0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

6 трендов e-Commerce для инвестора интернет-магазина

6 трендов e-Commerce для инвестора интернет-магазина
Инвестиционный директор StartTrack Сергей Четвериков рассказал, какие направления онлайн-ритейла кажутся привлекательными частным инвесторам и чего ждать от этой отрасли в ближайшее время.
Сергей Четвериков

На фото: Сергей Четвериков, инвестиционный директор StarTrack

Рынок e-commerce уже несколько лет поддерживает высокие темпы роста  и представляет собой лакомый кусок для инвесторов. 

Около 1,7 млрд людей по всему миру потратили в интернет-магазинах $2,3 трлн, таковы данные портала Statista за 2017 г. Через три года, как прогнозируется, они потратят почти вдвое больше - $4,48 трлн. 

Внутрироссийский сегмент онлайн-продаж материальных товаров тоже не отстает – по данным Data Insight, с 2014 по 2017 гг. он увеличился почти вдвое до 945 млрд руб. Несмотря на то, что по данным АКИТ, в 2017 г. произошло снижение темпов роста до 13%, в 2018 г. рынок вырастет уже на 18-20%, соглашаются аналитики АКИТ и Data Insight. 

На топ-100 российских интернет-магазинов с годовым оборотом выше 1 млрд руб., приходится более 69% внутренней онлайн-торговли. А вот оставшуюся часть делят десятки тысяч небольших компаний, которые, несмотря на жесткую конкуренцию, продолжают находить новые ниши. У таких магазинов при высокой маржинальности, как правило, отсутствуют ликвидные залоги для получения банковского кредитования, поэтому они обращаются к частным инвесторам – те финансируют оборотный капитал займами под 17-25% годовых или с помощью покупки доли. 

О каких трендах e-commerce следует знать инвестору, который хочет финансировать и развивать компанию, работающую в этом сегменте?


Узкие ниши растут быстрее

Небольшие онлайн-ритейлеры постоянно конкурируют между собой, с крупными российскими и европейскими магазинами. Самые популярные сегменты – электроника, одежда и товары для дома. Из 67 компаний, получивших 2 млрд руб. инвестиций на краудинвестинговой площадке StartTrack, 11 – занимаются онлайн-ритейлом и привлекли около 300 млн рублей. Три из них торгуют одеждой и аксессуарами и две – косметикой.

Выдерживать конкуренцию на рынке им позволяет узкая специализация и создание специальных клиентских сообществ. К примеру, интернет-магазин детской одежды Little Gentrys, который за 2 года привлек около 80 млн руб. инвестиций в оборотный капитал, выбрал относительно свободную нишу премиальной детской одежды, а интернет-магазин косметики растет за счет привлечения лояльной аудитории посредством ведения блогов, мероприятий и персонализации продукта. 

На площадке есть и те, кто выбрал для развития относительно небольшие, но активно растущие ниши – продажу продуктов питания, цветов и даже брендированных дров. 

Откуда интерес к этим проектам? 

Все дело в том, что именно магазины, которые работают в узких категориях (спорттовары, зоотовары, украшения, спортивное питание, велосипеды, товары для туризма, товары для хобби и рукоделия, радиоуправляемые модели, подарки и др.) в 2017 г. показали максимальный рост продаж — на 42%. Для сравнения, продажи магазинов, работающих в сегменте одежды, выросли лишь на 26%. 

6 трендов e-Commerce для инвестора интернет-магазина


Покупатели «сетевого» поколения диктуют правила

Интернет-шоппинг предполагает максимальный комфорт – не надо долго ходить по магазинам, бесконечно примериваться, а можно одним кликом мыши выбрать нужный товар, в течение нескольких минут оплатить его и через 2-3 дня получить. Именно такой стиль потребления диктуют те, кого принято называть миллениалами, или поколением Y. Это люди, родившиеся после 1981 г. На сегодняшний момент они представляют собой одну из самых многочисленных групп покупателей. Во всем мире миллениалов около 1,8 млрд. Большинство из них проживают в развивающихся странах. 

Настоящая «планета» миллениалов – Китай, здесь их около 350 млн человек (для сравнения в США – только 70 млн). 

«Игреки» уже перевернули рынок, отказавшись от старых потребительских привычек, ввели новые и продолжают это делать. 

Что в них особенного? 

Они не берут работу на дом, потому что выходные – только для отдыха. Для них важно настоящее, в отличие от людей других поколений они не очень много думают о своем будущем. По мнению американской журналистки Джеммы Джойс, которая провела собственное исследование, используя Instagram, миллеаналы уже «убили» большинство мировых индустрий. 

