0/5

Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Эльдорадо для франчайзинга: выгодно ли арендовать бренды в кризис

Эльдорадо для франчайзинга: выгодно ли арендовать бренды в кризис
9 апреля в Центре международной торговли прошел межрегиональный форум «Российский франчайзинг: антикризисная перезагрузка», который собрал многих экспертов отрасли, представителей власти, ритейла, сферы услуг и общественного питания. Организаторами стали компания EMTG совместно с Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ) и при поддержке ГБУ «Малый бизнес Москвы».

В форуме приняли участие 40 спикеров: первые лица и владельцы крупных франчайзинговых отечественных и международных сетей в различных сегментах, а также чиновники и предприниматели из Тюмени, Перми, Санкт-Петербурга, Самары, Томска, Башкортостана, Украины, республики Беларусь и других регионов России и ближнего Зарубежья.

Кот в мешке или золотая жила?

Генеральный директор ГБУ «Малый бизнес Москвы» Александр Богза на церемонии открытия отметил, что «сейчас не время кризиса, а настоящее эльдорадо для франчайзинга». «Мы видим приток предпринимателей в наш консультационный центр, желающих заниматься франчайзингом, их интересуют франшизы, существующие на рынке, и условия их приобретения. Поняв этот тренд, мы решили создать Центр развития франчайзинга на базе ГБУ, где все предприниматели смогут получить полный пакет услуг, информацию о франшизах, пройти процедуру обучения и зарегистрироваться», – сказал он.

В ходе открытия было подписано соглашение о создании Центра Развития Франчайзинга, генеральным партнером которого стал РАФ.

«Государственная поддержка – это не панацея от всех бед, но она может стать остовом и акселератором развития», – сказал в своем выступлении Председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов. «Недавно Владимир Груздев обнародовал на Госсовете следующие цифры: сегодня общая сумма различных форм государственной поддержки составляет более 130 млрд рублей. А используется только 96 млрд. Странно, что остальные деньги не используются. Здесь надо покопаться в эффективности госпрограммы. Нет работающих сервисов, которые доносили бы информацию до регионов. Малому бизнесу все хуже и хуже. Нельзя сейчас молчать. И франчайзеры и франчайзи должны говорить о проблемах. Не надо бояться. Надо идти вперед», – подбадривал аудиторию спикер.

Depositphotos_19510909_s.jpg

По словам Юрия Михайличенко, исполнительного директора РАФ, Россия занимает одно из первых мест по показателям и динамике развития франчайзинга. «Франчайзинг – это не только сектора общепита и ритейла, это еще и инструмент развития инноваций. Если мы сопоставим показатели Мексики, Бразилии, Китая и России, то, по нашим предположениям, к 2020-2025 году мы сможем иметь порядка 2000 концепций, в том числе международных, не менее 4 миллионов рабочих мест и около 500 000 точек продаж. Это очень серьезный результат».

Основатель и руководитель российской компании «1С» Борис Нуралиев поделился с участниками мнением о значении франчайзинга в развитии высокотехнологичных компаний: «Когда я объясняю высокому начальству, почему франчайзинг важен для инновационных технологий, то говорю о том, что это повышение конкурентоспособности страны. Можно какую-нибудь инновацию в Сколково, например, изобрести или из-за рубежа ее привезти, а дальше как ее раскатать по всей стране? Вот здесь нужен франчайзинг, который на платной основе дает возможность воспользоваться передовыми технологиями». По его словам, во время кризиса нужно быть очень внимательными с кредитами, увеличивать спектр услуг и уделять внимание удержанию клиентской базы.

Агнесса Осипова, генеральный директор БРПИ («Баскин Роббинс») напомнила участникам о том, что во время кризиса 2008-2009 годов франчайзинговые концепции доказали свою жизнеспособность, и именно 2009 год был годом стремительного роста сетей. «Безусловно, успех развития франшизных сетей в кризисное время заключен в надежности этой модели. Я уверена, что российский бизнес успешно пройдет и нынешние испытания. Как стимулировать франчайзи к открытию новых точек? Наша компания снизила паушальный взнос с $15 до 5 тысяч»,  – сказала она.

Позитивное влияние санкций отметил Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России». По его словам, санкции сейчас играют на руку российским игрокам, возникло 3-4-летнее окошко импортозамещения, кризис 2008 года таких возможностей не давал.

Президент и СЕО «Росинтер Ресторантс Холдинг» Сергей Зайцев сказал, что в кризис важно четкое позиционирование заведения и его концепции, потому что многие из них закрываются от безыдейности. «Люди стали более щепетильны к деньгам, они хотят получить больше внимания и сервиса. Японская кухня переживает трудные времена, уже все наелись суши. Хочется чего-то нового, потому что приходят в ресторан за идеей».

