В последнее время набирает оборот новая тенденция – покупки через мессенджеры. Стандартное представление о приобретении чего угодно переворачивается с ног на голову. Теперь покупатель лишь пишет в мессенджере свое желание и в ответ получает сразу гору предложений.
Аналитики проекта BazarCo подготовили рейтинг самых необычных запросов покупателей в Москве и Санкт-Петербурге.
На просторах бесплатного сервиса для покупок и продаж в мессенджерах и онлайн-чатах москвичи чаще всего ищут животных необычных пород. Среди одних из самых ярких запросов – корова породы «Лимузин» и котенок породы «Каракал». Но безоговорочное первое место занял ахалтекинской конь. Пример запроса ниже, комментариев не требуется.
В Северной столице главная страсть – это путешествия. И здесь петербуржцы рисуют самые смелые фантазии и мечты, начиная от того куда отправиться и заканчивая тем как. Одни из самых простых запросов в мессенджерах среди нестандартных – это полет на воздушном шаре и кругосветное путешествие. Но лидером, несомненно, стал тур по диким местам Малайзии, который был опубликован в мессенджере Bazarco.
Москвичи тоже большие поклонники путешествий, но здесь вместо юга, предпочтение было отдано крайнему северу. Первое место на ниве путешествий среди жителей столицы получил запрос на тур в Оймякон.
После животных в Москве самой востребованной сферой запросов стала необычная одежда и посуда. В столице – это носки с котиками, что, в общем, неудивительно при большой любви жителей столицы к домашним питомцам, и чугунная сковородка в форме сердца.
Жители Санкт-Петербурга тоже отличились необычным запросом. В шоппинг-мессенджере Bazarko искали костюм подводного плавания, видимо близость к морю и страсть к путешествиям дали о себе знать. Но все-таки на втором месте после туров по зарубежным странам наиболее востребованными среди петербуржцев стали исторические древности. Так были запросы на подшивку журнала «Юность» и телевизор «Рубин» 1990 года.
На 4-ом месте и в Москве и Санкт-Петербурге оказался запрос на сертификат для именной звезды. Желание подарить любимой девушке звезду всегда актуально. И наконец, замыкает рейтинг необычных запросов покупателей в Москве – «Макет Москвы», а в Санкт-Петербурге – модель самолета ТУ-95.
«Экономика намерений»
Последней тенденцией в быстрорастущем секторе e-commerce стало увеличение числа покупок через смартфоны. Теперь задача продавцов – вовремя среагировать и подстроиться под поведение покупателей. И здесь может помочь хорошо забытое старое — мобильные сервисы продаж, основанные на «экономике намерений».
Впервые термин «экономика намерений» появился в 2006 году. Его ввел в обиход американский предприниматель и журналист Док Сирлз (Doc Searls). Он перевернул традиционную модель торговли, поставив во главу угла нежелание продавца продать, а намерение покупателя купить. В клиентоцентрическом мире Сирлза продавцы идут к покупателю и, отвечая на его конкретный запрос, конкурируют за него между собой.
Идеи Сирлза получили распространение на Западе, дошли и до России, воплотившись в реальные бизнесы. Самыми известными стартапами второй половины «нулевых» были магазин распродаж и скидок «Покупатор» и сервис продажи туристических путевок Putevki.ru. Но все начинания успеха не имели. Причина — в моральной и технологической неготовности общества к совершенно другим торговым отношениям и моделям. А в России ситуация усугубилась недостаточным уровнем проникновения цифровых технологий: в 2009 году Минсвязи декларировало, что интернетом пользуются 39% россиян.
С тех пор пройден огромный путь: сегодня у 70% жителей России есть доступ в глобальную сеть. Интернет есть не то что в каждом доме или офисе, а уже и в каждом кармане: по данным РБК Research, Россия занимает 7-е место в мире по уровню проникновения смартфонов, они есть у 61% населения. Люди постоянно общаются, а совершить покупку с помощью мобильника стало обычным действием. В 2015 году практически все пользователи рунета посещали онлайн магазины, а покупки в них совершали 82,2% владельцев смартфонов, подсчитали в РБК Research. Аналитики Ecommerce Foundation отмечают, что россияне приобрели в глобальной сети в 2015 году товаров на $3,1 млн именно через смартфоны.
