тому, что видели советские люди на полках, сделать это было очень сложно. Мешали им идеологические, экономические и политические заборы. Грубо говоря, что-то советские власти не хотели пропускать через границу, что-то не могли себе позволить из-за нехватки валюты, а что-то Запад просто отказывался поставлять.
Антисоветчина
Проще всего разобраться с идеологией. Борьба с антисоветчиной - это одна из главных фишек СССР. Надо признаться: не очень веселая, закончиться приключение с хранениями и распространением могло вполне конкретным сроком. Конечно, в разное время отношение было разным. Были периоды, когда малейший проступок заканчивался суровым наказанием.
В 70-х подход был уже индивидуальный. Единичный случай, отсутствие старых грехов, раскаяние и, конечно же, магическое поручительство коллектива – человек мог отделаться испугом, выговором и сожженными нервными клетками. Что же было под запретом?
Прежде всего, литература. Список запрещенных книг был просто огромный. Через границу не могли пробраться русские писатели-эмигранты. Тут, что называется, без шансов. Нельзя было провезти таких антисоветчиков, как Оруэлл, Берджесс, Генри Миллер. С опаской относились и к представителям более легкого жанра Чейзу, Толкиену, Коллинз и, безусловно, Яну Флемингу.
Чуть менее обширный список был среди музыкантов. Пострадали в основном чуждые советскому миру рок-группы, от Nazareth до Scorpions, к ним же попали Тина Тернер, Майкл Джексон и Мадонна.
Был и свой перечень для фильмов. Однако к видеокассетам, которые массово появились уже в годы, когда заболевания Советского Союза стали хроническими, относились проще. Обычно их просто изымали, без последствий. Могли даже вернуть в крайне «заезженном» состоянии.
Самый реальный вариант пострадать во время облавы на владельцев видеомагнитофонов – это попасться на просмотре эротики или, не дай бог, порнографии. Вот тут уже светило знакомство с суровым народным судом.
А вот рассказы о преследовании за кроссовки «Адидас» – это все же фантазии. В СССР правительство закупало и болгарские джинсы, и чешские кроссовки, было и собственное производство. Собственно, закупали даже настоящую фирму, но в таких микроскопических размерах, что какой-то «челнок» из девяностых только посмеется. Так что сажали не за ношение.
Если тебе повезло, и ты каким-то чудом смог купить «Nike», никто тебя трогать не будет. Сажали исключительно за спекуляцию этими кроссовками.
Валютный голод
В Советском Союзе сменялись пятилетки, генеральные планы и генеральные секретари, но одно оставалось неизменным: стране катастрофически не хватало валюты. Собственно именно это, а не какая-то осознанная политика властей существенно ограничивало импорт. С окончания гражданской войны до самого развала Союза проблема валютных поступлений оставалась острой.
Нельзя сказать, что их совсем не было. СССР довольно активно продавал на мировом рынке нефть, газ, лом черных металлов, продукцию химической промышленности (в основном удобрения), лес и пиломатериалы.
Правда и расходы были серьезные. Только поддержка коммунистических партий во всем мире сжирала огромные деньги, а там еще оборонку надо было поддерживать, государственные дачи строить. В общем, некоторые цифры того что и где закупал СССР в 1984 году можно посмотреть в таблице.
Без чего же приходилось обходиться?
Начнем с того, что практически не ввозили в страну такие достижения западной цивилизации, как телевизоры и видеомагнитофоны. Собственно с иностранной техникой, в том числе и бытовой, было по-настоящему сложно. Достать все это было можно, но в основном с рук или в комиссионках. Цены были космические. Три-четыре тысячи рублей за простейший видеомагнитофон никого не удивили бы.
Справедливости ради надо сказать, что и отечественные модели тоже были недешевые. Например, «Электроника ВМ-12» – первый советский видеомагнитофон – стоил 1200 рублей. Напомним, зарплата инженера 140 рублей. Самое обидное, что и он не лежал в магазине! Собиралась огромная очередь, и возможность купить его получали единицам.
Естественно, советский человек был лишен возможности купить что-то из коллекции Домов высокой моды Парижа, но и сейчас это не самая востребованная продукция по объективным причинам.
Гораздо печальней, что обычный ширпотреб, который сейчас продают на каждом углу, на внутренний рынок практически не поступал. В том же 1984 году кожаной обуви было закуплено всего 68,8 млн. пар, но в основном поставщиками стали страны соцлагеря (81,7%). Для сравнения в современную Россию каждый год ввозится 85 млн. пар. Это при отвалившихся республиках и без учета массовых поставок, которые идут в обход официальной статистики.
Кто-то возразит, что и в СССР существовали спекулянты и левая торговля. Существовали. Вот только объемы ее были намного меньше. Государство не на шутку боялась этого явления и довольно активно с ним боролось. Да и возможности у таких предпринимателей были намного меньше. Ни моряки, ни дипломаты, ни гастролирующие актеры не привозили из заграничных командировок десять одинаковых курток.
Примерно такая же картина была с продуктами питания, хотя тут объемы закупок были существенно больше.
«Поправка Джексона-Вэника» и другие ужасы
Некоторые товары было просто запрещено продавать в СССР. У Западного мира претензии к коммунизму были всегда. Поэтому так называемые развитые капиталистические страны старались сдерживать развитие экономики страны победившего социализма. Касалось это в первую очередь распространения высоких технологий и всего того, что можно было бы использовать в производстве вооружения. Но не только.
Например, в 1953 году одним из заметных успехов советской дипломатии называли торговый договор, подписанный с Аргентиной. Но в нем не было никаких экстраординарных товаров. Советский Союз поставлял уголь и нефть, а из Южной Америки везли шерсть и масло. По нынешним меркам, это вообще несерьезно.
Сейчас больше всего известна так называемая «поправка Джексона-Вэника» в США, но это далеко не первый и не единственный случай дискриминационных мер, с которыми пришлось сталкиваться. Не стоит думать, что имея деньги можно купить все что угодно. Конечно, по сравнению с прошлым веком ситуация значительно изменилась. Компьютеры сейчас производят не только в США, уйдет с рынка Apple, его место займет Samsung. Уйдет и он – появится больше китайских брендов. Но и опыт прошлого забывать не стоит.
По сути СССР был вынужден покупать не лучшее или самое дешевое, а то, что мог купить. Ширпотреб везли из Чехии и Румынии только из-за того, что они входили в СЭВ. То есть, платить за него можно было переводными рублями. Активно использовался и бартер. В свободной конкурентной борьбе их продукция неизбежно бы проиграла. Положа руку на сердце, вряд ли бы кому-то хотелось повторение всего этого.
Встревоженный Макс Усачев
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах