0/5

Аналитика-2014: Покупатель, Рынок, Бизнес

Аналитика-2014: Покупатель, Рынок, Бизнес
время публикации: 09:30  25 сентября 2014 года
Редакция New Retail выбрала ключевые данные аналитики, которую компания Accenture представляет на саммите Retail Business Russia 2014, и предлагает читателям первыми ознакомиться с тем, что происходит с ритейлом в России в эти непростые времена. В цифрах и фактах.
В рамках бизнес-саммита розничной торговли Retail Business Russia 2014 российское подразделение компании Accenture представило обширную аналитику рынка ритейла, а также поведения покупателей. Помимо собственных изысканий эксперты использовали также данные ведущих исследовательских компаний розничного рынка: Kantar Retail, РОМИР, РБК, ФОМ, Retailer.ru, NPD Group, TNS, Demind, Info Line. 


Макроэкономические показатели, отражающие изменения рынка розничной торговли в России 

В числе факторов, влияющих на изменения рынка розничной торговли в России в 2014-2015гг, аналитики отмечают законодательные (постановление о включении молочной отрасли в число стратегически приоритетных для развития, контроль ФАС за уровнем цен на социально-значимые товары, обсуждение введения налога с продаж, отказ от снижения порога беспошлинного ввоза товаров для физических лиц), общеэкономические (санкции, повышение цен на российское и зарубежное сырье, снижение рентабельности бизнеса, удорожание импортных товаров), а также изменение покупательского поведения. 

Несмотря на макроэкономическую стагнацию (в 2015 году аналитики прогнозируют рецессию российской экономики с падением ВВП до -0,5%), Россия продолжает занимать лидирующую позицию на европейском розничном рынке. Согласно прогнозам, оборот розничного рынка в России достигнет 24,1 трлн. рублей. При этом темп среднегодового прироста до 2016 г. замедлится и составит всего 2%. 

Аналитика-2014: Покупатель, Рынок, Бизнес


Тем не менее, обеспеченность торговыми площадями в России в 1,5 раза ниже, чем в ТОП-5 стран Европы. К примеру, в Германии на 1000 человек населения приходится 1460 кв. м торговых площадей, в то время как в России – 680 кв.м. На современные форматы ритейла в России приходится не более 57% всего оборота, в странах Западной Европы эта доля достигает 90%. 

Однако существенные темпы строительства новых ТЦ в России привели к тому, что 85% от всех строящихся в Восточной Европе торговых площадей приходится на долю Москвы и Санкт-Петербурга. Но обе столицы и Европейская часть страны уже близки к насыщению потребностей в торговых центрах, поэтому дальнейшее развитие будет возможно только за счет движения ритейл-сетей на восток страны. В первую очередь, торговые сети будут приходить в регионы и города с более высоким уровнем социально-экономического развития и наиболее удобной транспортной доступностью - вблизи крупных транспортных магистралей, например, Транссиба или БАМа. 

Потребитель: ожидания и стратегии поведения 

Средняя зарплата российского потребителя составляет 31,5 тыс. руб. 51% покупателей имеют в семье автомобиль. 

Средний чек за один поход в магазин по данным на июль 2014 года составляет 540 руб. При этом россияне обычно ходят за покупками трижды в неделю, предпочитая магазины недалеко от дома. 

За первый квартал 2014 г. доходы потребителей выросли на 6%. Объем выданных потребительских кредитов во втором квартале 2014 г. по сравнению с 2013 г. упал на 66%, а объем выданных ипотечных кредитов вырос на 17%. 

Аналитика-2014: Покупатель, Рынок, Бизнес

Расходы населения впервые за 5 лет показали отрицательную динамику. Динамика затрат на товары повседневного спроса в первом полугодии 2014 года были на уровне затрат 2013 года. С учетом потребительской инфляции снижение реального потребления составило 5-7% за год. Снижение потребительской активности отразилось и в трафике крупных торговых центров Москвы. После снижения с марта 2014 года к последней неделе августа посещаемость опустилась на 23% по сравнению с тем же периодом 2013 года. 

Индекс экономической надежды в начале 2014 года достиг показателей кризиса 1998 и 2009 годов. Доля населения со средним и высоким доходом неизменна, а доля трудоспособного населения в ближайшем будущем начнет сокращаться. Более 40% населения России относит себя к среднему классу по такому критерию, как материальное благополучие. О том, что достаток является главной чертой принадлежности к среднему классу, сообщили 27% респондентов. 

В зависимости от уровня дохода, стратегии экономии потребителей различаются товарными категориями и поведением. Так, значительную часть расходной части бюджета у покупателей с низким доходом «съедают» парикмахерские услуги (а также маникюр), расходы на бензин и на сигареты. В то время как респонденты с высоким доходом сообщают, что больше всего тратят на путешествия, занятия спортом и посещение кафе и баров. Покупатели с низким доходом готовы экономить на детских вещах, образовании, фруктах и овощах. А население со средним и высоким доходом готово отказаться от сигарет и снизить расходы на бензин. 