Depositphotos_13933779_s.jpg

Что русскому хорошо, то немцу  смерть

Андрей Позднеев, директор па франчайзингу сети магазинов «220 Вольт», сказал: «Две трети из 220 наших магазинов – это франшиза. В 2005 году мы решили расширяться и выбрали этот способ, потому что нам нужны были соратники и интересные люди, которым был бы интересен этот бизнес. А федеральной сетью нужно было бы управлять удаленно, и это приносило бы хлопоты. Кстати, мы доросли до того, что стали предлагать готовые магазины. Сейчас это тренд, но этим злоупотребляют те, кто хочет избавиться от убыточных точек». Также в связи со сложившейся ситуацией он прогнозировал очередной дачный бум.

Если DIY чувствует себя хорошо и в целом позитивно относится к кризису, некоторые игроки настроены крайне пессимистично.

Например, Якоб Тресков, глава компании TMHF, с первых же минут посоветовал всем собравшимся «ничего сейчас не открывать». «Если разорится владелец франшизы, то за ними последуют все франчайзи. Говорить, что это не так – абсурд. Поэтому, как в самолете, сначала кислородную маску на себя, потом на детей. Главное сейчас – не разориться и выйти из кризиса», – сказал он.

Евгений Бутман, председатель совета директоров ГК IDEAS4RETAIL, отмечая важность получения эмоций от покупок, заметил, что эмоциональный ритейл набирает обороты и, вкладываясь в декорации магазина, в вовлечение покупателей, продавец выигрывает в долгосрочной перспективе. «Детский сегмент – это один из самых устойчивых. Родилось много детей, и родители готовы тратить на них деньги. Мы открыли магазин в сегменте игрушек, потому что игрушки – это эмоции», – сказал он.

Франчайзинг – это брак

Рынок общепита, который сильно пострадал от санкций и импортозамещения, сейчас приходит в себя. Постепенно замещая твердые сыры, клубнику и меняя компоненты. Ольга Смирнова, директор департамента R&D ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», отметила, что сейчас настало время для экспромта, продвижения креативных идей и новых подходов. Также она рассказала о том, что пересмотр меню с помощью Menu engineering помог сократить себестоимость на 3-4%. Искать аналоги импортных товаров на локальном рынке не так просто, и прямое обращение к поставщикам дает возможность получить эксклюзивное предложение. Эрнесто Гонсалес, старший вице-президент ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», сравнил франчайзинг с браком, в котором неизбежны конфликты, и предложил участникам варианты их решения на примере кейсов компании. «Избегайте жадности. В условиях кризиса нужно идти на компромисс. Нельзя только наказывать франчайзи, не ругаясь и не уходя, объясните им последствия и причины своих действий», – посоветовал он участникам.
 
Depositphotos_19510911_s.jpg

Люди болеют и в кризис

«Есть избыточный оптимизм по поводу того, что кризис не коснулся медицинских услуг. Мы реагируем на сложные экономические процессы чуть позже, чем рынок общественного питания. Спешу вас расстроить, качественных альтернатив западным технологиям у нас в стране нет. Так что импортозамещение – это не про нас», – сказал Сергей Амбросов, генеральный директор Независимой лаборатории Инвитро. «Весь удар от девальвации национальной валюты лег на плечи франчайзера, все исследования сразу подорожали, и будут дорожать, так что если кому-то нужно пройти обследование, я советую заняться этим сейчас»,  – отметил спикер.

Как выбрать правильного партнера

В ходе дискуссионной панели, в которой участвовали Сергей Попилюк (АМД Лаборатории), Данила Лобачев (Г.М.Р. Планета гостеприимства), Дмитрий Евсеев (Killfish discount bar), Анастасия Татулова (АндерСон) и Василь Газизулин (Topfranchise.ru) обсуждали, как сделать правильный выбор партнера. Участники делились мнениями о том, как не попасться к неопытным франчайзерам или мошенникам, давали полезные советы о том, по каким критериям выбрать грамотную франшизу и к чему нужно быть готовым. Некоторые спикеры отметили, что покупка франшизы – это покупка опыта, потому что франчайзер порой готов потратить больше сил и времени на открытие вашего кафе, чем на открытие своего и научить пользоваться глобальными системами лояльности. Поделились реальными кейсами того, как можно передать атмосферу через технологии и как они внедряются в заведениях франчайзи. Рассказали, по каким критериям отбирают франчайзи, и кому отказывают.

Некоторые сетовали на то, что на российском рынке сейчас мало хороших франшиз и приводили примеры других стран, преуспевших на этом поприще.

В завершение работы форума Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG , подводя итоги, сказала: «Меня порадовало то, что я не увидела того негатива, который мы ежедневно наблюдаем сейчас в СМИ. Компании достаточно здраво, хладнокровно и даже позитивно относятся к нынешней ситуации: кто-то оптимизирует свою сетку, кто-то, наоборот, наращивает, но в целом все понимают, что делать и куда двигаться дальше. Это успокаивает».

Арай Шарипова
время публикации: 14:00  04 мая 2015 года
0
Теги: франшизы, франчайзинг, кризис

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Manzana
Спецпроекты
Синергия Insight форум 24-25 апреля