На что и как мы потратим деньги в новогодние праздники
время публикации: 11:15 23 декабря 2014 года
Новогодние каникулы в России в 2015 году продлятся 11 дней. И это – золотое время для ритейла. Ведь какой бы кризис ни надвигался на страну, это вряд ли сможет остановить покупателей - россияне, по статистике, тратят в новогодние праздники намного больше европейцев, видимо, сказывается та самая «широта русской души».
Старт российскому потребительскому разгулу был дан 67 лет назад, когда президиум Верховного Совета СССР впервые объявил праздничным и нерабочим днем 1 января. С тех пор длительность новогодних праздников увеличилась, как мы видим, в 11 раз. Постепенно растут и траты россиян в эти дни – с 2005 года они стали тратить в два раза больше.
Если верить данным статистики, опубликованной экономистами Citibank, в этом году расходы россиян в декабре-январе не только не уменьшатся (как можно было бы предположить), но даже вырастут. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в конце 2014-го рост наших расходов будет не таким, как в декабре 2013 года – общий объем трат увеличится «всего» на пять процентов. Хотя и это на фоне европейской тенденции к снижению новогодних расходов выглядит немного пугающе.
Мы, как обычно, гуляем так, как будто конец света, которым нас обычно пугают, все же наступит.
При этом траты россиян в предновогодний период вряд ли назовешь безрассудными – половина наших сограждан собирается потратить деньги только на самые необходимые подарки и продукты питания.
Сколько потратим
Согласно исследованиям экономистов «Ситибанка», расплачиваясь кредитными картами, в конце 2014-начале 2015 года россияне потратят на 2% больше, чем в прошлом году – в среднем эта сумма составит порядка 47,2 тысяч рублей на человека.
По данным консалтинговой фирмы «Делойт», в 2015 году новогодний бюджет россиянина составит 15 107 рублей, что на 6% больше, чем новогодние траты в прошлом году.
То есть, несмотря на ежедневно меняющийся курс рубля и не самые радужные прогнозы, тратить в новогодние праздники меньше, чем обычно, в России пока не готовы.
«Потребительское поведение представителей среднего класса пока существенно не изменилось с точки зрения объема трат. Хотя при более благоприятных условиях стоило ожидать существенно большего роста», - считает руководитель управления Citibank по работе с клиентскими базами данных Дмитрий Коловский.
Кстати, по данным социологов, больше тратят на новогодние подарки более образованные люди – видимо, у таких граждан просто больше знакомых, которым хочется что-то подарить.
Наиболее щедрыми покупателями в новогодние праздники в Европе считают мужчин, которые тратят в магазинах до 750 долларов США. В России же наиболее расточительные покупатели – женщины среднего возраста. Именно на их долю приходится 84% всех новогодних покупок. Хотя и не всегда товары покупаются за «женские» деньги.
Где потратим
В 2015 году львиная доля всех «новогодних денег» будет потрачена в супермаркетах. Как отмечают специалисты «Ситибанка», сезонный рост продаж в крупных магазинах составит 44%. Что характерно, согласно прогнозам, сейчас россиянам придется потратить на 18% больше, чем в это же время в прошлом году – сказываются санкции и набирающая обороты инфляция.
«Сейчас еще рано делать прогнозы, но мы наблюдаем за недельной статистикой продаж и видим рост спроса. Он пока не ажиотажный, в среднем 5–7%», - сообщили в пресс-службе компании X5 Retail Group, владеющей сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».
Но не хлебом единым жив российский отдыхающий. Так, согласно предположениям экспертов, в кафе и ресторанах наши сограждане также оставят больше, чем в прошлом году – кризис кризисом, но посидеть с друзьями или коллегами все-таки надо. Хотя бурного роста в этой отрасли экономисты все же не ждут – заказы на новогодние корпоративы в России сократились почти на треть. А представители компаний, которые все же решаются на корпоративный новогодний праздник, как правило, сокращают список гостей и требуют от заведений дополнительных скидок.