Аналитика-2014: Покупатель, Рынок, Бизнес


Потребители ощутили рост цен в 2014 году и начинают оптимизировать свои расходы. 28% респондентов сообщают, что стали избегать ненужных трат, 20% стараются искать товары по промо-акциям, 19% ищут, где ниже цены, 5% - избегают искушения купить ненужные вещи. И лишь 28% покупателей не ощутили на себе скачок цен и не экономят вовсе. 

При этом, сколь бы ни был важным в современных условиях фактор цены, на первое место среди выбора покупателем продавца вышел ассортимент. 56% респондентов считают разнообразие продуктов определяющим. Также потребители стали намного больше внимания обращать на качество обслуживания. 38% опрошенных за последнее время сменили поставщика услуг в ритейле из-за низкого качества сервиса. 

Розничная торговля в России: динамика сегментов 

В 2013 году сегмент дрогери (небольшой магазин 100-250 м2, в котором продаются парфюмерно-косметические, гигиенические, хозяйственные товары, бытовая химия – прим.ред.) демонстрировал уверенный рост, а БТиЭ-сегмент - замедление. Темп роста розничного оборота в 2013 году замедлился и составил 10,7%, а в 2014 году прогнозируется замедление роста до 1,7%. 

Аналитика-2014: Покупатель, Рынок, Бизнес

Продуктовый рынок ведет себя нестабильно, в 2013 году темп роста увеличился и в начале 2014 продолжал расти. Лидером роста в 2013 году был формат дрогери, что может обосновываться как его новизной на рынке, так и открытием в этом сегменте магазинов «Магнита». В бытовой технике и электронике наблюдается самый низкий рост и тенденция сохраняется в 2014 году. Продуктовый ритейл: на ЦФО пришлось 34,6% от оборота розничных сетей, однако его доля продолжает снижаться. Общий рынок продовольствия вырос в 2013г. на 15,9%. В первом полугодии 2014 г. на 5,2% сократились поставки импортных товаров. Доля сетевой продовольственной розницы в 2013 г. составила 32,9% в обороте торговли продуктами питания, увеличившись на 1,4 % по сравнению с 2012 годом. Согласно пессимистичному сценарию в 2014 году прогнозируется замедление темпов сетевой продовольственной розницы до 15–15,7% с последующим усилением негативной тенденции и дальнейшим замедлением в 2015-2017 гг. до 10,1 - 10,8%. 


DIY (Do IT Yourself) и товары для дома: рост в 2014 году будет зависеть как от экономики в целом, так и от поведения игроков на рынке. Номинальные темпы прироста резко замедлились, составив по разным оценкам от 7% до 8,4% в рублях по сравнению с 2012 г. В 2013 году объем сегмента составил 31,9 млрд. руб. Согласно прогнозам, в 2014 году рынок DIY может достигнуть 32,9 млрд. руб., а в 2015 – 35 млрд. руб. Сохраняя свои позиции с 2012 года, на рынке доминируют три иностранные сети ("Леруа Мерлен", OBI и Castorama), в совокупности занимающие 23,5% рынка. В 2013 году интернет-продажи сегмента DIY выросли на 25% в рублевом выражении и достигли 45 млрд. руб. За 2013 год было запущено около 20 интернет-магазинов. 

Рынок БТиЭ в 2013 году вошел в состояние стагнации. И лишь в сегменте мобильных телефонов и смартфонов был отмечен интенсивный рост – по итогам года прирост составил 12%, при этом доля смартфонов в продажах увеличилась на 14%. Ключевой тенденцией в 2013-2014 гг. является активное внедрение мультиканальной системы продаж. Развитие магазинов уменьшенного формата и оптимизация площадей существующих магазинов станут ключевыми тенденциями развития сетей бытовой техники и электроники в ближайшие годы. 

Fashion-ритейл: Усиление конкуренции среди ритейлеров ведет к увеличению количества магазинов. Рынок показывает рост на уровне 3,2%. При этом наиболее быстро растут продажи верхней одежды и белья. По итогам 2013 года произошло замедление роста розничных продаж обуви до 5% против 13% в 2012 году. В первой половине 2014 также отмечается уменьшение продаж. Оборот онлайн-торговли в категории Fashion в 2013 составил 76 млрд. руб. Рост 2012–2013 – 34%. В 2014 году доля покупателей, обычно приобретающих одежду в торговых центрах выросла по сравнению с 2013 г. на 6.5%. 

Дрогери и парфюмерия: увеличение спроса на товары сегментов "мидл-маркет" и "масс-маркет". В настоящее время российский рынок парфюмерно-косметических товаров входит в топ-10 крупнейших рынков Европы, занимая четвертое место после Франции, Германии, Великобритании и Италии. В настоящее время на рынке присутствует около 200 специализированных торговых сетей, включая сети формата дрогери. В 2014 г. темпы прироста рынка снизятся до 6-7% в рублях, а в долларах США будут нулевыми при условии соответствия курса доллара прогнозным показателям. 

Все самое интересное для читателей New Retail выбрал Алексей Терехов
0
Реклама на New Retail. Медиакит