0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Alibaba: 1000 и 1 кошмар крупнейших американских компаний

Alibaba: 1000 и 1 кошмар крупнейших американских компаний
18 сентября китайский гигант веб-торговли Alibaba Group, который уже заслужил славу крупнейшего в мире онлайн-ритейлера, приступил к первой публичной продаже собственных акций.
Причем, прошедшую сделку можно с уверенностью назвать самым успешным дебютом в истории фондовой биржи.

В США мало кто знает о том, что за последние 15 лет этот технологический локомотив буквально перевернул жизнь в Китае, где на сегодняшний день 80% онлайн-продаж проходят через сайт Alibaba. Яркие, хаотичные торговые площадки интернет-ритейлера, где можно купить почти все, что угодно, в прошлом году принесли компании $248 млрд – больше чем заработали Amazon.com и eBay вместе взятые.

Alibaba: 1000 и 1 кошмар крупнейших американских компаний


Сделка века

Для инвесторов предложение Alibaba – это возможность сделать крупную ставку на самую быстро растущую экономику на Земле, а в будущем и на стремительно развивающийся и процветающий средний класс клиентов онлайн-магазинов Китая.

Вырученные за акции миллиарды помогут онлайн-ритейлеру продолжить будущую экспансию на рынке Америки. Только за прошлый год Alibaba инвестировал крупные суммы в технологические стартапы в сфере райдшеринга (совместное использование транспортных средств – прим. ред.), коммуникаций, услуг доставки, спортивной одежды, антикварной мебели и видеоигр. 

Яркий дебют Alibaba, которую представлял сам ее основатель Джек Ма (Jack Ma), на нью-йоркской фондовой бирже по праву признан самой агрессивной попыткой китайской компании помериться силой с титанами американского рынка, которые правят цифровой экономикой в Западном полушарии.

Джек Ма

По словам представителя компании, которая торгует под биржевым символом BABA, цена каждой акции составляет $68, т.е. общая стоимость мегаритейлера оценивается в $168 млрд – даже Amazon.com отстает от такого показателя.

Первоначальное публичное размещение акций компании должно собрать $21,8 млрд, хотя у гарантов есть реальная возможность купить больше ценных бумаг, подняв общую выручку до $25 млрд. 

В таком случае нас ждет крупнейшее в США IPO – в 2008 году Visa удалось получить за аналогичную операцию $19,8 млрд, а Сельскохозяйственному банку Китая в 2010 году - $22 млрд.

IPO
По сути, у Alibaba нет никакой собственности, компания ничего не производит. Вместо этого продавцы оплачивают ритейлеру так называемый «регистрационный сбор» и рекламные объявления, которые помогают им выделяться на фоне 280 миллионов активных пользователей торговой площадки в год.
Таким образом, любая американская компания, которая решила закупать коврики для занятия йогой или жесткие диски через Alibaba.com, по факту, заключит сделку с оптовыми поставщиками со всего мира.

Если обычные покупатели хотят приобрести, скажем, винтажное платье, книжную полку или даже живого скорпиона, они заходят на главную страницу онлайн-площадки Alibaba – Taobao и Tmall, хотя эти сайты и представлены, главным образом, на китайском. В этом году Alibaba запустил торговый интернет-сайт 11Main.com специально для американских клиентов, куда можно зайти только по приглашению.


Помимо розничной торговли, конгломерат имеет определенную долю на рынке платежных услуг Китая (PayPal), в сфере потокового видео (YouTube) и облачного программирования. Компания уже инвестировала сотни миллионов долларов в американские стартапы, включая конкурента Uber на рынке райдшеринга Lyft, курьерскую компанию ShopRunner и производителя видеоигр Kabam. В рамках конкуренции с китайскими соперниками Alibaba не жалеет средств на развитие и разработку мобильных браузеров, социальных сетей и кинопроизводство.

Размер ритейлера и его многочисленные партнерские контракты с бюджетными китайскими поставщиками могут запросто подорвать способность американских компаний конкурировать с помощью ценового фактора. Хотя, по мнению аналитиков, Alibaba будет непросто закрепиться на Западе, ведь здесь ему придется завоевывать рынок с нуля и пытаться сломить сопротивление крупнейших в мире титанов в области технологий.

«Они умные, голодные, агрессивные и знают о конкуренции все, - говорит Пунит Манчанда (Puneet Manchanda), профессор маркетинга Мичиганского университета (University of Michigan), который занимался исследованием Taobao. – Но США – это большой знак вопроса … У них пока нет опыта ведения бизнеса здесь, а конкуренция в Америке настолько острая, что достигнуть высокого уровня будет, как минимум, очень и очень непросто».

