0/5

Дерзкие, активные и ̶п̶о̶ч̶т̶и̶ непобедимые: как RetailTech стартапы меняют продуктовый ритейл

Дерзкие, активные и    ̶п̶о̶ч̶т̶и̶   непобедимые: как RetailTech стартапы меняют продуктовый ритейл
время публикации: 10:00  30 мая 2019 года
Теги: стартап
Фёдор Яковлев, руководитель акселератора Startup Lab, о том, как стартапы трансформируют модель работы ритейлеров в ближайшие годы.

Дерзкие, активные и почти непобедимые: как RetailTech стартапы меняют продуктовый ритейлНа фото: Фёдор Яковлев, руководитель акселератора Startup Lab.

Каждый день мы слышим о том, что гиганты розничной торговли вроде Walmart или Amazon в своей гонке за покупателя внедряют всё более изощрённые технологии - роботов, сканирующих полки, искусственный интеллект, машинное обучение и платежи криптовалютами, но об инновациях в российском ритейле слышим довольно мало. 

Я бы хотел рассказать, как обстоит ситуация на рынке с точки зрения RetailTech стартапов.

Мы видим, что в 2019 году технологические изменения появляются практически во всей цепочке работы ритейлеров – от поставок товаров на распределительные центры, где применяются технологии для сортировки товаров на базе машинного обучения и роботизированные подъёмники до пробития товара на кассе, где видеоаналитика позволяет распознавать перегруженные кассы, воровство, эмоции клиентов и правильность ношения униформы кассирами. 

Меняются не только технологии доведения товара до потребителя, но и модель потребления в целом. 

Само собой, нельзя мыслить о продуктовом ритейле в отрыве от проблемы, которую решает потребитель: мы покупаем продукты, чтобы поесть – вкусно, быстро и полезно.  В 21 веке все больше людей не хотят решать эту проблему классическим путем – походом или даже поездкой в магазин, тяжелыми пакетами, хранением и готовкой, а выбирают методы, которые решают ту же самую проблему быстрее и лучше. 

Дерзкие, активные и почти непобедимые: как RetailTech стартапы меняют продуктовый ритейл
 
Именно этим объясняется столь бурный рост моделей доставки еды из магазинов и ресторанов, наборов для готовки или уже готовых наборов еды. Так, по данным аналитического агентства Infoline, в 2018 году рынок доставки продуктов питания ритейлерами и службами доставки вырос на 50%, до 23 млрд рублей.

Дерзкие, активные и почти непобедимые: как RetailTech стартапы меняют продуктовый ритейл
 
Упрощение потребления становится мощным аргументом при выборе магазина для похода за покупками, но что если идти в магазин вообще не нужно? Соблазнительная альтернатива, не так ли? 

Сейчас четко просматривается тренд перехода крупных ритейлеров в онлайн, а крупнейшие ритейлеры активно развивают доставку через интернет. Такие проекты, как Get Faster, iGoods, Instamart и GoLama предоставили отличное решение данной задачи и показали кратный рост за довольно короткий промежуток времени. Так, с 2016 года самые вышеупомянутые проекты получили порядка 2,5 млрд руб инвестиций. 

Дерзкие, активные и почти непобедимые: как RetailTech стартапы меняют продуктовый ритейл

На данный момент самым большим ограничением возможности доставки товаров из магазинов является экономика самой модели доставки: расходы на сборку и доставку товаров до потребителя сейчас оцениваются примерно в 500 рублей за заказ, что автоматически делает доставку товаров с чеками до 2 000 рублей экономически невыгодной для потребителей. 

Очень часто ритейлеры или службы доставки субсидирую доставку, но позволить это могут далеко не все. Локальные распределительные центры, где люди смогут забирать свои покупки, смогут значительно снизить стоимость доставки. Можно выдвинуть гипотезу о том, что в ближайшее время будут развиваться модели, связанные с локальным хранением – что-то наподобие Ozon box, только для пищевых товаров. 

Нельзя также забывать, что ритейлеры тратят значительные суммы на аренду, обустройство и поддержание торгового зала, и значительная часть этих расходов становится ненужной при использовании модели доставки, что объясняет возрастание популярности модели Darkstore, в направлении которой уже смотрят крупные ритейлеры.

В ближайшие годы наша модель потребления кардинально трансформируется, мы можем вообще перестать ходить в магазины, их нам заменят службы доставки из супермаркетов (GetFaster, Instamart), суперлокальные службы доставки (Самокат) и службы доставки еды (Food Family, Яндекс.Шеф, Корзина на дом). Трансформируется также и модель работы ритейлеров; те, кто не успеют это сделать останутся за бортом. Именно поэтому умение держать руку на пульсе, изучать рыночные тренды и думать на два шага вперед станет ключевым для индустрии. 




Читайте также: Sharing economy в логистике: как новая модель помогает экономить отправителю и зарабатывать перевозчику




Что же делать молодым предпринимателям? 

Я считаю, что самое важное – умение слышать своего клиента, глубоко понимать и использовать методологии cusdev (сокр. от Customer Development) . Именно правильное вытягивание проблем и задач из клиентов и сопоставление с рыночными трендами помогает найти нишу, которая обеспечит успех вашему стартапу. 

Этому мы уделяем значительную часть нашей акселерационной программы.

Cusdev – это набор инструментов, позволяющих понять настоящую проблему клиента и ценность, которую ему дает ваш продукт. Я бы выделил два основных этапа: проблемное и решенческое интервью. 

На проблемном интервью с клиентом подтверждаются гипотезы относительно проблемы и того, насколько актуальна эта проблема, а также то, что теряет клиент, сталкиваясь с этой проблемой. Решенческое интервью призвано проверить, как человек решает эту проблему в данный момент и значима ли эта проблема настолько, чтобы он тратил деньги на её решение. 

Вам решать, совмещать или разделять их. Главное – не забывать основные правила cusdev: задавать открытые вопросы, спрашивать только про прошлое и не говорить о своей идее.

Этот подход – один из многих, применяемых нами в акселераторе Startup Lab. Если вы чувствуете, что ваш RetailTech стартап способен на большее, я приглашаю вас принять участие в третьем потоке нашей акселерационной программы, набор в которую продлится до 31 мая. 

Фёдор Яковлев, 
руководитель акселератора Startup Lab



0
Реклама на New Retail. Медиакит