0/5

Вы попали по адресу: как зарабатывают киберсквоттеры

Вы попали по адресу: как зарабатывают киберсквоттеры
время публикации: 09:35  10 апреля 2014 года
Если верить поговорке, брак – это то, чем мужчина платит за секс. Но есть и те, кто готов за одно лишь слово «sex» отдать ни много, ни мало $14 млн. При одном условии – «sex» будет именем домена в зоне .com.
Именно столько за право обладания Sex.com заплатили его новые владельцы. Сделок, подобных покупке имени «sex», в истории интернет-бизнеса немного, но страсти в области спекуляции доменными именами – домейнинга и киберсквоттинга – кипят вполне не виртуальные.

Журналисты часто покупаются на таинственное слово «киберсквоттинг» и называют так все, что касается торговли доменными именами. Да и на самом деле разница между домейнингом и киберсквоттингом хоть и есть, но она минимальна. И то, и другое можно назвать проще - спекуляция.

Как это делается

Киберсквоттер зарабатывает тем, что регистрирует доменное имя, содержащее название популярной (или пока не очень) торговой марки с целью его дальнейшей перепродажи. Это занятие может принести «захватчику» как и баснословную прибыль, так и судебный иск на весьма внушительную сумму.

Киберсквоттинг можно условно разделить на несколько направлений. Тайпсквоттеры зарабатывают на элементарной невнимательности пользователей сети. Например, мы пытались попасть на сайт www.office.com, но второпях набрали в адресной строке wwwoffice.com. Всего лишь одна пропущенная точка, и мы, как и тысячи других пользователей, уже повышаем посещаемость сайта, который был создан киберсквоттером, зарабатывающим за счет показа рекламы «промахнувшимся».

Намного чаще используется «брендовый киберсквоттинг». Спекулянт регистрирует на себя доменное имя, которое содержит в себе название товарного знака или фирмы, и ждет, когда объявится покупатель. И хотя в России, например, товарный знак по закону имеет приоритет перед доменным именем, и владелец марки может запретить ее использование в имени домена, чаще всего киберсквоттер и бизнесмен договариваются «полюбовно».

Джулия Робертс, чтобы отсудить одноименный домен, зарегистрировала свое имя как торговую марку.

Подобное произошло и со знаменитой Мадонной, которая смогла взять под свое крыло Madonna.сom. А вот Патрисия Каас отсудила домен PatriciaKaas.com даже без регистрации торговой марки - в данном случае решающим стал тот факт, что киберсквоттеры разместили по этому адресу порносайт.

Иногда с целью продажи регистрируются и имена, несущие в себе географические названия – страны, города или даже континенты. Тот же Egypt.ru наверняка приносит своим обладателям неплохие деньги только за счет показа рекламы случайно зашедшим сюда пользователям. Известен случай и более выгодных вложений в географический киберсквоттинг – имя Sochi.info когда-то было выкуплено за несколько миллионов евро.

Бывает и такое явление, как «защитный киберсквоттинг» - когда владелец бренда заранее регистрирует на себя все возможные доменные имена, связанные с названием его компании или торговой марки. Встречается такое, правда, довольно редко. Например, Университету Колорадо было крайне неприятно узнать, что появился одноименный порносайт. Остальные образовательные организации немедленно скупили свои имена в этом доменном поле, чтобы избежать подобного конфуза.

А вот домейнер не пытается заработать на честном имени бизнесмена. Он подходит с другой стороны, регистрируя на себя привлекательные имена, в которых содержатся слова, интересные потенциальному покупателю. Например, «travel», «vodka» или тот же «sex». Ясно, что домен Travel.com захочет приобрести не одна туристическая компания, а за Vodka.ru будут биться производители крепкого алкоголя. Ну, а домейнеру остается только выбрать самого платежеспособного клиента.

Что можно продать?

Идея зарабатывать, спекулируя доменными именами, появилась практически одновременно с Интернетом. В начале 90-х любое незанятое название сайта можно зарегистрировать на себя, не затратив при этом ни копейки, а точнее, ни цента.

Появился киберсквоттинг, конечно же, в Америке, на родине Всемирной сети. Первые пользователи Паутины, сумевшие заглянуть на несколько лет вперед, зарегистрировали на себя сотни и тысячи имен, каждое из которых было лаконичным и запоминающимся. И это были идеальные инвестиции в будущее - когда начался бум создания интернет-сайтов, и были зарегистрированы сделки, приносившие торговцам баснословные суммы.

Сегодняшние киберсквоттеры – настоящие аналитики рынка. Согласно статистике, только на сегодняшний момент в Интернете существует несколько сотен миллионов доменных имен. И лишь 55% из них используются по назначению.

На остальных же, как правило, можно обнаружить лишь координаты владельца домена, с помощью которых можно связаться с ним для обсуждения покупки. Чтобы сегодня заработать на продаже доменных имен, необходимо знать многое от статистики запросов в поисковых системах до перспектив развития бизнеса. Тогда и вложения в регистрацию адреса окупят себя с лихвой.

