0/5

Муми-тролли как бренд

Муми-тролли как бренд
время публикации: 04:41  09 августа 2014 года
9 августа исполняется 100 лет со дня рождения Туве Янссон – финской писательницы, подарившей миру сказочные повести о муми-троллях. За годы существования муми-тролли из героев детских книг превратились в коммерчески успешный бренд.
Книги, блокноты, футболки, кружки, ручки и другие сувениры с изображением очаровательных сказочных персонажей продаются в огромных количествах и на родине в Финляндии, и во многих других странах, включая Россию. Одни лишь чашки с муми-семейством расходятся по миру тиражом более миллиона штук ежегодно.

В стране Суоми доходы от реализации сувенирной продукции, использующей образы муми-троллей, сопоставимы по размеру с налоговыми отчислениями компании Nokia и составляют серьезную статью госбюджета. А всего по данным правообладателя – компании Moomin Characters – сумма от продажи товаров с муми-символикой в рознице составляет порядка 400 миллионов евро в год.

В то время как крупные корпорации тратят миллиарды на создание, развитие и продвижение бренда, Туве Янссон удалось это сделать одним росчерком пера.

муми 1.jpg

Туве Марика Янссон, уроженка Финляндии со шведскими корнями, выпустила свою первую книгу о муми-троллях в 1945 году. Добрая повесть-сказка под названием «Маленькие тролли и большое наводнение», написанная в разгар военной зимы 1939 года, быстро нашла своих читателей и почитателей. Спустя год увидела свет повесть «Муми-тролль и комета», а затем «Шляпа волшебника». Эти книги принесли Туве невероятный успех.

Истории муми-семейства пришлись по душе и юным, и взрослым читателям. Каждый находил в сказках Туве Янссон что-то свое. Детям нравились захватывающие приключения, а взрослым – философская подоплека произведений и характеры героев, которые удивительно напоминали окружающих людей. Каждый, кто читал ее сказки, узнавал себя, своих родных или знакомых в добром и рассудительном Муми-тролле, свободолюбивом Снусмумрике, капризном Сниффе или педантичном Хемуле.

муми 2.jpg

Интересно, что в сказках нет однозначно отрицательных персонажей. Ни печальный Волшебник из «Шляпы Волшебника», ни Морра, замораживающая все живое своим прикосновением, ими не являются. И первый, и вторая олицетворяют собой не зло, а лишь бесконечное одиночество. Мир, лишенный злобы – таким он существовал в воображении Туве Янссон.

Туве, художница по образованию, сама иллюстрировала свои произведения, а к литературному творчеству не относилась всерьез. Более того, Янссон было обидно, что муми-тролли затмили собой ее более серьезные художественные работы, которые вызывали и у публики, и у журналистов гораздо меньший интерес.

Без особого трепета она относилась и к коммерческому успеху своих произведений. Тем не менее, именно сказки о муми-троллях сделали Туве Янссон одной из самых богатых жительниц Финляндии и даже позволили приобрести в собственность небольшой остров Кловахарун. Туда она частенько уезжала, чтобы отдохнуть от повышенного внимания прессы и поклонников.

После смерти писательницы все права на использование героев книг перешли Софии Янссон - племяннице Туве, дочери ее брата Ларса. Своих детей у писательницы не было. Сейчас София Янссон руководит компанией Moomin Characters, которая и владеет муми-брендом.

муми 3.jpg

В финском городе Наантали, рядом с Турку, раскинулся настоящий Муми-Дол. В парке Muuminmaailma можно увидеть воссозданные в натуральный размер иллюстрации Туве Янссон: заглянуть в дом муми-семейства, пройтись по мосткам купальни и пообщаться с ожившими героями ее произведений. Парк работает только в летние месяцы, но за сезон успевает принять свыше 250 тысяч посетителей.

А в Японии, где творчество финской писательницы пользуется особой любовью, больше 10 лет существует сеть Moomin House Café. Кафе предлагает каждому желающему поесть в компании персонажа сказок Туве Янссон. За столик к посетителям подсаживают большого плюшевого Муми-тролля, Снусмумрика, Фрекен Снорк или Малышку Мю. Говорят, желающих пообедать в приятной компании так много, что на входе в кафе в Токио часто собираются очереди.

В 2012 году МумиКафе открылось и в Москве. Основательница проекта, Ольга Курочкина, давно является поклонницей сказочных повестей Туве Янссон. «Больше всего мне нравится, как Туве раскрыла характеры героев, - рассказывает Ольга. - С одной стороны, они показаны волшебными существами, а с другой – очень похожими на нас».

Ежемесячно МумиКафе принимает до 5 тысяч посетителей разных возрастов.

муми 4.jpg

«Мы не хотели делать копию японских кафе, - продолжает Ольга Курочкина. - У них очень много сказочной атрибутики, мы же сделали упор на атмосферу. Интерьер внутри выдержан в скандинавском стиле, но не воспроизводит дом муми-троллей и не дает прямой посыл к сказкам».

9 августа в московском МумиКафе пройдет ярмарка-продажа хенд-мэйда на муми-тематику, приуроченная к 100-летнему юбилею Туве Янссон. Не остались в стороне от праздника и многие крупные компании. Печенье, конфеты и другие сладости в муми-оформлении выпустил финский концерн Fazer, а производитель одежды Uniqlo представил серию футболок Moomin с изображением героев сказок.

муми 5.jpg

В следующем году отметят 70-летний юбилей и сами муми-тролли. Сколько книг о них было издано за все это время, посчитать невозможно. Произведения Туве Янссон переведены на несколько десятков языков, включая тайский, японский и персидский. И интерес к ним с годами не падает. Это подтвердили нам в пресс-службе книжной сети «Буквоед».

Только лишь с начала 2014 года в магазинах «Буквоед» продано несколько тысяч книг из муми-серии. Чаще всего, по словам представителей компании, приобретают сборник «Всё о муми-троллях», куда вошли все написанные Туве Янссон истории - 8 повестей и несколько рассказов. Его продажи составляют около 40% от общего числа. Вторая по популярности – сказочная повесть «Шляпа волшебника».

«Интерес к творчеству Туве Янссон стабильный, - соглашается Мария Назамутдинова, руководитель PR-департамента Ozon.ru. - Колебания в динамике продаж год к году незначительные, и зависят скорее не от собственно интереса к содержанию произведения, а от его товарных характеристик - цены, наличия издания на рынке, участия в акциях или других событийных факторов, например, выхода мультфильма по книге и так далее».

муми 6.jpg

Но, главное, конечно, вовсе не в цифрах. Главное в том, что Туве Янссон удалось создать идеальный мир. Мир, где нет места злу и войнам, где рады каждому гостю, заглянувшему в дом. Это и стало секретом невероятной популярности историй о жителях Муми-Дола.

Тот факт, что взрослые любят творчество Туве Янссон не меньше, чем дети, демонстрирует, насколько нам всем необходима доброта и вера в чудо. «Выдуманный мир моих муми-троллей – это мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас», - писала сама Туве Янссон. И с ней сложно не согласиться.

Материал подготовила муми-фан со стажем Алёна Яркова
0
Реклама на New Retail. Медиакит