0/5

Не только торговля: как российский ритейл использует ИТ-инструменты

Не только торговля: как российский ритейл использует ИТ-инструменты
время публикации: 10:00  20 января 2020 года
Дополненная реальность, предсказательная аналитика, элементы «умного магазина», – современному ритейлу недостаточно заниматься исключительно вопросами товарного наполнения. Как российский ритейл успешно использует технологии?
Не только торговля: как российский ритейл использует ИТ-инструменты
Михаил Гавриков, директор по продажам компании Arenadata

Конкуренция, растущие ожидания клиентов, нестабильность экономической ситуации в стране – всё это вынуждает ритейлеров существенно расширять свою роль. Хороший магазин сегодня не просто продаёт, он предоставляет услуги, завлекает игровой механикой, становится лучшим другом, который досконально знает потребности каждого клиента. 

Чтобы претворить всё это в жизнь грамотные розничные сети постоянно внедряют новые технологии. Давайте рассмотрим те из них, которые будут наиболее актуальны и интересны в наступившем 2020 году. 


Дополненная реальность

Если вам кажется, вспоминая нашумевший релиз Pokemon GO, что дополненная реальность – это прерогатива мобильных игр, то вы ошибаетесь. Российские ритейлеры уже активно применяют эту технологию для увеличения роста лояльности клиентов и их вовлечённости в процесс покупок.

Группа компаний «Дикси» ещё в 2017 году провела акцию «Смотри, динозавры», для которой разработала мобильное приложение. При покупках клиенты сети получали наклейки, отсканировав значок на которых с помощью приложения можно было увидеть 3D-модели динозавров в дополненной реальности, сфотографировать их и узнать интересные факты о древних ящерах. 

Шведская сеть товаров для дома IKEA в 2018 году создала приложение, позволяющее посмотреть, как будет выглядеть интересующий предмет мебели в интерьере дома покупателя.

Сеть магазинов бытовой техники и электроники «М.Видео» летом 2019 года запустила пилотный проект, затронувший 10 торговых точек: речь идёт о приложении дополненной реальности M.Go. Его цель – помочь покупателям быстро сориентироваться в торговых залах и сразу найти стеллажи с нужными группами товаров. После калибровки смартфона по маркеру, наклеенному на полу магазина, пользователю будет предложен список категорий товаров и услуг. Выбрав нужную иконку, покупатель увидит стрелку, указывающую направление. 

Подобное приложение — «Перекрёсток. Едалов» — разработала и X5 Retail Group, сеть с более чем 15 тысячей магазинов. Оно прокладывает наиболее оптимальный маршрут по супермаркету и позволяет быстрее найти интересующие продукты. На момент запуска проекта приложение работало в четырёх московских «Перекрёстках», где были установлены специальные метки для калибровки приложения, их расположение отображалось на схеме магазина. По результатам тестирования ритейлер намерен принять решение об эффективности проекта и разворачивании системы на все супермаркеты сети.


Персонализация и предсказательная аналитика на основе больших объёмов данных

Работа с большими объёмами данных всё плотнее входит в жизнь российских ритейлеров. Лидеры рынка уже вовсю строят на них персонализацию предложений и предсказательную аналитику. Для этого они собирают в надёжном хранилище данных информацию о покупателях, например, зарегистрированных в системах лояльности, обогащают полученные сведения благодаря данным, поступающим от партнёров, а затем анализируют их. Объём данных получается действительно огромным, поэтому к выбору хранилища нужно подойти крайне ответственно.

Не только торговля: как российский ритейл использует ИТ-инструменты

На основе собранной информации специализированные инструменты помогают ритейлерам построить аналитические модели, внедрив которые в процесс взаимодействия с клиентом, можно реализовать сложные сценарии, включающие персонализированные предложения. 

Допустим, постоянный покупатель магазина N, еженедельно приобретающий пару пачек шоколадного печенья, перестал это делать. Может быть, у него снизился доход, или же он начал придерживаться принципов здорового питания. Проверить первую гипотезу можно, предложив ему скидку на любимое печенье. Если он ей не воспользовался, то к следующей покупке будет актуально предложить ему скидки на товары из спектра здорового питания.

Более того, анализ больших данных позволяет ритейлерам прогнозировать события в будущем. Недавно X5 Retail Group подвела итоги пилота по автоматизации тендерных закупок товаров категории «Бакалея» в сети «Пятёрочка». Решение, созданное на основе алгоритмов BigData X5, позволяет повысить эффективность процесса закупки. Тестирование показало, что автоматизированный подход позволяет повысить точность прогноза требуемых объёмов, снизить влияние человеческого фактора. Система также способна мониторить и анализировать весь процесс, определять его эффективность и этапы, требующие оптимизации, а также аккумулировать пользовательскую экспертизу для дальнейшего повышения качества процесса.


Динамическое ценообразование

Способность делать персонализированные предложения повлияла и на ценообразование ритейлеров. Исследование IBM говорит о том, что 73% руководителей розничной торговли в ближайшие три года планируют автоматизировать ценообразование с помощью искусственного интеллекта. Таким образом, покупателю станет достаточно просто отсканировать ценник товара на полке и увидеть рассчитанную специально для него стоимость.

Как показывают зарубежные исследования, полноценное внедрение динамического ценообразования позволяет на 23-25% увеличить показатели удержания покупателей. 




Читайте также: «РИТЕЙЛ 2020»: Будущее, которого никто не видел. Часть вторая




Электронные ценники и «умный магазин»

В сентябре 2019 года X5 Retail Group запустила пилотный проект по оснащению электронными ценниками магазинов «Пятёрочка». Сама по себе технология не нова для российского ритейла, но за последние несколько лет так и не получила широкого распространения: многочисленные пилотные проекты, проходившие в различных food- и non-food сетях не получили тиражирования. 

В эксперименте X5 Retail Group участвуют только «Пятёрочки», расположенные в городе Долгопрудный. Семь магазинов оборудованы 58 тысячами электронных ценников, которые покрывают практически 100% ассортимента (за исключением единичных случаев промо-продукции, расположенной не на полках магазина). 

Исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман, подводя итоги года, подтвердил журналистам, что ритейлер намерен внедрить электронные ценники во всех магазинах сети «Пятёрочка».  

Ранее Х5 уже заявлял об использовании более 65 тысяч электронных ценников в трёх супермаркетах «Перекрёсток» большого формата, расположенных в Санкт-Петербурге, Старом Осколе и Москве.

Та же «Пятёрочка» смогла в 2019 году сократить энергопотребление в торговых точках на 4,9% благодаря пилоту технологии «умный магазин». Это комплексная система, которая с помощью специальных датчиков, контроллеров и программного обеспечения, встраивается в действующие операционные и эксплуатационные процессы магазина, позволяет экономить электроэнергию, управлять всеми потребителями электричества в автоматическом режиме и минимизировать аварийные ситуации. Достижение этого результата привело к тому, что в 2020 году система войдёт в стандарт открытия новых магазинов и переоборудования действующих. 

* * *

Развитие ритейлеров неотъемлемо связано с внедрением технологий: шагая в ногу со временем, магазины становятся способны успешно конкурировать друг с другом, привлекая новых клиентов и удерживая действующих. И если раньше на рынке присутствовали сети, отказывающиеся от ИТ-изменений в торговле, то теперь наиболее ретроградные из них наглядно продемонстрировали, что это путь, ведущий к закрытию бизнеса. 

Михаил Гавриков, 
директор по продажам компании Arenadata


0
Реклама на New Retail. Медиакит