0/5

Как вести себя после первой встречи с инвестором и как правильно вводить деньги в компанию

Как вести себя после первой встречи с инвестором и как правильно вводить деньги в компанию
время публикации: 13:26  31 августа 2015 года
Когда предприниматель привлекает инвестиции для роста и развития своей компании, ему часто кажется, что после первой встречи с инвестором «дело уже в шляпе». Казалось бы: дело сделано, проект представлен, выступили вы достойно и инвестор должен Вам помочь, но все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Как довести начатый разговор до сделки? Как вводить деньги в компанию: в виде займа или продажи доли?

На эти вопрос отвечает Олег Иванов – основатель InvestBazar.com, «БизнесЛифт», Innovate; успешный предприниматель, эксперт в области международного менеджмента, предпринимательства и инвестиций.
 
Часто поведение предпринимателя после первой встречи с инвестором очень похоже на поведение людей после первого свидания. Встреча прошла хорошо и приятно для обеих сторон, и после нее мы садимся на телефон и ждем, кусая локти: кто же первый кому позвонит? Что делать, не совсем понятно. Существует большое количество вариантов развития событий, советов со стороны. Какому из советов следовать и чего ожидать от будущего – не всегда понятно.

Любой может попасть в ловушку, когда с одной стороны тянет выдержать некие границы и не названивать каждые 15 минут, а с другой стороны, поступить вроде бы рационально и предпринять какие-нибудь действия.


Несколько советов, как лучше всего проработать следующий звонок инвестору:

1.    Обязательно наработайте определенное количество положительных поводов для звонка. Так как бизнес, как правило, никогда не стоит на месте, озвучивайте хорошие новости по вашему прогрессу – описывайте ситуации, которые происходят у вас внутри компании, на рынке, с вашей командой и т.п.

2.    Перед уходом с первой встречи, всегда узнавайте, как данный инвестор или группа инвесторов принимают решения по проектам (кто, кому, когда и что предоставляет, когда утверждают и т.п.). Если вы успели разобрать, каким образом работает этот «черный ящик», как принимаются решения по поводу инвестиционных проектов в данной группе инвесторов – тогда вы четко можете предполагать, на какой фазе сейчас находится ваш проект и именно это является для вас совершенно логичным поводом, чтобы позвонить и узнать, как продвигаются ваши дела.

3.    Темы разговора при данном звонке. Ни в коем случае не спрашивайте: принял ли инвестор какое-либо решение! Сама формулировка такого вопроса приводит инвестора к тому, чтобы ответить вам отрицательно! Ваша главная задача в этом звонке не заключается не в том, чтобы получить от него ответ, а в том, чтобы назначить следующую встречу с ним, более глубоко проработать серию деталей, относительно вашей инвестиционной сделки.

Как вести себя после первой встречи с инвестором и как правильно вводить деньги в компанию

После того, как вы пройдете длинную серию переговоров, согласований, преодоления позиций по так называемым «deal breakers» (позиции, по которым стороны никак не готовы прийти к компромиссу), придет время обсуждать, как именно вводить деньги в вашу компанию – в виде займа или в виде продажи доли инвестору.

Классически все обсуждают два основных варианта решения этого вопроса:

1. «Договор займа» - по которому деньги входят на определенный промежуток времени в вашу компанию по фиксированной вами процентной ставке и затем возвращаются инвестору с выплатой процентов ежемесячно, ежеквартально, либо по окончании срока займа.

2. «Доля в компании» - вы продаете долю в компании, вводите инвестора в состав учредителей и деньги заходят в форме уставного капитала компании.

Но мы с Вами находимся в России, где все происходит немного «с ног на голову». Поэтому, 90% всех сделок, даже если вы продаете долю в бизнесе, все равно проходят в виде займов внутри российских компаний. Это особая специфика, которую важно понимать.
В ситуации, когда вы одновременно продаете долю в бизнесе и заводите займ, вам необходимо закрепить юридически свои обязательства и права в рамках этой организации для того, чтобы не платить инвестору дважды.

Важно помнить, что в конце концов инвестору нужно показать свою доходность на инвестиции. И здесь задача предпринимателя сделать точный расчет и для себя выбрать наиболее удобную форму ввода денег в компанию.

Базово инвестор зарабатывает всего лишь тремя методами:

•    Процент по займу: если деньги заводятся в компанию в виде займа, то компания выплачивает инвестору начисленные проценты с оговоренной регулярностью.
 
•    Дивиденды: регулярные выплаты инвестору из прибыли, зарабатываемой проектом. Задача предпринимателя точно рассчитать, какую прибыль инвестор сможет получать в ближайшие 3-5 лет. Из этого складывается доходность вложений инвестора.

•    Продажа доли компании: или так называемая капитализация вложений; именно этот вариант дохода от вложений лелеет большее количество инвесторов, так как в таком случае инвестиции окупаются кратно. Однако в России этот вариант заработка особенно в малом бизнесе ограничен тем, что рынок продажи компаний не очень развит. Но тем не менее, такие прецеденты также есть. Задача предпринимателя в таком случае представить расчет, сколько будет стоить ваша компания через 3-5 лет, и кто может быть потенциальным покупателем.

Это приводит нас к следующему, часто не очень удобному для предпринимателей  выводу – важно уметь планировать свой бизнес не на пару-тройку месяцев вперед, а минимум на 3-5 лет. Кстати, именно без этого навыка ни один малый бизнес даже шансов не имеет на то, чтобы стать хотя бы средним по размеру.
Отсюда очередной вывод – без навыка планирования и составления элементарных финансовых прогнозов, ни одному предпринимателю невозможно добиться выгодных для себя условий в инвестиционных сделках. Те же, кто наработал этот навык, и готов потратить лишние 1-1,5 часа на составление минимально финансовой модели, как правило, всегда удивляет остальных своим стремительным ростом…

Хотите принять участие в ближайшем бесплатном онлайн мастер-класс от Олега Иванова и акселератора «Бизнес Лифт» и узнать еще больше полезной информации по привлечению инвестиций?

Регистрируйтесь и мы пришлем Вам приглашение на ближайшую дату!


0
Реклама на New Retail. Медиакит