0/5

Внедрение маркировки БАДов: что ожидает участников рынка

Внедрение маркировки БАДов: что ожидает участников рынка
время публикации: 09:00  23 августа 2023 года
Фото: Biogena
1 сентября этого года для всех производителей, импортеров и розничным продавцов станет обязательной маркировка биологически активных добавок. Как действовать игрокам рынка в новых условиях? В чем плюсы и минусы нововведения? Отразится ли маркировка на стоимости продуктов для конечного покупателя?
31 мая 2023 года было подписано Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении биологически активных добавок к пище».

Оно будет регулировать деятельность всех участников рынка БАД: производителей, импортеров и розничных продавцов. Постановление начнет действовать уже с 1 сентября 2023 года – участникам оборота биологически активных добавок будет необходимо подавать в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров заявления на их регистрацию в информационной системе.

С 1 мая 2021 по 28 февраля 2023 в соответствии с Постановлением Правительства от 29 апреля 2021 года № 673 в России провели эксперимент по маркировке БАД. В пилотном проекте участвовали более 4,7 тыс. компаний, было промаркировано более 5,2 млн упаковок биодобавок по данным ЦРПТ.

Внедрение маркировки БАДов: что ожидает участников рынка Исследование экспертов Высшей школы экономики показало, что доля нелегального оборота БАД в России составляет более 50%. Ожидается, что после внедрения обязательной маркировки доходы легальных производителей вырастут до 2,2 млрд руб. в год. 

Как действовать участникам рынка в новой ситуации, разбираемся вместе с Галиной Коротун, руководителем проекта Biogena, австрийского производителя биодоступных микронутриентов.




Что ожидает участников рынка после вступления в силу постановления «Об утверждении Правил маркировки биологические активных добавок…»?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, как строится этот рынок.

Объем рынка БАД по итогам 2022 года составил около 115 млрд рублей, и ожидается прирост в этом году до 10% в зависимости от разных регионов. Согласно DSM Group около 43% российского рынка составляют импортные БАДы. Рост рынка особенно заметен за последние 4 года.

С 1 января 2021 года были приняты новые правила розничной торговли, в том числе дистанционным способом, отменяющие обязательные правила СанПин 2.3.2 1290-03 на розничную торговлю БАДами.

В результате на рынке существует две категории продуктов, которые выглядят как БАД, но юридически зарегистрированы по-разному. Одни в соответствии с сертификатом соответствия (СГР) БАД, а другие имеют декларацию о соответствии на комплексные пищевые добавки.

Потребитель не обращает на это внимание и думает, что все продукты на полках – это биологически активные добавки. Однако юридически это не так. Именно при оформлении Свидетельства о государственной регистрации (СГР) осуществляются все необходимые экспертные исследования в области безопасности и надлежащего качества БАД. И это то, что в итоге позволяет конечному потребителю приобретать и принимать качественные нутриенты, соответствующие всем гигиеническим и санитарным нормам.

На рынке наблюдается тренд «осознанного» подхода к выбору продукции и ключевыми критериями принятия решения становятся чистота состава, качество сырья, бренд, который гарантирует безопасность продукта.

Теперь потребителю станет легче сделать выбор, он сможет сориентироваться по визуальным признакам на упаковке товара, — нанесенному DataMatrix коду.

Такая ситуация затрагивает честных импортеров, являющихся официальными представителями брендов БАД в России, так как они принимают на себя ответственность по качеству продуктов и в итоге могут нести репутационные риски. Соответственно, теперь маркировка станет еще одним дополнительным критерием легитимности присутствия продукта на рынке.

Повлияет ли маркировка на стоимость БАД?

– В большей степени на российском рынке конечная стоимость продукта зависит от курса валют на сырье и от цен на логистические услуги. Считаем, что потребители изменения стоимости скорее всего не заметят.

Внедрение маркировки БАДов: что ожидает участников рынка
 
Какие еще важные шаги в отрасли могут быть сделаны?

– Можно взглянуть на примеры других отраслей российского рынка, где правила маркировки вступили в силу: лекарственные препараты, молочная продукция, шины, парфюмерная продукция.

Три года назад этот процесс проходил непросто для всех участников рынка лекарственных средств. Система маркировки еще не была готова к таким нагрузкам на программное обеспечение. Интеграция проходила с задержками и системными сбоями.

В первую очередь это было связано с низким уровнем развития IT-систем. Сейчас в стране есть многолетний опыт внедрения процессов маркировки, и мы наблюдаем слаженную работу и отсутствие проблем. Более того, во время пилотного периода маркировки у всех участников рынка было время на подготовку, и сейчас еще есть возможности для мягкого вхождения и отработки новых правил.

С чем при внедрении маркировки могут столкнуться участники рынка?

– Когда в 2020 году начался процесс маркировки лекарственных препаратов, регулирующими органами дополнительно проводились работы по отслеживанию сайтов, которые продолжали нелегально продавать продукцию, не прошедшую обязательную процедуру маркировки. По итогам было закрыто несколько десятков тысяч страниц сайтов, на которых такая продукция реализовывалась.

Для рынка БАД подобный опыт мониторинга страниц может также стать следующим шагом — и мы на это очень надеемся. Любая продукция, которая связана с жизнью и здоровьем людей, должна реализовываться только в соответствии с требованиями к составу биологически активных добавок и произведена официально.

На что еще стоит обратить внимание в текущей ситуации?

– Важный фактор, на который стоит обратить внимание всем компаниям, которые ранее не сталкивались с маркировкой, это внимательность и обучение персонала новым процессам реализации продукции. Теперь при продаже биологически активных добавок необходимо будет не только считывать обычный штрих-код, но и код маркировки DataMatrix, а такие действия потребуют больше контроля.

Участникам розничной торговли важно уделить внимание своим сотрудникам, многие из которых ранее не сталкивались с системой маркировки «Честный знак». Например, это некоторые салоны красоты и розничные магазины. В их задачи будет входить регистрация в системе «Честный знак», получение электронной подписи, возможное внедрение новых IT-систем и другие процессы.

Какие положительные изменения произойдут на рынке?

– Одним из важных положительных изменений станет прозрачность рынка. Благодаря маркировке мы сможем получить полную информацию об участниках, объемах рынка и продажах отдельных категорий товаров.

С 2021 года биологические активные добавки продаются на крупных маркетплейсах, которые со своей стороны уже несколько лет ведут работу по интеграции с реестром свидетельств о регистрации БАД. Они станут участниками рынка БАД.




Читайте также: В России c 1 сентября начнут маркировать шесть новых товарных категорий




Как потребителю сделать правильный выбор в пользу качественных биологически активных добавок?

– Есть несколько рекомендаций, которым можно следовать, чтобы осуществить покупку качественного продукта:

1. Приобретать продукцию только в официальных магазинах.

2. Обращать внимание внесена ли биологически активная добавка в Реестр Роспотребнадзора, имеет ли продукция Свидетельство о государственной регистрации.
 
3. Выбирать бренды с известной хорошей репутацией на рынке.

Резюмируя, потребитель будет обладать большими возможностями при выборе качественных, безопасных биологически активных добавок. Что всегда является приоритетом для компаний, который работают в сегменте, ориентированном на сохранение здоровье человека. 


О важных нюансах введения маркировки биологически активных добавок мы говорили с Галиной Коротун, руководителем проекта Biogena.

Эксклюзивно для NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит