Закон "О торговле" задумывался как надежный гарант производителям и поставщикам развития на рынке. Но в итоге получилось "как всегда".
Закон "О торговле" был принят в 2010 году. С того момента 83% отечественных производителей и поставщиков продовольственных товаров сталкивались с навязыванием дополнительных услуг со стороны розничных сетей. Таковы результаты исследования Российской академии наук (РАН), на которые ссылается "Коммерсант". Опрос был заказан Центром развития экономической этики и правовых отношений.
Данные РАН показывают, что чаще всего ритейлеры навязывали поставщикам участие в акциях (78%), принудительно взимали плату за выкладку товара на полке (71%) и за введение новых позиций (70%). При этом сама так называемая плата за полку для российских поставщиков порой была в два раза выше, чем для производителей с иностранным капиталом.
Лишь 8% опрошенных ответили, что не встречались ни с одним видом злоупотреблений рыночной властью. Почти половина опрошенных (49%) признала, что после принятия закона случаи давления со стороны сетей участились, 7% респондентов отметили, что такая практика стала встречаться реже.
Сам закон "О торговле" сократил бонусы (максимальный размер премии, которую поставщик выплачивает ритейлерам за объем продаж) до 10% и установил предельные сроки оплаты товара в зависимости от сроков их хранения — 10, 30 и 45 дней. Сейчас продолжаются споры вокруг новых поправок к закону, разработанных группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой. Их версия предусматривает снижение бонусов 3%, а сроки выплат предлагается сократить до 5, 20 и 35 дней соответственно.