Лента Новостей
Все новости →Власти Москвы перестали переоформлять жилье на первых этажах под магазины

С момента изменения законодательства количество переводов стационарных помещений (в том числе подвалов, встроенно-пристроенных объектов), востребованных в первую очередь малым бизнесом, из жилого в нежилой фонд сократилось в разы. Если в 2013 году было изменено функциональное назначение 489 квартир, то в 2015 году — 37 таких помещений, в 2016 году — 24, а за неполные десять месяцев 2017-го — лишь семи, следует из предоставленных РБК данных департамента городского имущества Москвы. Без архитектурных элементов, которые исключило постановление 2015 года, помещения на первых этажах просто непригодны для ритейла, который и предъявлял основной спрос на такие площади, объясняет Алексей Петропольский, гендиректор компании Urvista (занималась юридическим сопровождением процедуры перевода квартир в нежилой фонд). Теперь, уточняет юрист, перевести помещение в нежилой формат и использовать его для бизнеса можно только в исключительных случаях, например, когда окно квартиры находится практически на одном уровне с землей.
«Снижение количества переведенных в нежилое помещений в первую очередь связано с нежеланием жильцов дома соседствовать с торговыми точками или другими организациями, — говорится в ответе руководителя столичного департамента городского имущества Максима Гамана на запрос РБК. — При этом дефицита помещений, доступных малому и среднему бизнесу, нет, город постоянно предлагает на торгах большой выбор площадок разных форматов по доступной цене».
«То, что предлагает мэрия, — это чаще всего низколиквидные помещения, например подвалы во дворах», — не соглашается гендиректор DNA Realty Антон Белых. По его словам, все более-менее ликвидные стационарные объекты Москвы давно сданы в аренду или выкуплены на торгах или по программе преимущественного выкупа — такое право добросовестным арендаторам дает закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в госсобственности <...> и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».
С 2010 по 2016 год в Москве, по данным департамента городского имущества, малым и средним бизнесом были выкуплены 5,2 тыс. стационарных помещений общей площадью свыше 1 млн кв. м на 116,2 млрд руб. При этом с каждым годом продажи сокращаются: в 2014 году город выручил 36,5 млрд руб., в 2015-м — 32,5 млрд руб., в 2016-м — 25,9 млрд руб. На этом фоне сокращаются также и ежегодные поступления от сдачи в аренду принадлежащих Москве нежилых помещений: в 2014 году это было 15,2 млрд руб., в 2015-м — 13,8 млрд руб., в 2016-м — 10,5 млрд руб., свидетельствуют данные бюджета города Москвы.
Предприниматели, не имея доступа к новым помещениям стрит-ритейла, вынуждены конкурировать друг с другом, что приводит к росту ставок аренды, констатирует Антон Белых. Если в 2016 году его компания сдавала помещения в Кузьминках по 4 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц, то сейчас — на 30% дороже, по 5,2 тыс. руб. за 1 кв. м. Месячная аренда аналогичного помещения в Перово в 2016 году составляла 4,5 тыс. руб. за 1 кв. м. в месяц, сейчас — уже 5,5 тыс. руб. До минимума сократился и срок экспонирования помещений, если два года назад он составлял два-три месяца, то сейчас — две-четыре недели, а некоторые помещения сдаются еще до их освобождения, рассказывает Белых.
Сейчас у специализировавшихся на этом предпринимателей, по данным Капустина, осталось около 500 таких лотов. Примерную стоимость всех «зависших» квартир Капустин оценивает в 10 млрд руб. «Пока в основном все ждут, что может вновь измениться что-то в законодательстве, и не торопятся продавать эти помещения, — рассказывает он. — Однако из-за того, что бизнес не работает, они несут прямые потери, а государство не получает налогов».
Нельзя сказать, что квартиры на первых этажах, переведенные под магазины, представляли собой качественный ритейл, указывает директор направления стрит-ритейл компании Knight Frank Виктория Камлюк. В первую очередь такими помещениями пользовались от безысходности, но пострадали в итоге не ритейлеры, а сами жители, которые лишились возможности купить что-то по пути с работы домой, заключает Камлюк.
Подписывайтесь на канал New-Retail в Telegram и будьте в курсе свежих новостей.
Источник: РБК
Самое популярное
-
От MVP до миллионной аудитории: кейс развития приложения для ритейлера сферы раз...
-
Soft skills, без которых не обойтись в 2025 году: ключевые навыки в эпоху неопре...
-
Органический капучино: как коллаборация «ЭкоНивы» и Julius Meinl помогает бизнес...
-
EcomWeekend Club: что дает самое активное сообщество российского екома и как ста...
-
Как «взорвать» Яндекс Карты в 2025: секреты выхода в ТОП, которые реально работа...