«Для начала придумайте интересный домен, делайте акцент для коммерческих сайтов, так как именно они могут заинтересоваться вашим доменом и купить его за хорошие деньги, - советует создатель сайта WebDohody.ru Юрий Сороков. - Когда домен будет успешно зарегистрирован, направляйтесь на auction.nic.ru - это самый крупный в Рунете аукцион, где каждый день покупают и продают сотни доменов. Регистрируйтесь, внимательно читайте инструкции и, только когда вы ознакомитесь со всеми правилами, можете выставлять домен на продажу. И помните, домен должен быть не просто набором англоязычных букв, а понятным, красивым, интересным и легким названием. К примеру: abc.com, moto-life.com, autoimperia.ru, bbk.ru и т.п. Главное, чтобы имена были складными и легко запоминаемыми».

Согласно статистике, самой популярной тематикой в зонах .ru, .com и .net до сих пор считается «бизнес».

За ним с большим отрывом идут: «интернет», «авто», «товары», «досуг», «туризм» и «образование». Надо отметить, что продажа доменов на аукционах – явление больше западное. В России киберсквоттеры договариваются с клиентами непублично. Как правило, утечки информации об этом происходят либо от самих домейнеров, либо от новых владельцев сайта. Так произошло, например, с историей о продаже домена Life.ru.

«Мы несколько лет назад купили домен за полмиллиона долларов», – сообщил в одном из интервью исполнительный директор «News Media» Ашот Габрелянов.

Однако официального подтверждения этой информации, как и данных о продавце, нет до сих пор.

Десятка самых-самых

На сегодняшний день самым дорогостоящим адресом интернет-сайта стал VacationRentals.com. Характерно, что относится он отнюдь не к индустрии порно, а к более безобидной тематике – этот домен приобрел владелец сервиса бронирования отелей HomeAway Брайан Шарплес, чтобы им не успели завладеть его конкуренты из компании Expedia. Стремление быть первым обошлось Шарплесу в $35 млн.

В феврале 2012-го компания «Nations Luxury Transportation» приобрела доменное имя PrivateJet.com за $30,1 млн. Сейчас там располагается портал, предоставляющий услуги частных авиаперевозок клиентам премиум-класса.

До этих событий самым дорогим именем сайта считалось Insure.com, которое было куплено калифорнийской компанией «QuinStreet» за $16 млн. Предыдущий владелец домена, компания «Life Quotes», получила от этой сделки доход в 800% - в 2001 она инвестировала в insure.com «всего лишь» 1,6 млн.

Третье место среди самых дорогих доменов пока что удерживает Sex.com. Четвертым идет Hotels.com, за который, если верить его новому владельцу, было отдано «около $11 млн».

Замыкает пятерку самых дорогих доменных имен Fund.com. В 2008 году интернет-компания из Нью-Йорка, специализирующаяся на оказании инвестиционных услуг, отдала за него $9,9 млн. К слову, открыть его на момент написания статьи у нас так и не вышло.

Надо отметить, что в списке дорогостоящих адресов значится и еще один «тематический» ресурс – Porn.com. В 2007 году он был продан за $9,5 млн.

В Рунете суммы, которые можно заработать на перепродаже доменных имен, несколько иные.

Например, в 2007-м MSN.ru был за миллион долларов выкуплен компанией Microsoft у фирмы «МСН.РУ», занимающей разработкой программного обеспечения.

В 2010 году была совершена еще одна впечатляющая сделка – покупка портала SMS.ru. Сейчас там располагается сервис СМС-рассылок. О личности покупателя известно немного, есть лишь информация о том, что за SMS.ru было отдано $550 тысяч.

А вот компания Game Media не пожалела $250 тысяч за адрес Casino.ru, чтобы запустить проект онлайн-казино. И, надо сказать, не зря: на сегодняшний день Интернет остался практически единственным легальным местом в России, где пока что разрешены азартные игры.

В апреле 2013-го под систему интернет-рекламы за $190 000 был куплен домен AD.ru. Сейчас там располагается достаточно лаконичный сайт компании, осуществляющей торговлю рекламными позициями интернет-площадок.

Пятым в списке самых дорогих доменов в Рунете значится ресурс 2014.ru, который за $101 тысячу в декабре 2013 приобрел фонд венчурных проектов Russian Ventures «для экспериментов с электронной коммерцией».

Нельзя не упомянуть и об одной из самых известных сделок – покупке компанией «Русский Стандарт» у Артемия Лебедева домена Vodka.ru. Дизайнер зарегистрировал это имя еще в 1997 году, но покупатель нашелся лишь в 2006-м.

За эти годы, по словам Лебедева, ему не раз предлагали продать домен, но «финансовая составляющая их предложений была несерьезная». В итоге, по имеющейся информации, владелец холдинга "Русский стандарт" Рустам Тарико заплатил за Vodka.ru порядка $50 тысяч. Кстати, на сайте «Студии Артемия Лебедева» с давних пор существует специальный раздел «Домены на продажу», где можно выбрать домен по вкусу из нескольких десятков наименований.

Остается лишь сделать вывод, что стоимость престижных доменных имен неизбежно поднимается от года к году, и поэтому грамотные инвестиции в них могут принести неплохую прибыль. А наибольшим потенциалом на сегодняшний день обладают адреса, так или иначе связанные с бизнесом и сетью Интернет.

Николай Сбитнев
0
Реклама на New Retail. Медиакит