Наряду с этим эксперты отмечают еще одну тенденцию: взрывной рост аудитории мессенджеров. В них общается, по различным оценкам, от 2,1 до 3 млрд пользователей. Такая популярность вызвана тем, что написать в чате гораздо удобнее и дешевле, чем позвонить или отправить смс. И этот тренд может полностью изменить потребительское поведение в онлайне как раз в сторону, описанную теоретиками «экономики намерений».
«Потребителю удобно заявить о своем желании купить вещь или услугу через мессенджер и потом прочитать отклики продавцов. И это – база успеха «экономики намерений». Сегодня акценты в торговле смещаются от продавцов к покупателям. Людям нужно быстро получить четкий ответ: что, где, когда и почем. У них нет времени звонить по call-центрам, ходить по магазинам или же изучать сравнительные характеристики множества товаров и магазинов. Главное – скорость и точность покупки», – рассуждает Дмитрий Руднев, генеральный директор компании BazarCo, сервиса покупок в онлайн-чатах. Сервис работает следующим образом: покупатель создает чат с запросом о покупке, через некоторое время в его чат подключаются различные продавцы, они видят предложения друг друга, общаются с покупателем, консультируют его и конкурируют между собой.
За подобными шоппинг-мессенджерами – будущее e-commerce, уверен он. Причем, интересны такие сервисы не только покупателям, но и продавцам. Для них это — один из каналов сбыта. Здесь ритейлеры с минимальными затратами получают уже готового клиента с его реальными запросами, предпочтениями и поведением. Это снижает траты на маркетинговые исследования и позволяет оптимизировать рекламный бюджет.
Комментирует Антон Соловьев, руководитель отдела по работе с партнерами InSales и ЕКАМ
«Как показывает практика, все новое и удобное моментально подхватывается рынком. Хороший пример - чат-боты, которыми сейчас не занимается, пожалуй, только ленивый. В нашей компании есть хороший пример интеграции клиентских Интернет-магазинов с Telegram. В процессе разработки функционала мы остановились на 3-х моментах:
1. Возможности API мессенджеров не позволяют максимально автоматизировать процесс покупок. Для клиента покупка сводится к передаче своих контактных данных в заявке для конкретного магазина. С эти жить можно.
2. Для удобного поиска товаров через интерфейсы мессенджеров необходим серьезный AI (искусственный интеллект), сравнимый со знаменитой SIRI. Это важно, если у магазина или сервиса большой каталог. Если учесть поиск в мессенджере с использованием голоса юзера, то задача почти невыполнима, так как русскоязычных сервисов с открытым API нет. Это минус.
3. В мессенджеры сейчас для привычного многим оформления заказа нельзя нормально (без костылей) добавить оплату и онлайн оплату. Это еще два минуса.
Уверен, что в 2017 году ситуация изменится: драйвером роста станет поколение mobile-only. В самых популярных в России мессенджерах - Whatsapp и Viber - появится возможность работать с ботами. Возможно на рынке появится кластер специалистов, которые смогут оказывать качественные услуги по продвижению таких ботов. Время покажет».
Комментирует Александр Кроль, эксперт в области маркетинговых коммуникаций, основатель сервиса Checkboxes.ru:
«Как вид шоппинга мессенджеры, наверное, не стоит рассматривать. Ведь сам мессенджер не продаёт (спам не берём в расчёт). Мессенджер, чат – это информационный канал, задействованный на определенном этапе цикла продаж.
Мессенджер позволяет организовать отношения с клиентом и наращивать его LTV.
Чаты социальных сетей и мессенджеры потеснили онлайн-консультанты. Именно поэтому лидеры этого рынка сменили позиционирование и развернули себя в качестве омниканальных платформ, агрегирующих коммуникацию через различные каналы и привлекающие функционал CRM-систем. Всё потому, то пользователям комфортнее общаться с компаниями наравне с друзьями и близкими в привычной им среде.
Так, в проекте Checkboxes.ru более 90% заказов осуществляется через мессенджеры. Телефон клиенты используют лишь для подкрепления уровня доверия к компании – позвонить, чтобы услышать кого-то на другом конце провода и продолжить общение через чат. По электронной почте они присылают лишь объемные данные – исходники или громоздкие фотоматериалы. Вся дальнейшая коммуникация: прием и обработка задач, оплаты, согласования – всё производится через мессенджеры».
Примечание:
BazarCo – российский стартап, запущенный в 2016 году. Это бесплатный сервис для покупок и продаж в онлайн-чатах, шоппинг-мессенджер.