0/5

Почему венчурные инвесторы потеряли интерес к российскому рынку онлайн-торговли

Почему венчурные инвесторы потеряли интерес к российскому рынку онлайн-торговли
время публикации: 09:00  16 марта 2016 года
С точки зрения инвестиций, прошедший год стал весьма противоречивым для российского онлайн-ритейла. Венчурные инвесторы потеряли интерес к российскому рынку интернет-торговли, офлайн-ритейлеры заняли их место.

С точки зрения инвестиций, прошедший год стал весьма противоречивым для российского рынка интернет-торговли: с одной стороны, наблюдался спад венчурных и прямых инвестиций, с другой – ряд офлайн-ритейлеров активно запускали e-commerce проекты.

В 2015 году венчурные инвестиции достигли своего исторического минимума. Согласно предварительным оценкам компании RMG Partners, было заключено лишь 42 сделки на общую сумму $137 млн, для сравнения в 2014 году было закрыто 68 сделок на сумму $390 млн. По итогам 2015 года интернет-магазины, торгующие материальными товарами, получили $104 млн в ходе 15-ти инвестиционных сделок - годом ранее таких сделок было 36, а объем инвестиций составил $319 млн. 


Период между 2010 и 2014 годами можно назвать золотым временем для вложений в электронную коммерцию: отрасль была основным получателем венчурных инвестиций в России. Самыми крупными сделками стали инвестиции в Lamoda - $130 млн в июне 2013 года, и $150 млн в Ozon весной 2014 года.


Такие компании, как KupiVIP и Wikimart также получили значительное финансирование в $100 млн и более в общем для каждой из этих компаний в 2010 – 2014 гг. 

Ситуация на рынке в то время была весьма благоприятной, вспоминает Александра Рассказова, советник немецко-американского фонда e.Ventures. Фонд вложился в несколько российских интернет-компаний, в том числе в Sapato и Teamo.ru. «Так как многие бизнес-модели (например, Zappos) не были выведены на российский рынок, то конкуренция была сравнительно низкой; и всё это на фоне стабильного роста показателя проникновения Интернета и покупательской способности населения».  


shutterstock_339364181.jpg


Неблагоприятные условия

Сегодня условия для инвестирования кардинально изменились: «Большинство успешных западных бизнес-моделей уже выведены на российский рынок - а те, что всё еще не опробованы, попросту не интересны для венчурных инвесторов, так как не смогут достичь требуемого уровня доходов, как минимум $100 млн за 4-5 лет. В то же время, венчурные инвесторы стали лучше понимать специфику российского  e-commerce рынка,  конкретные проблемы интернет-магазинов», - отмечает Рассказова.

Запуск и развитие интернет-магазина требуют значительных инвестиций в его инфраструктуру на протяжении длительного времени, при весьма неочевидных перспективах на экзит.

Затраты на маркетинг e-commerce проектов в сфере услуг и нематериальных товаров весьма высоки, а рынок - не очень велик. «Пример с продажей компании Avito, в несколько ином сегменте, является скорее исключением, чем правилом, для российского рынка», - говорит Рассказова. Основанная в 2007 году, эта онлайн-платформа объявлений была продана в 2015 году международной группе Naspers при оценке в $2.7 млрд.
Текущий кризис стал причиной еще большей неуверенности в ближайшем будущем рынка: «Сейчас сложно предсказать, какими будут покупательские решения населения», - отмечает Рассказова.


Дэвид Варокье из Mangrove Capital Partners - компании, которая вложилась в KupiVIP и Oktogo – главные проблемы в инвестициях в российский e-commerce видит в «нехватке перспективных для инвестирования проектов на поздних, а тем более экзит стадиях». Этого достаточно, чтобы отпугнуть большинство инвесторов ранних стадий.


Международное напряжение, которое все возрастало с начала украинского кризиса в 2014 году, «естественно, не помогает», - отмечает Варокье.

«За некоторым исключением, международные инвесторы приостановили свои инвестиционные проекты в России до тех пор, пока ситуация не стабилизируется».

«Западные рынки капитала полностью закрыты для российских компаний на данный момент», - подтверждает другой международный инвестор, который считает IPO-планы Ulmart «фантазией».

Российские инвесторы и сами отвернулись от местного рынка, массово предпочитая международные стартапы. Так, фонд ru-Net сделал несколько вложений в индийские и турецкие e-commerce компании, а последняя сделка состоялась с проектом из Ирана.  Были и сделки с российскими компаниями, например, Esky и TrendsBrands в 2013 году - но на гораздо более скромные суммы.


Схема.JPG


NOTA BENE:

Этот анализ включает данные о росте капитала Ozon $150 млн в апреле 2014 года; не включает данные о поглощении онлайн-платформы объявлений Avito в октябре 2015 года.
Уменьшение объемов инвестирования в 2015 г. происходит отчасти по причине обесценивания российского рубля (почти 62 рубля за доллар в 2015 году и 38 рублей за доллар в 2014).