Они не едят в ресторанах, предпочитая готовить дома, так как это удобно и доступно. Они не покупают дома́, не играют в гольф, не ходят в торговые центры, в книжные и даже в продуктовые магазины – все приобретают онлайн. Миллениалы не носят брендовую одежду и не любят алкоголь, не покупают машины, даже не получают права. Они умеют и любят экономить – и деньги, и время. 


Магазины создают сообщества

Онлайн-ритейлеры все чаще выбирают стратегию, в которой эмоции и опыт клиентов играют максимальное значение. Магазины выбирают узкую нишу и за счет небольшого, но аутентичного ассортимента и персонализированного сервиса стараются полностью удовлетворить потребности клиентов, а затем делают их причастными к собственным ценностям и миссии.  

Все начинается с игровых механик, программ лояльности, тестирования продукта, баллов и рейтингов, затем в ход идет полезный и развлекательный контент, транслирующийся по SMM-каналам, в блогах и чатах. В итоге ритейлер создает ядро сообщества – лояльную аудиторию, которая активно обсуждает продукт и сервис, потребляет и распространяет маркетинговый контент и начинает ассоциировать бренд ритейлера с собственным образом жизни. Ритейлеру становится проще привлекать новых клиентов, потому что сообщество делает это за него. 


В цене – аутентичность

Аутентичность, натуральность – это мировой тренд, и его тоже ввели миллениалы. 

Современные покупатели больше заботятся о своем здоровье, чем их родители. Они ведут необъявленную войну с крупными корпорациями, предпочитая покупать натуральные, аутентичные продукты у небольших фирм. Их предпочтения в еде – здоровая, свежая, содержащая натуральные ингредиенты.

Один из проектов, получивших инвестиции на StartTrack, – «Академия спорта Кости Цзю», компания - производитель инновационных продуктов питания: в них используются натуральные ингредиенты, например, напитки изготавливаются на артезианской воде с добавкой из витаминов, минералов и клетчатки. Основательница компании Виктория Квинт, немка по происхождению, специально приехала в Россию делать этот бизнес. В нашей стране здоровый образ жизни – не просто тренд, для многих это стиль жизни. Так, по данным исследования Nielsen, 70% людей в мире и 67% в России следят за своим рационом, чтобы предотвратить различные болезни. 39% наших соотечественников ограничивают количество сахара и жиров, а 70% готовы платить больше за продукты, которые не содержат нежелательных элементов. 

Если компания хочет успешно развиваться, она должна прислушаться к мнению миллениалов. Многие крупные продуктовые бренды, опомнившись от первого шока, так и делают. Например, мировой алкогольный холдинг Diageo впервые за почти 250-летнюю историю инвестировал в английского производителя безалкогольного напитка Бэна Брэнсона – его травяной напиток Seedlip, который по вкусу напоминает выдержанный виски и стоит около 30 евро, разошелся в английских супермаркетах за три недели.

Напомню, в Англии отмечается небывалое снижение интереса к алкоголю – его потребление снизилось на 26% в 2002-2012 гг. 








Каждому покупателю – свой продукт

Раньше ритейлеры влияли на покупательский опыт с помощью удобного веб-сайта, быстрой доставки и прозрачного ценообразования. Сейчас, когда все это стало нормой, магазины активно используют два новых инструмента – персонализацию и локализацию. 

Так, с помощью анализа покупок, запросов, географии, активности в социальных сетях и других данных ритейлеры предлагают каждому клиенту товар, максимально соответствующий его предпочтениям. Для сбора и анализа такой информации ритейлеры используют CRO - и CRM-системы разного уровня сложности, алгоритмы машинного обучения. Сегодня покупатель не объясняет долго и детально оператору колл-центра, какого размера, цвета и фасона он хочет заказать вещь. Благодаря омниканальному маркетингу данные обо всех покупках, заказах, отказах и т.д. сводятся воедино, что дает продавцу возможность быстро составить портрет покупателя и качественно его обслужить.


Тариф «моментально» – тренд будущего

Что еще могут предложить интернет-магазины нам, покупателям, в ближайшем будущем? Во-первых, беспрецедентно быструю доставку. Уже объявлено, что Amazon.prime.air будет доставлять заказы весом не более 2,2 кг за 30 минут – при помощи дронов, управляемых GPS-навигаторами.

Оффлайн-шопперы стали чаще приобретать товары через смартфоны – а это, как правило, спонтанные покупки. Значит, требование быстрой, то есть в течение нескольких часов, а не дней, доставки – это тренд будущего. 

Оперативная доставка понадобится и продуктовым онлайн-магазинам – по прогнозам экспертов, в 2018-2019 гг. мы будем наблюдать бум продуктового онлайн-ритейла.

Сергей Четвериков 
Инвестиционный директор StartTrack
время публикации: 10:00  16 июля 2018 года
0
Теги: e-commerce

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Comarch
BBI НАССИМ ТАЛЕБ