0/5

Главные события рынка e-commerce в декабре

Главные события рынка e-commerce в декабре
время публикации: 14:30  30 декабря 2014 года
E-commerce как отрасль довольно молодая и очень интенсивно развивающаяся богата событиями. Уследить за всем просто невозможно. Мы предлагаем вам обзор ключевых событий, произошедших на рынке российской и околороссийской электронной торговли в декабре.


1. Закрыт интернет-магазин E5.ru


О закрытии заявил руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. По его словам, прием заказов в интернет-магазине был прекращен 10 декабря, а с 1 января 2015-го года онлайн-ритейлер полностью прекратит свою работу. Так заканчивается 2-летняя история сети, в которую входило 2000 пунктов выдачи товаров по всей России, находившихся в супермаркетах "Пятерочка" и "Перекресток". Что касается дальнейшей деятельности холдинга X5, то он планирует сосредоточиться на классическом оффлайн-ритейле.

e5.ru.jpg


Слухи о закрытии E5.ru появились еще весной этого года. Тогда главный акционер X5 Retail Group Михаил Фридман заявил, что в активе холдинга решено сохранить только проекты, приносящие прибыль. Несмотря на то, что по началу онлайн-бизнес компании развивался хорошо — к 2013 году продажи E5 почти утроились и составили 1,43 млрд руб. - в этом году рост резко замедлился. Так, в III квартале 2014 г. выручка упала на 30% к уровню прошлого года, а количество покупок сократилось втрое до 0,1 млн. За январь—сентябрь 2014 г. выручка E5.ru прибавила лишь 5,5%, составив 869,3 млн руб. Принимая во внимание, что доля онлайн в выручке всего концерна в 2014-ом году составила порядка 0,8%, руководство приняло решение избавиться от неприбыльного актива.


2. Суперкомпьютер анализирует поведение покупателей

В декабре корпорация IBM открыла доступ к Watson Analytics - сервису для работы с большими данными, реализованному на базе суперкомпьютера Watson.  

Система способна быстро обрабатывать огромные массивы информации, в ходе чего специальные алгоритмы выявляют неочевидные корреляции между различными показателями. Для аналитиков интернет-магазинов это отличная возможность проверить на практике свои гипотезы, провести исследования с использованием накопленных данных.

Среди других достоинств Watson Analytics отмечают удобную визуализацию данных. Создатели уверяют, что система может предоставить понятную графическую информацию (графики и диаграммы) по результатам анализа данных любой сложности.

IBMsWatson.jpg

Ранее сервисом Watson можно было пользоваться только по предварительной заявке. С сентября этого года он предоставлялся корпорацией в тестовом режиме. Сразу после открытия общего доступа сервис стал набирать число поклонников. В результате возникло сообщество https://community.watsonanalytics.com, участники которого обсуждают возможности Watson Analytics и занимаются его популяризацией.

Отметим, что огромное влияние больших данных на электронную коммерцию отмечают все. Случай с американским сетевым магазином Wallmart, аналитики которого установили, что памперсы покупают вместе с пивом, уже давно стал классикой. Однако сегодня практическое использование сведений о поведении покупателей выходит за рамки выявления товаров, которые покупают вместе. Среди важных вопросов, ответы на которые дают большие данные, - когда потребители покупают больше всего и какая цена самая эффективная. Но, чтобы найти золотые крупицы полезной информации в огромном массиве исходных данных, нужны соответствующие алгоритмы и мощные компьютеры.


3. Товарные агрегаторы создали единую площадку для жалоб на подделки

Крупнейшие товарные онлайн-агрегаторы взялись навести порядок на своих площадках и удалить магазины, торгующие контрафактом. За помощью в этом вопросе ритейлеры обратились к покупателям. В случае обнаружения поддельного товара последним предлагают оставить жалобу на сайте nota-claim.ru.

Пожаловаться может как организация, так и рядовой покупатель. Чтобы оформить претензию, нужно сообщить, на каком агрегаторе был найден товар, в каком магазине приобретен, предоставить копии документов (чек, накладная, гарантийный талон и другие). Жалобу необходимо подать не позднее трех месяцев со дня покупки. Для проверки претензии в некоторых случаях будет проведена экспертиза. Если товар окажется контрафактным, магазин, торгующий им, будет удален из всех агрегаторов, участвующих в проекте.

Главные новости e-commerce в декабре

Инициатором nota-claim.ru выступили "Яндекс.Маркет", Wikimart, "Товары@Mail.ru", Price.ru и eBay. Эта инициатива стала частью мероприятий Независимого объединения товарных агрегаторов (НОТА), созданного в ноябре этого года. Ожидается, что НОТА будет решать любые проблемы, возникающие при покупке товаров в интернете.

Как сообщила РБК со ссылкой на данные НОТА, на контрафактные товары покупатели жалуются редко. Больше всего нареканий связано с отсутствием товара в наличии (50%), неверно указанной ценой (34%) и нулевой реакцией на заказ (3%).


4. Резкий взлет цен на электронику  

Почему дорожает электроника? Ответ на этот вопрос, казалось бы, очевиден - резкая девальвация рубля. Однако, не всё так однозначно. Алексей Чукарин, руководитель аналитического подразделения департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы считает, что «большая часть устройств, которая сейчас лежит на полках магазинов, была собрана несколько месяцев назад, поэтому колебания курса валют никак не могли сказаться на себестоимости этих товаров».

По оценкам ДИТ, обоснованный рост цен на потребительскую электронику с учетом текущей экономической ситуации не превышает 12% для товаров личного потребления (смартфоны, планшеты и т.д.) и 15-17% для товаров длительного пользования (телевизоры и компьютеры). Но на деле цены на электронику в декабре росли как на дрожжах - по данным аналитического подразделения ДИТ, с 27 ноября по 18 декабря удорожание электроники в интернет-магазинах составило от 20 до 50% в зависимости от категории. Больше всего подскочили в цене персональные компьютеры (на 52,6%), ноутбуки и ультрабуки подорожали на 47,7% и 41,9% соответственно. При этом некоторые товары дорожали даже в долларовом эквиваленте. Неожиданным стало и удорожание программного обеспечения, ведь в цепочке его производства ничего не изменилось с падением курса рубля. Между тем, операционные системы подорожали на 27%.

profits-544953_640 copy.jpg

По мнению экспертов, на рынке произошло следующее. Резкое падение рубля вызвало всплеск продаж. Люди не верят в то, что последствия экономического кризиса пройдут быстро. Население стремится избавиться от подешевевшей наличности. В результате с прилавков сметаются товары длительного пользования. Пропорционально спросу растут и цены. Добавим, что свой вклад в процесс удорожания электроники вносят и объективные факторы. На Тайване приостановили работу несколько крупных производств. На предприятиях меняют технологию. Вынужденная остановка заводов привела к росту мировых цен на компьютерное оборудование и комплектующие. Таким образом, резкое повышение цен на электронику в нашей стране вызвано сразу несколькими факторами, которые наложились друг на друга.


5. Яндекс покажет рейтинг магазина в рекламных объявлениях  

«Яндекс» продолжает оптимизировать сервисы для электронной коммерции. На этот раз изменится «Яндекс.Директ». Теперь на страницах выдачи поисковых запросов, в блоках спецразмещения пользователям покажут рейтинг интернет-магазинов, который ранее можно было увидеть только в «Яндекс.Маркете». О существовании такой возможности для рекламодателей, пользующихся контекстной рекламой, было заявлено в декабре.
К такому решению компания пришла после проведенных исследований, которые показали, что покупатели больше доверяют магазинам с более высоким рейтингом. CTR магазина в этом случае повышается на 1.5% и более. Предлагая рейтинг из «Яндекс.Маркета» на «Яндекс.Директ», компания рассчитывает повысить кликабельность рекламных объявлений, упростив принятие решение о покупке пользователям. Что касается рейтинга, то он рассчитывается специалистами компании на основании оценок, которые пользователи выставили магазину в течение трех последних месяцев.


яндекс.jpg


6. Ураган заказов в «Юлмарт» прошел с последствиями


Новогодняя пора, как и распродажи, - проверка на прочность для любого ритейла и особенно онлайн, ведь аудитория интернет-пользователей огромна. Онлайн-магазины заранее готовятся к шквалу заказов в канун праздников. Так, гипермаркет Amazon в этом году привлек 80 000 сезонных сотрудников для того, чтобы обеспечить бесперебойную обработку заказов и доставку товаров покупателям в период Рождества. Однако не всем удается выйти сухими из воды под Новый год. Cnews пишет, что отечественный онлайн-гипермаркет электроники «Юлмарт» не выдержал наплыва покупателей. Качество предоставляемых услуг снизилось, породив волну негативных отзывов.

ulmart-kondratievsky.jpg

Клиенты жаловались на то, что после оформления заказа не могли получить товар из-за его отсутствия. Магазин также часто отменял резервы на товары, поскольку они были размещены на товары, которые фактически отсутствовали на складе. В результате генеральному директору «Юлмарт» Сергею Федоринову пришлось извиняться. «Я приношу извинения нашим покупателям за то, что и товарный ассортимент, и уровень сервиса были значительно ниже ожиданий», - говорится в официальном обращении компании от лица гендиректора.

Сергей пообещал восстановить наличие товаров в кибермаркетах и разобраться со всеми претензиями до наступления Нового Года.

Он также сообщил, что приостановка работы ряда сервисов была вынужденной. Глава «Юлмарт» пояснил, что услуги резервирования и возврата товаров являются «предметом спекуляции недобросовестных игроков».


7. В Белоруссии активно развивается сегмент модной одежды


Крупные российские онлайн-магазины одежды осваивают рынок Белоруссии. Вслед за KupiVIP, который три месяца назад открыл в республике интернет-магазин, последовала Lamoda.

В декабре управляющий директор этой компании Флориан Янсен рассказал «Ведомостям», что решение выйти на рынок Белоруссии вызвано быстрым ростом онлайн-торговли в этой стране. Так, с его слов, 64,5% интернет-пользователей Белоруссии хоть раз покупали товары в интернете в 2014-ом году. По данным J’son&Partners Consulting, белорусский рынок онлайн-коммерции будет расти ежегодно на 18% в течение последующих двух лет. Г-н Янсен также подчеркнул, что у белорусского онлайн-ритейла сегмент модных товаров относительно неразвит. Сейчас около 80% оборота Lamoda приходится на Россию, на Казахстан — 10-13%, еще 7-8% — на Украину. Через три года Lamoda рассчитывает выйти на долю белорусского интернет-ритейла в 10%. Оборот компании в первом полугодии 2014 составил 8,67 млрд руб.

shutterstock_94976017.jpg

Добавим, что Россия и Белоруссия входят в Таможенный союз, что упрощает логистику: перемещение товаров без границ и барьеров, удобное законодательство по сертификации, легкость денежных переводов.

Однако, с другой стороны, доходы населения в Белоруссии ниже, чем в России. Поэтому средний чек у ритейлера на белорусском рынке будет ниже, чем на российском. Например, генеральный директор KupiVIP Владимир Холязников привел такие цифры для этого показателя: 5000 и 7500 руб для белорусского и российского рынков, соответственно. Плюс в целом торговля в Белоруссии развивается медленно, поскольку страна граничит с Европой и у некоторых жителей есть возможность покупать одежду там.

Геннадий Хворых
0
Реклама на New Retail. Медиакит