0/5

Низкий сезон: как проходит второй российский «киберпонедельник»

Низкий сезон: как проходит второй российский «киберпонедельник»
время публикации: 17:45  27 января 2014 года
Российские интернет-магазины во второй раз проводят день распродаж — «киберпонедельник». Удастся ли им убедить покупателей потратить деньги в этом году?

Российские ритейлеры под эгидой Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) 27 января вновь проводят «киберпонедельник» — день, когда магазины предоставляют большие скидки на свои товары. Однако акция вновь может превратиться в поиск недобросовестных продавцов, а не праздник электронной коммерции.

Впервые АКИТ провел киберпонедельник в прошлом году. Тогда в акции приняли участие шесть компаний, входящих в ассоциацию, в этом году число магазинов должно превысить 50. Согласно статистике АКИТ, в 2013 году оборот участников киберпонедельника в день распродаж составил 352 млн рублей, а максимальная скидка на товар - 95%.

Российская акция является калькой с американской модели. Киберпонедельник в США традиционно наступает после «черной пятницы» — старта сезонных распродаж между Днем благодарения и Рождеством. Но в отличие от американских коллег отечественные магазины решили провести акцию в конце января, а не в декабре.

В АКИТ выбор даты объясняют тем, что в России в конце января наблюдается «низкий» сезон, когда покупатели не совершают существенных трат, а ритейлеры работают «не в полную мощь». «Таким образом, дата распродажи в конце января удобна и для российских продавцов, и для российских покупателей», — заключают в ассоциации.

На российской почве традиция киберпонедельника пока приживается с трудом. Первая акция обернулась волной негативных откликов в соцсетях и блогах. Пользователи писали, что магазины завышали стоимость товаров в преддверии распродаж, чтобы потом сделать реальную скидку меньше. Однако ритейлеры все отрицали — кто-то ссылался на технический сбой, а кто-то на неправильно закешированные «Яндексом» цены.

Аналогичный скандал разгорелся и в декабре 2013 года, когда в Рунете проводилась «черная пятница». Проблемы организаторов начались с того, что сайты как самой акции, так и ее партнеров не выдержали наплыва посетителей и не работали около 10 часов. Затем в адрес организаторов и ритейлеров посыпались обвинения в фальсификации скидок.

По накатанной

Без обвинений не обошлось и в этот раз: недобросовестные магазины, например, выводят на чистую воду пользователи группы «Киберпонедельник по-русски» в Facebook, где публикуются данные о завышенных ценах.

Одним из адресатов претензий возмущенных покупателей стал интернет-магазин сети «Связной». По данным сайта компании, 27 января купить телефон Huawei Ascend P6 можно за 15 490 рублей, хотя раньше модель стоила 19 990 рублей. Согласно же кешу «Яндекса», 2 января то же устройство в «Связном» продавалось за 15 990 рублей. «У нас нет киберпонедельника сегодня… Только киберскидки», — прокомментировала обвинения руководитель группы продвижения «Связного» Нелли Мухитдинова. Действительно, компания объявила только «день киберскидок», пообещав снизить стоимость товаров максимум на 10%.

Магазин Lamoda.ru обещает скидку 50% на целый ряд моделей женской обуви. Сапоги, которые раньше стоили 2990 рублей, 27 января можно купить за 1490 рублей. Действительно, выходит скидка 50%. Вот только еще в начале января, согласно «Яндексу», этот же товар уже продавался со скидкой за 1890 рублей. Выходит, приуроченный к акции дисконт составил около 20%.

У пользователей Facebook также есть претензии к магазинам 003.ru, «Ютинет», «Электровеник». Пока для пересчета претензий хватает пальцев на руках: по данным на 16:00 мск, сообщения в соцсетях о сфальсифицированных скидках носят единичный характер.

«Киберпонедельник ни о чем получился... скидок нет, нарушений нет... скучно», — подвел своеобразный итог один из участников группы.

То ли нарушений действительно нет, то ли покупатели уже не верят в киберпонедельник и ничего не ищут. Скидки же все-таки есть, пусть и не такие большие, как ждали покупатели.

Что-нибудь ненужное

Продавцы в преддверии киберпонедельника обещали дисконт до 80-90%. Естественно, покупатели ожидали таких цен на многие виды товаров, но с утра 27 января стало ясно, что стоящих, в понимании широкой аудитории, предложений мало. «Киберпонедельник в re:Store: скидка на iPad, например, 480 рублей», — отметил в своем Twitter пресс-секретарь соцсети «Одноклассники» Илья Грабовский.

Смартфоны, планшеты, компьютеры, бытовая техника — именно на эти категории товаров покупатели ждали скидок в первую очередь. Однако снижение цены на 50% и больше коснулось лишь аксессуаров и недорогих устройств. На большую часть электроники дисконт не превышает 20%, но внимательных пользователей удивлять это не должно — прочитать о реальном размере скидок можно было заранее на сайтах ритейлеров в условиях акции. «На основные группы товаров (планшеты, смартфоны, ноутбуки, телевизоры и бытовая техника) скидки составят от 5% до 15%, на аксессуары – до 70%», — говорится, к примеру, на сайте магазина «Белый ветер».

В АКИТ объясняют, что гаджеты и другие популярные товары импортируются в Россию, на таможне за них уплачивается пошлина, магазины также вкладываются в аренду, логистику и «белую» зарплату сотрудников.

«Поэтому продажа с большим дисконтом — это просто неприемлемый убыточный вариант для ритейлеров», — констатируют в ассоциации.

Интернет-магазин электроприборов «220 Вольт» обещал сделать скидку до 80% более чем на 100 000 товаров. Однако киберпонедельник для компании обернулся DDoS-атакой. «Сайт может работать с перебоями. Стараемся исправить ситуацию», — написали представители магазина в Twitter.

Крупнейший российский интернет-магазин Ozon.ru, также участвующий в акции, предлагает скидки до 70% на книги. Но в распродаже участвуют лишь несколько дорогостоящих изданий, в основном же дисконт распространяется на товары стоимостью не более 200-300 рублей. В разделе детских товаров у Ozon — скидки не более 40%.

Через неделю после завершения акции организаторы обещают подвести итоги, подсчитав суммарный оборот магазинов в киберпонедельник. Тогда и станет окончательно ясно, смогли ли онлайн-ритейлеры вернуть доверие покупателей.

Дмитрий Филонов
Источник: Forbes
0
Реклама на New Retail. Медиакит