0/5

Coca Cola vs Pepsi, "Эльдорадо" против всех: как известные бренды воюют друг с другом

Coca Cola vs Pepsi, "Эльдорадо" против всех: как известные бренды воюют друг с другом
время публикации: 15:00  29 августа 2014 года
Войны брендов в ритейле – явление нередкое. Некоторые из них длятся десятилетиями, а боевые потери участников конфликта исчисляются миллионами в денежном эквиваленте. Мы решили понаблюдать, как выясняют отношения известные торговые марки.

Война за лидерство: Coca-Cola против Pepsi 

Великое противостояние двух газировок длится уже больше века. Изобретение «Кока-Колы» приписывают химику-любителю Джону Пембертону. Это он в 1886 году сварил сироп из листьев коки и орехов дерева кола. Поначалу сироп продавался в аптеках как средство от нервных расстройств, пока кто-то не придумал разбавлять его содовой. Тут изобретением заинтересовался предприниматель Аза Кендлер, выкупил патент на напиток и создал в 1892 году The Coca-Cola Company. 

«Пепси-кола» появилась в 1898 году с подачи американского фармацевта Халеба Брэдхема. Именно он изобрел сладкую газировку с ванилью, экстрактом орехов колы и эфирными маслами. Спустя 4 года, в 1903 году возникла Pepsi-Cola Company, позже ставшая корпорацией PepsiCo, Inc. 

Coca Cola vs Pepsi, "Эдьдорадо" против всех: как известные бренды воюют друг с другом

Любопытно, что именно «Пепси-Кола» стала первым западным продуктом, попавшим на советские прилавки. Это произошло в 1971 году. Взамен PepsiCo получила эксклюзивное право импортировать водку «Столичная» в США. Многие, чье детство пришлось на 70-80-е годы, по сей день помнят стеклянные бутылки «Пепси» с трехцветной этикеткой. «Пепси» удерживала пальму первенства среди советских граждан, как минимум, два десятка лет - вплоть до начала 90-х, когда на полки пробрался ее красный конкурент. 

Но война двух гигантов на мировом рынке не прекращалась ни на минуту. В ход шли все возможные средства. «Пепси» первой из производителей упаковала лимонад в двухлитровую тару, «Кока-Кола» придумала разливать напиток в эксклюзивные бутылки «с талией». «Пепси» вышла на советский рынок, «Кока-Кола» запустила лимонад в космос. «Пепси» придумала «Поколение Pepsi», «Кока-Кола» ответила своим «Всегда Coca-Cola».

Много лет The Coca-Cola Company пыталась через суд добиться запрета для «Пепси» на использование слова «кола» в названии, но попытки не увенчались успехом. Тем не менее, многолетняя борьба за лидерство пошла компании на пользу. Сейчас бренд Coca-Cola считается одним из самых дорогих в мире. По данным агентства Interbrand за 2013 год, он занимает третью строчку рейтинга и стоит $ 79,2 млрд., в то время как Pepsi расположился лишь на 22 позиции со стоимостью $ 17,8 млрд. 

Война за название: «Мишки» против «Мишек» 

Любопытное противостояние развернулось на постсоветском пространстве среди кондитерских фабрик за обладание известными марками. Яркий пример – «Мишка на Севере». 

Впервые эти шоколадно-вафельные конфеты выпустила в 1939 году ленинградская «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской». Позже продукцию с таким названием начали производить и другие предприятия страны. «Мишки на Севере» стали одними из наиболее известных советских конфет – как в Советском Союзе, так и за рубежом. 

Coca Cola vs Pepsi, "Эдьдорадо" против всех: как известные бренды воюют друг с другом

После распада СССР, когда началась борьба за советские марки, «Фабрике имени Крупской» удалось отстоять эксклюзивное право на использование названия «Мишка на Севере». Остальным кондитерам осталось лишь переименовать свою продукцию – так появились «Мишки в лесу», «Мишка косолапый» и даже «Косолапый в Арктике». Большинство же других советских брендов («Аленка», «Кара-Кум», «Птичье молоко») отошло холдингу «Объединенные кондитеры», куда входят фабрики «Красный Октябрь», «РотФронт», концерн «Бабаевский» и некоторые региональные предприятия. 

Coca Cola vs Pepsi, "Эдьдорадо" против всех: как известные бренды воюют друг с другом

Впрочем, скоро войнам за название может прийти конец. Вопрос о национализации советских кондитерских брендов поднимался уже не раз. В прошлом году член Совфеда и бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель снова обратился в Госдуму с предложением рассмотреть законопроект о коллективном использовании марок, созданных в СССР. Если закон будет принят, то названия «Мишка на Севере», «Кара-Кум», «Аленка», «Птичье молоко», «Буревестник», «Ласточка» и другие сможет использовать любой желающий. 

Рекламная война: «Эльдорадо» против всех 

Рекламные войны – всегда отдельная и увлекательная история. Несмотря на то, что закон РФ запрещает упоминать конкурентов в своих рекламных кампаниях, некоторые бренды находят лазейки в обход законодательства. 

За противостоянием сетей бытовой техники – «Эльдорадо» и «Техносилы» - несколько лет назад с замиранием сердца следила вся страна. «Эльдорадо» использовала весьма агрессивные методы конкурентной борьбы. Многие помнят рекламу «Техносилы»: «Серега лопух, купил дороже», - и расположенные напротив щиты «Эльдорадо»: «Согласен! У нас дешевле», - с более выгодным ценовым предложением. 

Coca Cola vs Pepsi, "Эдьдорадо" против всех: как известные бренды воюют друг с другом

После этого «Техносила» обращалась в ФАС, но маркетологов «Эльдорадо» это не остановило. Вскоре они вывесили щиты с рекламой пылесоса и со слоганом «Сосу за копейки», которые также были сняты со скандалом. 

Coca Cola vs Pepsi, "Эдьдорадо" против всех: как известные бренды воюют друг с другом

Но, как говорится, не плюй в колодец. В 2013 году «Эльдорадо» ждал сюрприз – их же метод борьбы использовал ритейлер «Юлмарт». Он разместил в Яндексе контекстную рекламу «Эльдорадо низких цен. «Юлмарт» - территория сервиса». Кликнув на объявление, потребитель попадал на официальный сайт «Юлмарта». «Эльдорадо» не оставалось ничего другого, как самим обращаться в суд с требованием взыскать с конкурентов 5 млн рублей компенсации. 

А пока сеть «Эльдорадо» развлекалась рекламными подколами коллег по цеху, место ритейлера №1 в России уверенно занял «Юлмарт».

За войнами брендов наблюдала пацифист Алена Яркова
0
Реклама на New Retail. Медиакит