Нашествие роботов в ритейл: как новые технологии приводят к сокращению рабочих мест
время публикации: 14:35 03 февраля 2015 года
В прошлом месяце в Калифорнии были представлены публике первые в мире роботизированные продавцы-консультанты. Они стильны, смышлёны – и внушают некоторую оторопь.
Два агрегата под именем OSHbot и стоимостью по $50 000 каждый, являют собой пластиковые тумбы высотой 1,5 м, передвигаются на колёсном ходу и несут на борту компьютеры, системы распознавания речи, сканеры товаров и средства навигации.
Название дивайсы получили от магазина в Сан-Хосе, в котором они трудятся – Orchard Supply Hardware. Роботы приветствуют посетителей, спрашивают, не нужна ли им помощь, идентифицируют товары, после чего предлагают клиентам сопроводить их прямо к нужному проходу между стеллажами. В движении они ни с кем и ни с чем не сталкиваются.
Ночью, в нерабочие часы магазина, они барражируют торговый зал, выявляя отсутствующие на полках товары и обновляя содержимое своей памяти.
Роботизированный продавец-консультант OSHbot назван по имени магазина Orchard Supply Hardware в Сан-Хосе. Он разработан компанией Lowe’s Innovation Labs и обходится в $50 000.
Продавец-консультант OSHbot никогда не попросит прибавки жалованья и не уйдёт на больничный. В его памяти хранятся знания, соответствующие образовательному тесту National Merit Scholar (независимая некоммерческая организация в сфере образования), но при этом он не способен открыть упаковку или взобраться по лестнице, чтобы достать молоток. А если вы подойдёте к нему и рявкните: «Пожар!», то его единственной реакцией (на английском или испанском) будет: «Огнетушители находятся в 4 ряду, я могу сопроводить вас туда».
На сегодня роботы OSHbot довольно примитивны, как, впрочем, и другие автоматизированные сервисы – вроде автомобилей Google без водителя. Но они не останутся такими вечно. Компании Google, Facebook, Amazon, Apple инвестируют миллиарды долларов в то, чтобы сделать машины сообразительнее людей. А когда это время наступит, и на сцену выдвинутся модернизированные роботы OSHbot версий 2.0 или 3.0, что случится с 13-миллионной армией сотрудников розничной сферы США? Собираются ли Google и другие компании поддержать потерявших работу людей?
Компания Amazon уже начала наступление на трудовые ресурсы ритейла с помощью своей онлайн платформы. Прошедшим летом был сделан следующий шаг – на замену управляющим вилочными погрузчиками, принимающим товары или формирующим заказы работникам складов пришли первые 3 тыс. роботов под названием Kiva.
Это и есть т.н. «технологическая безработица», которая будет шириться – хотя мнения специалистов о том, насколько быстро пойдёт процесс, пока расходятся. В одном мрачном предсказании говорится, что к 2030 году роботизация и новые программные средства приведут к сокращению 2 млрд. рабочих мест по всему миру. Но этот прогноз основан на допущении гиперскачка в способности машин к познанию – а этого может и не случиться. Один из ведущих предпринимателей Кремниевой долины и в недавнем прошлом член совета директоров компаний Facebook и eBay, Марк Андрессен (Marc Andreessen), считает, что роботы не отнимут последний кусок хлеба у всех категорий рабочих, поскольку ещё многие десятилетия механические создания не достигнут должного уровня развития.
«По-прежнему сохраняется гигантский разрыв между тем, чем заняты в ходе трудовой деятельности многие люди, и тем, что могут выполнять роботы и системы искусственного интеллекта – и этот разрыв сохранится на десятки лет», писал он недавно в своём блоге.
Что же случится, когда этот день настанет? Как и многие оптимисты из Кремниевой долины, Марк Андрессен полагает, что это будет утопия. Появится изобилие товаров и услуг, причём всё это практически бесплатно. Правительства накопят достаточно жирка, чтобы позволить себе организацию социальной поддержки, необходимой для переподготовки или обеспечения экономической безопасности людей. Продолжительность рабочей недели может упасть до 20 часов, а спрос на многие профессии исчезнет. «Креативность, инновации, исследования, искусство, наука, развлечения и уход за людьми с ограниченными возможностями: мы не имеем представления о том, как машины могли бы осуществлять такие функции», отмечал он.
В одном мрачном предсказании говорится, что к 2030 году роботизация и новые программные средства приведёт к сокращению 2 млрд. рабочих мест по всему миру.
Спускаясь с небес на землю, отметим, что бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс (Lawrence Summers) не столь оптимистичен. Прошлым летом он писал в журнале Wall Street Journal: «Серьёзная проблема экономики будущего состоит не в недостаточном объёме производства. Так что достойных рабочих мест будет появляться предостаточно».
В 1965 году лишь один из 20 американских мужчин в возрасте от 25 до 54 лет был безработным. В наши дни это один из шести. Интернет уже прикончил миллионы рабочих мест для среднего класса. Чего ждать, когда роботы ликвидируют рабочие места также и в ритейле и складском хозяйстве?
Лоуренс Саммерс предполагает, что как Промышленная революция привела к социальному обеспечению сокращаемых сельскохозяйственных рабочих, так и Революция математического обеспечения должна привести к парированию проблем занятости и обучения социально сверхориентированным государством.
Прогноз хронологии относительно того, когда диспропорции приобретут катастрофический масштаб, варьируются, однако ясно, что дедлайн уже маячит на горизонте.
Оспаривать необходимость прогресса не модно, как и сомневаться в том, что инновации всегда идут на пользу. Выдающиеся мыслители считают, что бывает всякое, так что лучше бы вам просто смириться с мыслью о такой перспективе.
Вот мне интересно, компании-разработчики робота OSHbot реально обдумывали все аспекты ситуации? Разумеется, у них есть право зарабатывать деньги, но какая часть прибыли улетит на налоги, из которых остальные из нас будут получать плату на ничегонеделанье?
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах