0/5

Онлайн-ритейл в России и Китае: сходства и различия

Онлайн-ритейл в России и Китае: сходства и различия
время публикации: 10:00  31 августа 2016 года
Китай занимает первое место в мире по объему электронной коммерции. Россия пока занимает почетное девятое место. И все же в онлайн-ритейле обеих стран есть немало общего.
Развитие рынков e-commerce в России и Китае происходит под воздействием культурных, региональных и технологических факторов. Рассмотрим сходства и различия в механизмах онлайн-торговли обеих стран.


Особенности рынка

Китай занимает первое место по объему рынка электронной коммерции. По данным Ассоциации Компаний Интернет-Торговли, на июль 2016 года жители Поднебесной совершили покупки в Интернете на сумму $562,66 млрд. Россия на девятом месте: объем рынка e-commerce составляет $20,30 млрд. 

В Китае активно развивается торговля через мобильные устройства: 33% заказов в первой половине 2016 года. По этому показателю он уступает только Японии и Южной Корее, где доля заказов этим же способом составляет больше половины. Россияне более консервативны: 80% покупок совершают через десктоп, в то время как 8% заказов – со смартфонов.


Доля иностранных интернет-магазинов

На российский рынок активно выходят международные онлайн-площадки: AliExpress в 2012 году, eBay в 2014 и TradeEase в 2015. По информации АКИТ, AliExpress и eBay занимают первую и третью строчку рейтинга торговых сайтов в России в 2015 году. Суммарно на онлайн-покупки в иностранных магазинах россияне потратили 219,2 млрд. рублей в 2015, что составляет 30% общего объема интернет-торговли.

Онлайн-ритейл в России и Китае: сходства и различия

На китайский рынок иностранные онлайн-платформы начали выходить только в 2015 году, после снятия законодательных запретов. Открытие в Поднебесной таких сервисов, как Amazon привело к росту трансграничных интернет-продаж на 60% в 2015 году по сравнению с 2014. Их объем составил $31,96 млрд.


Способы оплаты

Российские покупатели предпочитают рассчитываться за товар наличными при получении, реже – банковской картой. Тем не менее, система электронных платежей активно развивается: с 2010 по 2015 годы их объем увеличился в три раза. Лидер среди них – Яндекс.Касса. Ее подключение к российским и иностранным интернет-магазинам ускоряет и упрощает процедуру покупок.

В целях экономии времени китайцы отдают предпочтение онлайн-платежам. Для этого в стране есть необходимая инфраструктура: развитые LTE-сети и мобильные приложения. Наиболее популярные системы платежей – Alipay, TenPay и PayEase – международные платформы, гарантирующие безопасность транзакций. 

Из-за плавающего курса рубля китайские трансграничные ритейлеры напрямую взаимодействуют с банками, что позволяет избежать потерь при конвертации валют. Такие операции проводит Bank of China.








Логистика

Наиболее распространенным способом доставки товаров в России и Китае остается почта, но ей составляют конкуренцию экспресс-перевозки. Они помогают ритейлерам сокращать время на доставку товаров и дают возможность покупателям отслеживать посылку по пути следования. Один из лидеров на российском рынке – SPSR Express.

Стоит отметить, что трансграничные продавцы обоих стран несут высокие таможенные издержки и тратят много времени на прохождение границы. Для сокращения расходов и временных ресурсов действуют зоны экономического развития, такие как город Суйфеньхэ, где сделки заключают как в юанях, так и рублях. Экономические условия здесь благоприятны для организации представительств онлайн-магазинов.

Доля интернет-торговли в России и Китае составляет 2% и 7% ВВП соответственно. Отличия между рынками определяются, прежде всего, пользователями: они задают тенденции в вопросах оплаты и мобильных приложений. Но в сфере e-commerce обеих стран при всех культурных и технологических различиях есть общий критерий конкурентоспособности — грамотный выбор партнеров — финансовых, логистических и таможенных посредников.

Кино Квок, 
генеральный директор компании TradeEase

0
Реклама на New Retail. Медиакит