0/5

Инновации в ритейле: навигация в торговой точке

Инновации в ритейле: навигация в торговой точке
время публикации: 09:00  28 января 2016 года
Сегодня мир не может обходиться без систем спутниковой навигации, но когда стоит задача по реализации навигации внутри помещений, данные системы с этим технически не справляются.

Во-первых, поиск спутников иногда занимает несколько минут, а бывают ситуации, в которых скорость определения важна даже с потерей точности. Во-вторых, спутники обычно не «видны» в помещениях или под землёй. В-третьих, GPS-модули есть не в каждом мобильном телефоне или планшете, и их почти нет в ноутбуках. Учитывая высокую пенетрацию смартфонов у населения, всё более актуальной становится проблема навигации внутри помещений, а также предоставления посетителям услуг, основанных на их местоположении (LBS – Location-based service) и предпочтениях. 


Торговые центры становятся всё более объёмными и нередко имеют довольно сложную структуру, ориентироваться в которой могут лишь те, кто постоянно посещает такие здания, а для неподготовленного человека ориентирование в таких местах превращается в пытку. Но чтобы более подробно рассмотреть технологии, которые помогают решать эти проблемы, вернемся к истории.


Навигация в переводе с латинского означает «мореплавание, судоходство». Это составная часть комплекса морских наук, которая выделилась из них в процессе развития мореходства. Со временем этот термин стали употреблять для определения направленного передвижения объекта. Самым первым навигационным инструментом были глаза древнего мореплавателя. Но с развитием мореплавания этого стало недостаточно. Для точного определения угла светил над горизонтом потребовались специальные инструменты. Так появился сначала гномон, который представлял из себя высокий столб, по соотношению длин столба и тени от него определяли время и высоту Солнца над горизонтом. Одним из  первых современных «наземных» устройств навигации стало Plus Fours Routefinder. Модель была создана в 1920 году. В комплекте к первому навигатору шел комплект карт, каждая из которых иллюстрировала определенную местность. Чтобы добраться до нужного места, следуя подсказкам, человек должен был установить карту в наручные часы и прокручивать ее по мере продвижения.


11.jpg

 

Навигатор следующего поколения, Iter-Auto, появился в 1930-м. Основные его отличия от Plus Fours Routefinder состояли в автоматическом прокручивании карты — при этом скорость, с которой механизм это делал, зависела от скорости автомобиля. Но стоило свернуть с дороги — как водителю приходилось доставать карты, искать нужную, устанавливать её в навигатор и искать своё текущее местоположение.

История показала, что проблема навигации была актуальна всегда. В наше время существует несколько интересных и эффективных технологий для решения проблемы навигации в закрытых помещениях.


222.jpg


Навигация GSM (Фемтосоты)

Фемтосотой (англ. Femtocell) называется миниатюрная (домашняя, офисная, т.е. служащая для indoor-покрытия) базовая станция сотовой связи малой мощности, которая подключается к сети оператора через любой широкополосный интернет-канал (ШПД). Задача фемтосоты – обеспечить покрытие сотовой связи в радиусе своего действия.
Фемтосота чем-то напоминает обычный беспроводной роутер, но отличается от последнего тем, что работает в лицензированном частотном диапазоне и поэтому может быть предоставлена посетителям только сотовым оператором. Ввиду этого возможна работа мобильного телефона лишь с одним оператором сотовой связи. Попав в радиус действия фемтосоты в торговой точке, мобильный телефон автоматически в ней регистрируется. При этом на телефон приходит SMS-сообщение о подключении. 

Любой желающий (если фемтосота работает в открытом доступе) может войти в зону ее действия с 3G телефоном без Wi-Fi и получить доступ напрямую к сети оператора. Одна фемтосота может обеспечить покрытие до 1000 квадратных метров, однако, чем больше перегородок/стен в помещении, тем сильнее затухает сигнал от фемто-точки и, соответственно, уменьшается зона действия фемтосоты.






