0/5

Магазины в жилых домах: как с ними ужиться

Магазины в жилых домах: как с ними ужиться
время публикации: 16:10  23 июня 2015 года
Теги: аналитика
Советская градостроительная мысль была красива, мощна, но крайне недальновидна. Вряд ли люди, проектировавшие спальные районы огромной страны, могли представить, каким странным образом рынок подгонит их идеи под собственные нужды.
Массовый выкуп квартир на первых этажах и перевод их в статус нежилых помещений начался одновременно с экономическим ростом в начале 2000-х. Небогатые предприниматели остро нуждались в торговой инфраструктуре и, не находя ничего подходящего, стали переделывать под свои нужды квартиры, выходящие на людные улицы или в проходные дворы. Результат не заставил себя ждать: первые же магазины в жилых домах привели к конфликтам с жильцами, которым мешали жить холодильники, скрипящие двери, вывески на их балконах и даже дожди, стучащие по крышам навесов над ступеньками.

Никакого юридического решения таких конфликтов как не было, так и нет. Точнее — в теории оно есть, однако на практике управляющие магазинами давно собаку съели на таких противостояниях, и в итоге противоборствующие стороны всегда входят в бытовой клинч. Люди психуют, бегают по судам, продают квартиры, магазины тоже иногда закрываются, а проблема с годами совершенно не тускнеет.

Сложности создают и магазины, расположенные в специально спроектированных для этого помещениях жилых домов. Поскольку такие объекты часто занимают сетевые супермаркеты и точки общепита, проблемы они генерируют слегка другие — но генерируют стабильно. Так, главная претензия жильцов к супермаркетам — разгрузка товаров во дворах. Грузовики паркуются где попало, зачастую стоят со включёнными двигателями в ожидании разгрузки, загромождают весь двор и производят много шума, в том числе тележками и действиями рабочих. В свою очередь, общепит же создаёт нетрезвых посетителей в ближайших кустах, громкую музыку по вечерам и разного рода запахи с кухонь, которые через систему вентиляции распространяются по всему дому.

Жильцы борются за своё спокойствие как могут. В соцсетях легко можно найти активные сообщества, в которых люди рассказывают свои истории борьбы с торговлей под окнами. Успешных сюжетов практически нет — народ сходит с ума в завалах бумажек, постановлений, судебных решений, толку от которых ноль.

В новостях периодически проскакивают рассказы о гражданах похитрее, которые становятся на тропу войны, вооружившись поддержкой СМИ. Однако большинство этих историй заканчиваются ничем, если истцу не повезёт вдруг наладить знакомство с кем-нибудь из сильных мира сего. Судя по рассказам счастливчиков, эффект начинается примерно с чиновника уровня муниципального депутата.

Мы попросили прокомментировать проблему нескольких экспертов.

Юрист Олег Козловский:

«Российское законодательство запрещает загрузки во дворах жилых домов. Согласно СанПиН 2.3.5.021-94 "Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли", не допускается загрузка товаров со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных туннелей; со стороны магистралей, при наличии специальных загрузочных помещений. В случае нарушения данного пункта гражданин может написать претензию на имя владельца магазина. Если не будет предпринято никаких действий по урегулированию ситуации, стоит обращаться в вышестоящие инстанции - Санэпидемстанцию, прокуратуру или суд. 

Обычно магазины сами заинтересованы в мирном урегулировании данного вопроса, без судебных вмешательств и других органов. В судебной практике также часто встречаются случаи, когда за неимением фактических доказательств, истец может такое дело легко проиграть. Что касается компенсаций, то в большинстве случаев выплачивается за нанесенный вред. Однако не редкость, когда такие факты еще нужно доказать. Часто жильцы любят жаловаться не сколько на шум под их окнами, сколько на вред от, к примеру, выхлопных газов. А когда назначают соответствующую экспертизу, на деле оказывается пустышка».

