Как вести себя после первой встречи с инвестором и как правильно вводить деньги в компанию
время публикации: 13:26 31 августа 2015 года
Когда предприниматель привлекает инвестиции для роста и развития своей компании, ему часто кажется, что после первой встречи с инвестором «дело уже в шляпе». Казалось бы: дело сделано, проект представлен, выступили вы достойно и инвестор должен Вам помочь, но все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Как довести начатый разговор до сделки? Как вводить деньги в компанию: в виде займа или продажи доли?
На эти вопрос отвечает Олег Иванов – основатель InvestBazar.com,
Часто поведение предпринимателя после первой встречи с инвестором очень похоже на поведение людей после первого свидания. Встреча прошла хорошо и приятно для обеих сторон, и после нее мы садимся на телефон и ждем, кусая локти: кто же первый кому позвонит? Что делать, не совсем понятно. Существует большое количество вариантов развития событий, советов со стороны. Какому из советов следовать и чего ожидать от будущего – не всегда понятно.
Любой может попасть в ловушку, когда с одной стороны тянет выдержать некие границы и не названивать каждые 15 минут, а с другой стороны, поступить вроде бы рационально и предпринять какие-нибудь действия.
Несколько советов, как лучше всего проработать следующий звонок инвестору:
1. Обязательно наработайте определенное количество положительных поводов для звонка. Так как бизнес, как правило, никогда не стоит на месте, озвучивайте хорошие новости по вашему прогрессу – описывайте ситуации, которые происходят у вас внутри компании, на рынке, с вашей командой и т.п.
2. Перед уходом с первой встречи, всегда узнавайте, как данный инвестор или группа инвесторов принимают решения по проектам (кто, кому, когда и что предоставляет, когда утверждают и т.п.). Если вы успели разобрать, каким образом работает этот «черный ящик», как принимаются решения по поводу инвестиционных проектов в данной группе инвесторов – тогда вы четко можете предполагать, на какой фазе сейчас находится ваш проект и именно это является для вас совершенно логичным поводом, чтобы позвонить и узнать, как продвигаются ваши дела.
3. Темы разговора при данном звонке. Ни в коем случае не спрашивайте: принял ли инвестор какое-либо решение! Сама формулировка такого вопроса приводит инвестора к тому, чтобы ответить вам отрицательно! Ваша главная задача в этом звонке не заключается не в том, чтобы получить от него ответ, а в том, чтобы назначить следующую встречу с ним, более глубоко проработать серию деталей, относительно вашей инвестиционной сделки.
После того, как вы пройдете длинную серию переговоров, согласований, преодоления позиций по так называемым «deal breakers» (позиции, по которым стороны никак не готовы прийти к компромиссу), придет время обсуждать, как именно вводить деньги в вашу компанию – в виде займа или в виде продажи доли инвестору.
Классически все обсуждают два основных варианта решения этого вопроса:
1. «Договор займа» - по которому деньги входят на определенный промежуток времени в вашу компанию по фиксированной вами процентной ставке и затем возвращаются инвестору с выплатой процентов ежемесячно, ежеквартально, либо по окончании срока займа.
2. «Доля в компании» - вы продаете долю в компании, вводите инвестора в состав учредителей и деньги заходят в форме уставного капитала компании.
Но мы с Вами находимся в России, где все происходит немного «с ног на голову». Поэтому, 90% всех сделок, даже если вы продаете долю в бизнесе, все равно проходят в виде займов внутри российских компаний. Это особая специфика, которую важно понимать.
В ситуации, когда вы одновременно продаете долю в бизнесе и заводите займ, вам необходимо закрепить юридически свои обязательства и права в рамках этой организации для того, чтобы не платить инвестору дважды.
Важно помнить, что в конце концов инвестору нужно показать свою доходность на инвестиции. И здесь задача предпринимателя сделать точный расчет и для себя выбрать наиболее удобную форму ввода денег в компанию.
Базово инвестор зарабатывает всего лишь тремя методами:
• Процент по займу: если деньги заводятся в компанию в виде займа, то компания выплачивает инвестору начисленные проценты с оговоренной регулярностью.
• Дивиденды: регулярные выплаты инвестору из прибыли, зарабатываемой проектом. Задача предпринимателя точно рассчитать, какую прибыль инвестор сможет получать в ближайшие 3-5 лет. Из этого складывается доходность вложений инвестора.
• Продажа доли компании: или так называемая капитализация вложений; именно этот вариант дохода от вложений лелеет большее количество инвесторов, так как в таком случае инвестиции окупаются кратно. Однако в России этот вариант заработка особенно в малом бизнесе ограничен тем, что рынок продажи компаний не очень развит. Но тем не менее, такие прецеденты также есть. Задача предпринимателя в таком случае представить расчет, сколько будет стоить ваша компания через 3-5 лет, и кто может быть потенциальным покупателем.
Это приводит нас к следующему, часто не очень удобному для предпринимателей выводу – важно уметь планировать свой бизнес не на пару-тройку месяцев вперед, а минимум на 3-5 лет. Кстати, именно без этого навыка ни один малый бизнес даже шансов не имеет на то, чтобы стать хотя бы средним по размеру.
Отсюда очередной вывод – без навыка планирования и составления элементарных финансовых прогнозов, ни одному предпринимателю невозможно добиться выгодных для себя условий в инвестиционных сделках. Те же, кто наработал этот навык, и готов потратить лишние 1-1,5 часа на составление минимально финансовой модели, как правило, всегда удивляет остальных своим стремительным ростом…
Хотите принять участие в ближайшем бесплатном онлайн мастер-класс от Олега Иванова и акселератора «Бизнес Лифт» и узнать еще больше полезной информации по привлечению инвестиций?
0
Последние новости
Самое популярное
- Управление маркетинг-миксом в едином цифровом пространстве – кейс сети «ВинЛаб»
- Искусственный интеллект: возможности и риски для маркетинга и бизнеса
- Цель – защитить селлеров от маркетплейсов: разбираем детали законопроекта, регул...
- 5 технологических (и не только) трендов, которые ускорят рост развития eComm в Р...
- Как меняется сегмент перевозок для маркетплейсов?