Кстати о скидках. В 2015 году россияне ждут от ретейлеров традиционного сезонного снижения цен. Среди программ лояльности предпочтение отдается тем, которые позволяют получить скидку здесь и сейчас. Однако, по данным компании «Делойт», их популярность в последнее время снижается – 38% против 61% в прошлом году.
Ждут роста продаж и в сфере онлайн-торговли.
Согласно опросам, каждый третий гражданин России планирует совершить предновогодние покупки с помощью Интернета.
По прогнозам экономистов «Ситибанка», в сравнении с прошлым декабрем в онлайн-магазинах одежды в этому году будет потрачено на 15% больше. Интересно, что в 2015 году клиентами интернет-магазинов становятся те, кто ищет скидок.
«В 2014 году все больше региональных клиентов начали оплачивать покупки в онлайн-магазинах не наложенным платежом, а картами, однако со снижением доходов населения первыми начнут меньше тратить именно в регионах. Плюс онлайн розница постоянно проводит маркетинговые кампании, стимулирующие покупки», – объясняет управляющий директор консалтинговой компании Esper Group Дарья Ядерная.
Все больше россиян (33%) используют смартфоны для совершения покупок. 65% россиян планируют совершать покупки с помощью смартфонов в будущем.
Более желанной в эти дни становится доставка товаров – ее предпочитают 24% россиян. Однако и вариант заказа онлайн с последующим самовывозом также приобретает свою популярность: предпочтение такому способу покупки отдают уже 22% россиян.
На что потратим
Как говорится в ежегодном отчете компании «Делойт», в качестве новогоднего подарка мужчины хотят получить деньги (44%) и смартфоны (34%), в то время как женщины хотели бы получить деньги (58%) и путешествия (49%). Однако, скорее всего, они получат в подарок косметику (33%), шоколад (27%) и книги (19%).
Вполне ожидаемо в грядущие новогодние праздники лидером продаж станет алкоголь – рост его продаж планируется почти на 100%.
По словам президента группы «Ладога» Вениамина Грабера, уже на сегодняшний день объем продаж превышает запланированный на 15-20%.
«Вероятность того, что такая динамика сохранится, довольно высока – многие граждане в сложившейся экономической ситуации предпочтут в праздники не выезжать из России, а значит, продукцию будут приобретать внутри страны», - считает он.
На втором месте, по мнению экспертов, будут продажи одежды – здесь сезонный рост составит почти 40%. На обновление гардероба наши сограждане потратят 10% всего новогоднего бюджета. Причем все больше россиян планируют покупать одежду в онлайн-магазинах. Стоит отметить, что в 2014 году новогодние расходы россиян на этот вид товара по сравнению с прошлым сократились почти на 5%.
Экономисты прогнозируют, что из-за подорожания евро и доллара россияне немало потратят и на авиабилеты – расходы на их покупку вырастут на 8%. Гостиничное обслуживание обойдется дороже на 2%, а на туристические услуги – на 12%.
Также, в связи с периодически появляющейся информацией о грядущем подорожании импортной бытовой техники и гаджетов, небывалый рост продаж ожидается и в этой сфере – например, в интернете эта цифра составит 108%.
Не стоит забывать и о других статьях расходов, которыми традиционно являются косметика, детские игрушки и ювелирные украшения – сезонный рост их продаж составит 69, 81 и 61%.
Новогодний бюджет подсчитывал Дмитрий Ковальчук
0
Последние новости
Самое популярное
- Управление маркетинг-миксом в едином цифровом пространстве – кейс сети «ВинЛаб»
- Искусственный интеллект: возможности и риски для маркетинга и бизнеса
- Цель – защитить селлеров от маркетплейсов: разбираем детали законопроекта, регул...
- 5 технологических (и не только) трендов, которые ускорят рост развития eComm в Р...
- Как меняется сегмент перевозок для маркетплейсов?