Возможные применения технологии

Навигация внутри помещений. Использовать навигационные системы в торговой точке в полном объеме;

GSM. Посетитель точно так же, как и раньше, может совершать звонки и принимать вызовы, пользоваться высокоскоростным 3G интернетом, только при этом сигнал передается с фемтосоты через широкополосный интернет-канал в зашифрованном виде до шлюза сотового оператора;

Маркетинговые мероприятия. Фемтосоты позволяют предоставлять посетителям ряд полезных дополнительных услуг, например, таких как локальная скидка на звонки через фемтосоту. В «торговой зоне», определяемой радиусом действия фемтосоты, абонентам могут предоставляться звонки с существенной скидкой, а также практически бесплатный мобильный интернет.

Плюсы технологии:
  1. Улучшает качество покрытия 3G в торговой точке;
  2. Недорогая стоимость оборудования;
  3. Покупатель получает «специализированный» контент от торговой точки
Минусы технологии:

  1. Маленький радиус действия;
  2. Работа только в режиме 3G;
  3. Необходимость регистрации оборудования в Роскомнадзоре по месту установки;
  4. Телефон сможет работать только с сетью того оператора, к которому будет подключена фемтосота;
  5. Высокие требования к пропускной способности интернет канала и его характеристикам (задержки, джиттер, потеря пакетов).

С точки зрения проведения маркетинговых коммуникаций в торговых точках, данная технология гораздо удобнее для пользователей.


3333.jpg


Навигация по iBeacon

Одним из решений этой проблемы, в частности в торговых сетях, является технология iBeacon. Упрощенно говоря, это поддержка мобильных операционных систем на уровне мобильных приложений, получение сигнала Bluetooth 4.0 LE от маячков. Иными словами, если попытаться рассказать про технологию еще проще — есть небольшие маячки (размер с коробку спичек), которые абсолютно автономны (работают от батарейки), и они рассылают по протоколу Bluetooth информацию о себе (некий уникальный идентификатор). И если человек с телефоном, на котором установлено мобильное приложение компании, входит в зону действия маячка (от 30 см до 100 метров), то приложение активируется и может выполнить фрагмент кода. Маячок не требует подведения к нему проводов, он выполнен в пластиковом корпусе, и его можно положить или прикрепить на скотч около входа или внутри магазина. 








Возможные применения технологии

Навигация внутри помещений. В помещении устанавливаются маячки. На карте отображается ближайший к смартфону маячок и по нему строится путь до объекта;

Интерактивный тур по музею. На каждый экспонат устанавливаются маячки, при приближении к экспонату на смартфоне показывается дополнительная информация об объекте;

Навигация в городе. Маячки устанавливаются на памятники и объекты архитектуры;

Навигация для слепых. При обнаружении маячка проигрывается голосовое сообщение, где пользователь находится и куда можно двигаться дальше;

Локационные игры, квесты, скидки и акции в магазинах. При прохождении мимо одежды (на стеллаже установлен маячок) посетитель получает сообщение о скидке на этот товар.

Плюсы технологии:

  1. Система не требует дополнительной проводки коммуникаций;
  2. Стоимость маячка колеблется в районе 10$;
  3. Батарейки для маячка хватает на срок до 3-х лет;
  4. Передача данных по Bluetooth 4.0 LE почти не расходует аккумулятор смартфона;
  5. Технология поддерживается системами Apple iOS и Google Android (и вскоре Microsoft Windows Phone).







Минусы технологии:

На мобильном устройстве должна быть включена поддержка Bluetooth 4.0 LE. По неподтвержденным данным, у порядка 25% (в России) владельцев данная опция включена, т.к. они используют носимые гаджеты, слушают музыку в машине по громкой связи или используют гарнитуру. С выходом Apple Watch и развитием вообще «интернета носимых вещей» указанный процент будет только расти;

Apple iOS обрабатывает push - уведомления, если человек входит с телефоном в зону действия маячка. При телефоне в спящем режиме (экран черный) первое push - уведомление придет без задержки, но последующие могут поступать с запозданием до 15 минут. Можно предположить, что это сделано для снижения риска раздражения владельца телефона, который может просто находиться рядом с маячком;

Владелец смартфона должен загрузить мобильное приложение с поддержкой технологии Bluetooth 4.0 LE.