Сезам, откройся

Джек Ма был обычным 34-летним преподавателем английского языка, когда в 1999 году он и 17 его друзей собрались в его квартире в Ханчжоу, чтобы создать Alibaba.com – листинговый сервис для небольших китайских экспортеров. Сервис назвали в честь бедняка из арабской сказки, которому довелось узнать волшебную фразу «Сезам, откройся», которая позволяла добраться до самых бесценных сокровищ. 

Сервис запустили в удачный период, когда «новый массовый» средний класс стремительно богател за счет растущих зарплат и более доступного интернета. С 1999 года численность интернет-пользователей в Китае возросла с 9 миллионов до более 600 миллионов человек.


Дерзкий Ма, который известен своими странными выходками, как-то раз облачился в кожаный наряд индейца, чтобы пропищать песню Элтона Джона перед 16 тысячами сотрудников своей фирмы. На сегодняшний день он является культовой фигурой в Китае, сравнимой разве что с Биллом Гейтсом из Microsoft или Стивом Джобсом из Apple.

Арнольд Шварценеггер и Джек Ма

В прошлом году Ма ушел в отставку с поста исполнительного директора Alibaba, но остался председателем совета директоров и в свои 50 лет является одним из богатейших людей Китая, состояние которого оценивается в $21,9 млрд.

Все не так просто

Размещение акций стало настоящей золотой жилой для крупнейших инвесторов Alibaba: веб-портала Yahoo, который владеет четвертью акций компании, и японского телекоммуникационного гиганта SoftBank, которому принадлежит почти треть. Как бы там ни было, необычная структура руководства ритейлера означает, что Ма и основные топ-менеджеры, в любом случае, останутся в совете директоров компании, что, естественно, скажется на контроле ее деятельности акционерами.

Растущий бизнес Alibaba рано или поздно станет соперничать с опытными конкурентами на рынке электронной коммерции и крупнейшими игроками тех сфер, где компания планирует расширяться и далее.
Однако размер ритейлера может сыграть с ним и злую шутку. В майском письме к сотрудникам Ма написал: «Мы не можем позволить себе полностью поддаваться шарму и обаянию рынка капитализма».
Выступая для Комиссии по ценным бумагам и биржам США, руководство Alibaba предупредило будущих инвесторов: «Мы не можем гарантировать прежний рост в будущем – показатели могут упасть, причем очень заметно».

Кроме того, Alibaba придется выстраивать непростые партнерские отношения с китайским правительством, которые достаточно жестко контролирует экономику и интернет-пространство страны. Выступая в Нью-Йорке в начале месяца, Ма сообщил инвесторам, что сохранение отношений с китайскими государственными властями было и остается приоритетным направлением его деятельности.


«Китайское правительство должно всерьез задуматься о том, стоит ли давать таким, как Alibaba, шанс попробовать себя на международном рынке, - говорит Лу Дженвей (Lu Zhengwei), старший экономист Индустриального банка провинции Фуцзянь, Китай. – Там, где на карте стоят миллиарды долларов США, решение не может приниматься одним человеком. Это должно быть решение китайского правительства».

Согласно исследованию профессора финансов Джея Риттера (Jay Ritter) из Университета Флориды, первоначальное размещение акций, как правило, не приводит в восторг китайские биржи, которые демонстрируют среднее падение в 1% каждый год в течение трех лет, и это в сравнении с 7% ежегодным ростом аналогичных показателей в США.

Правда, по мнению аналитиков, это едва ли погасит шумиху вокруг Alibaba, ведь все больше и больше инвесторов мечтают о том, что на этот раз именно им удастся урвать кусок крупной китайской рыбешки.

«Будь я западным инвестором, я бы с ума сходил от одной мысли о том, что смогу выйти на этот рынок и получить там крупный доход, но это только один из вариантов, - говорит уже упомянутый профессор Мичиганского университета Пунит Мачанда. – С другой стороны, эти парни настолько умны, что смогли создать такую империю из ничего. Вот это Китай. Может, лучше найти другого парня в Китае, который сможет создать нечто подобное?»

Автор Дрю Харвелл (Drew Harwell)
Перевод Ирины Зайончковской
Источник: washingtonpost.com
время публикации: 16:00  03 октября 2014 года
0
Теги: акции, США, фондовая биржа, IPO, Alibaba Group, Америка, AliExpress, онлайн-торговля

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Интерткань
BBI Тапскотт