Давид Варокье из Mangrove Capital Partners – компании, которая вложилась в KupiVIP и Oktogo – главные проблемы в инвестициях в российский e-commerce видит в «нехватке перспективных для инвестирования проектов на поздних, а тем более экзит стадиях ». Этого достаточно, чтобы отпугнуть большинство инвесторов ранних стадий.

Международное напряжение, которое все возрастало с начала украинского кризиса в 2014 году, «естественно, не помогает, – отмечает Варокье. – За крайне редкими исключениями, международные инвесторы приостановили свои инвестиционные проекты в России до тех пор, пока ситуация не стабилизируется».

«“Западные биржи полностью закрыты для российских компаний на данный момент», – подтверждает другой международный инвестор, который считает «фантазией» планы Юлмарта выходить на западную биржу в 2016 или 2017 году.

Российские инвесторы и сами отвернулись от местного рынка, массово предпочитая международные стартапы. Так, фонд ru-Net сделал несколько вложений в индийские и турецкие e-commerce компании. Были и сделки с российскими компаниями, например, Esky и TrendsBrands в 2013 году – но на более скромные суммы.


Светлое будущее? 

Однако, как считают Рассказова и Варокье, ситуация, вероятно, в будущем улучшится, так как степень проникновения онлайн-ритейла в России вырастет, а уровень потребления снова повысится после кризиса.  

В то время, как большие российские корпорации, возможно, с большим интересом будут покупать стартапы, иностранные игроки будут видеть российский рынок в более благоприятном свете, как только международное напряжение спадет. 

«С точки зрения e-commerce, Россия остается очень привлекательным рынком. Большинство крупных интернет-магазинов показали значительный рост прибыли в 2015 году, особенно те, которые удовлетворяли самые простые потребительские запросы, работали с массовым рынком, к примеру, в сегменте одежды», - отмечает Варокье, ссылаясь на 50% рост прибыли KupiVip в 2015 г., что превысило показатели предыдущего года.








Варокье также не исключает новые инвестиции Mangrove Capital Partners в российские компании в недалеком будущем: «Мы тщательно мониторим развитие рынка и продолжаем общаться с российскими стартапами, особенно с теми, которые могут и хотят выйти на международный рынок. Мы до сих пор открыты для хороших инвестиционных проектов».

Офлайн ритейлеры идут в онлайн

В то же время, офлайн ритейлеры, из FMCG сегмента, снова демонстрируют интерес к развитию онлайн продаж. «Это впечатляющая новая волна», - говорит основатель Data Insight Борис Овчинников, комментируя новости от ряда крупнейших игроков. Например, Перекресток (X5 Group) недавно заявил о перезапуске e-commerce проекта, в то время как Магнит начал тестировать онлайн-заказы. Другая розничная сеть – «Лента» – может запустить онлайн-продажи уже в этом году.


shutterstock_294286475.jpg


O’КЕЙ также активно работает над своим e-commerce проектом после пробного периода в прошлом году. «По объёму трафика, этот сайт уже является вторым после Утконоса, самого стабильного игрока e-grocery», - отмечает Овчинников.

Стагнация продаж в офлайне сделала дальнейшее развитие традиционных  ритейл-сетей не столь прибыльным делом. В результате, у этих ритейлеров остается больше денег и ресурсов для e-commerce проектов, объясняет Овчинников.

В тоже время, в  некоторых сегментах, не относящихся к продовольствию, кризис привел к тому, что некоторые игроки вновь фокусируются на офлайн-каналах, отмечает эксперт.








Демонстрируя, несмотря ни на что, твердую веру в будущее, некоторые многоканальные игроки продолжают инвестировать в гигантские фулфилмент центры. В 2015 году Леруа Мерлен начал строительство склада (100,000 квадратных метров) в Домодедово. Он станет самым большим центром дистрибуции для розничной торговли в истории России - и самой большой сделкой в сегменте складской недвижимости в мире в 2015 году, согласно Radius Group, американской компании, которая ведет этот проект.

В то же время, в конце 2015 года Юлмарт запустил центр выполнения заказов (25,500 квадратных метров) в Санкт-Петербурге. Компания планирует открыть два дополнительных логистических центра в ближайшем будущем в Мытищах и Домодедово на окраинах Москвы.

Не менее 30 логистических центров понадобится, чтобы достичь амбициозную цель компании - оборот от 300 до 500 млрд рублей (от $4 млрд до $6.8 млрд по текущему курсу), как недавно заявил в интервью глава Юлмарт Дмитрий Костыгин.

Адриан Хенни, главный редактор East West DIgital News

0
Реклама на New Retail. Медиакит