«Мирное урегулирование вопроса» со стороны магазинов, жалуются жильцы, заключается в противодействии сбору каких-либо доказательств, пригодных для представления в суде. Так, оказывается практически невозможно замерить уровень шума в квартире, поскольку все структуры, которые уполномочены делать такие замеры, обязаны предупреждать владельца магазина о мероприятии. Само собой, в назначенный час все кондиционеры отключаются, музыка делается тише, а холодильники работают через один — так, что приборы показывают вполне нормальный уровень шумов. А доказать, например, вредное воздействие магазина на здоровье жильцов вообще нереально — разве что в квартире провалится пол вместе с хозяином.

Генеральный директор холдинга «Городские Инновационные Технологии» Грант Агасьян уверен, что отдуваться за жильцов должны управляющие компании и ТСЖ:

«С точки зрения закона права граждан в случае с арендой коммерческими структурами помещений в их домах хорошо защищены. Существует очень много регламентов деятельности магазинов, расположенных в жилых домах и существует возможность жильцов решать судьбу коммерческих помещений в их домах и влиять на вид их использования. Если жильцы столкнулись с проблемой круглосуточной разгрузки у продуктового магазина в их доме - то они должны жаловаться и защищать свои права. 

В первую очередь им надо обращаться в свое ТСЖ и в свою управляющую компанию. Мы управляем сотням домов и такие ситуации встречались достаточно часто, но ни разу еще не было такого, чтобы нам не удалось решить эти вопросы в пользу жильцов. Почти всегда удавалось достичь четкой договоренности между жильцами и коммерческими структурами, арендующими помещения в доме. В ряде исключительных случаев собственники коммерческих помещений были вынуждены сменить арендаторов. 

Еще раз повторюсь, что права жителей в действующем законодательстве очень хорошо защищены. Другой вопрос, что защищать их должны ТСЖ и управляющие компании, а вот они далеко не всегда действуют подобающим образом. Но и здесь по закону у жителей есть возможность просто переизбрать правление ТСЖ или сменить управляющую компанию.

В свою очередь, ритейлеры считают, что всё идёт как надо.

Мария Заикина, руководитель пресс-службы ритейлера «Связной»:

«Естественно, к любым магазинам, расположенным в жилых домах или рядом с ними, применим ряд ограничений, связанный с комфортом жильцов. К салонам техники, таким как «Связной», естественно, применяется гораздо меньше требований, чем, скажем, к продуктовым магазинам. Причина – специфика бизнеса – в нашем случае это мелкогабаритные товары, которые легки в разгрузке. Также у продуктовых сетей гораздо больше требований с точки зрения санитарных норм. Тем не менее, требования и ограничения есть и у ритейлеров электроники.

Основное требование – ограничения по шуму в вечернее и ночное время. Поэтому, все строительные работы при подготовке к открытию магазина, естественно, должны заканчиваться в соответствующее время. Также, к примеру, доставка товара, его разгрузка и приемка всегда производятся в дневное время, даже если магазин работает круглосуточно. Еще один возможный нюанс при размещении магазинов в жилых домах – если существует ТСЖ, то согласования различных рекламных конструкций, в том числе вывесок, производятся не только с городскими службами, но и с ТСЖ также».

В целом, юристы (редко проживающие в неудобных местах) уверены, что подобные проблемы решаются, причём довольно легко. Ритейлеры, в свою очередь, вообще не видят проблем. Администраторы конкретных магазинов мастерски уходят от всех претензий, сливая их то в адрес «гендиректора, который работает в Испании и не говорит по-русски», то в направлении «у нас тут всё как требуется — вон, смотрите, звукоизоляция на потолке, ну и что, что в виде плёнки толщиной в полсантиметра». Жильцы клянут советских архитекторов, бесконечную бюрократию, невозможность нормально выбирать место жительства и, по привычке, власть всех мастей. Машины продолжают разгружаться, а холодильники — тарахтеть.

Так и живём.

Алексей Максимук
0
Реклама на New Retail. Медиакит