4444.jpg


Навигация по Wi-Fi

Если брать во внимание недавний отчёт аналитической компании Strategy Analytics, в 2013 году было произведено 1,9 млрд. устройств с поддержкой технологии Wi-Fi, что на 19% больше, чем в 2012 году. На сегодняшний день в мире насчитывается около 4 млрд. активных Wi-Fi-устройств, так что быстрое распространение систем Wi-Fi позиционирования вполне естественно. Использование уже существующей инфраструктуры сетей связи – точек беспроводных сетей Wi-Fi – это наименее затратный вариант. Методика определения координат следующая – устройство пользователя сканирует доступные Wi-Fi-точки доступа, затем информацию о них отправляет на сервер, где эти данные по базе данных сопоставляются с координатами этих точек доступа, по которым и вычисляются координаты пользователя. Точность при таком подходе 3-5 метров.

Возможные применения технологии

Навигация внутри помещений. Построение пути в торговой точке до полки с брендом;

Аналитика. Подсчет посетителей торговых точек по MAC адресу смартфонов;

Локационные игры, квесты, скидки и акции в магазинах. 


Плюсы технологии:

  1. Развитие мобильных приложений, которые используются для организации внутренней навигации, основываясь на излучении Wi-Fi-точек (Indoor Survey);
  2. Государственная поддержка развития Wi Fi технологии (проект «Городской Wi Fi»);
  3. Уменьшение цен на Wi Fi оборудование.

Минусы технологии:

Координаты Wi-Fi точек точно не известны, плюс могут меняться (перенесли Wi-Fi точку в другое место или заменили её на другую – координаты уже оказываются неверными). 

Точность при таком подходе оставляет желать лучшего (погрешность – до 25 метров;

На смартфоне посетителя должен быть включен режим Wi-Fi;

Идентифицировать клиентов по Wi-Fi, привязывая их расположение к карте помещений, проблематично – начиная с iOS 8, mac-адреса Apple-устройств (iPhone, iPad) постоянно меняются, для предотвращения «рекламной» слежки.

5555.jpg


MIX технологии

На данный момент существует большое количество вариантов навигации даже без спутников, как у Яндекс.Локатора. Основным же источником навигации внутри помещений до этого времени оставались Wi-Fi споты. Теперь к этой системе российские разработчики добавили высокочастотные излучатели Bluetooth, а именно Bluetooth beacon. Благодаря соединению этих двух технологий определение вашего местоположения становится намного точнее. Симбиоз двух технологий позволяет использовать по максимуму все возможности современных гаджетов, дабы получать максимально точные данные. Поэтому также используются данные, получаемые от внутренних сенсоров смартфона или планшета (акселерометр, компас, гироскоп, барометр и другие). Если добавить к этим сенсорам специальные алгоритмы вычислений и определенные фильтры, то в результате мы сможем узнать местоположение с точностью до 1 метра даже внутри помещения.

Системы позиционирования имеют огромное будущее и, несомненно, будут продолжать развиваться. Уже сейчас в ней работают многие стартапы и такие компании, как Google, Apple, Qualcomm и другие. Мы привыкли, садясь в свой автомобиль, включать навигатор, выбирать маршрут от точки «А» к точке «Б» для того, чтобы выбрать оптимальный маршрут с учетом пробок, качества дорог и времени на поездку. Таким же образом можно будет зайти в торговый центр и выбрать маршрут к полке с необходимым товаром. Ведь в современных торговых центрах не тяжело и заблудиться. Также это будет полезно в поиске определенного экспоната в музее, свободного места на подземной парковке, секции на складе и тому подобного.


666.jpg


Также эту технологию можно дополнять проактивными сервисами, которые будут знать про интересы пользователя и умело давать советы. Ранее человек формировал определенный поисковый запрос, а смартфон давал ему ответ. Теперь, благодаря проактивным сервисам, смартфон будет сам учитывать интересы и вкусы пользователя и давать советы по тому или иному товару или месту. Такой сервис получил название LBS (location-based service) и основывается на сборе данных о конкретном пользователе. Но об этом уже в следующей статье.

Шипулин Шухрат, Product director агентства Praktika

0
Реклама на New Retail. Медиакит