0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Без шума и пыли: как правильно сокращать персонал в кризис

Без шума и пыли: как правильно сокращать персонал в кризис
Экономические потрясения повлияли на потребительское поведение, и первой жертвой низкой покупательной способности населения стал российский ритейл. Многие сети уже не могут обеспечивать обычный уровень заработной платы продавцов. Остается решать - либо сокращать зарплаты, либо избавляться от части персонала.

Первый вариант - малоэффективен, потому что уменьшение дохода приводит к тому, что люди начинают «экономить», то есть работают с меньшей отдачей. В итоге качество обслуживания падает, в торговом зале появляется беспорядок, а покупатели чувствуют себя одиноко и неуютно, потому что продавцы не торопятся оказывать помощь в выборе товара.

Похоже, альтернатива только одна - прекращать трудовые отношения с некоторыми работниками. Любой руководитель, которому приходилось увольнять, знает, что это психологически болезненный процесс. Когда идет массовая оптимизация численности персонала, проблема осложняется еще и тем, что обосновывать увольнения нечем, то есть, директору магазина «не к чему придраться».


С глаз долой из сердца - вон?


Увольнение сотрудника - системное событие, которое затрагивает несколько аспектов работы магазина.

Коллектив

Глупо думать, что коллеги безразлично относятся к уходу товарища. Мантру «бизнес и ничего личного» повторяет не одно поколение руководителей, но все равно, коллектив реагирует на увольнения именно личностно. Никто не хочет оказаться следующим. Уныние и тревога среди сотрудников во время сокращений - не редкость. Плохо то, что страдает работа. Мотивация продавцов снижается, потому что тревожный человек думает не о том, чтобы больше продать, а о том, как успокоиться.

Репутация работодателя

Человека мы увольняем один раз, а репутация сохраняется на годы. Поэтому так важно  уволить грамотно, чтобы бывший сотрудник не кричал на каждом углу и не писал в интернете, что с ним обошлись несправедливо.

Сейчас идет волна сокращений, но потом все равно придется принимать новых людей. Менеджеры розницы знают, какие усилия требуются, чтобы набрать и обучить персонал. Идти торговать в магазин хотят далеко не все, а если торговая сеть пользуется недоброй славой, то тут вообще можно забыть об адекватных исполнительных сотрудниках - приходится брать в штат всех, кто дошел до собеседования.

Как правильно уволить сотрудника в кризис

Репутация магазина

Увольнение затрагивает не только имидж работодателя. Директора магазинов порой забывают, что бывший сотрудник это еще и клиент. Причем не просто клиент, а приверженец, ведь невозможно продавать то, что тебе не нравится. Если при увольнении ему показалось, что его чем-то обидели, то потеря одного такого работника-клиента повлечет потерю сотни новых посетителей. В торговле уход постоянных клиентов имеет серьезные последствия, поскольку они являются своего рода «ходячей рекламой» и привлекают толпы новых покупателей.


Правила безболезненного увольнения


Что же надо делать, чтобы увольняемый сотрудник оставался если не довольным, то хотя бы не держал зла? 


Правило 1. Прозрачность и предсказуемость

Говорят, что ожидание смерти хуже смерти. Люди боятся неопределенности больше негативных событий. Поэтому лучше информировать персонал о планах сокращений заранее. От того, что люди узнают, что увольнения будут, хуже не станет, зато они смогут подготовиться морально. Обязательно заранее сообщайте сотрудникам:
1)    Почему будут увольнения;
2)    Какой процент персонала подлежит сокращению;
3)    Какие категории будут увольнять в первую очередь (кто меньше всех работает в организации, у кого больше всего дисциплинарных нарушений, у кого не востребованы навыки и т.п.)
Ни в коем случае не создавайте атмосферы загадочности вокруг увольнений: это пугает.


Правило 2. Закон есть закон

Чтобы все прошло гладко, нужно соблюдать требования трудового законодательства:
1)    Принимаем заявление;
2)    Знакомим с приказом;
3)    Делаем запись в трудовой книжке, отдаем книжку на руки;
4)    Производим расчет.

Иногда директора магазинов допускают небольшие «вольности»: не выплачивают положенную премию, не отдают трудовую книжку, потому что сотрудник, например, порвал униформу. Как вы думаете, как после такого увольнения сотрудник будет относиться к бывшему работодателю? Если человек уходит, ему нужно отдать все, что должна организация по закону.

Как правильно уволить сотрудника в кризис


Правило 3. Всегда беседовать

    С увольняемыми людьми надо беседовать, это аксиома. Данное правило особенно важно выполнять, когда человек ни в чем не виноват и не заслужил того, чтобы его увольняли. А именно так и происходит в кризис - люди уходят просто потому, что так сложились обстоятельства.  Вот примерный план беседы:
1)  Расскажите сотруднику причины, почему именно он должен уйти;
2) Обязательно скажите, что он много сделал для магазина, припомните пару-тройку реальных достижений и поблагодарите;
3) Расскажите о его сильных сторонах и достоинствах, это поднимет его самооценку;
4) Расспросите о впечатлениях, как ему работалось – что понравилось, а что наоборот, оставило неприятный осадок.
5) Попрощайтесь и еще раз поблагодарите.


Правило 4.  Не увольнять по надуманным поводам

Довольно часто руководители начинают репрессии против персонала, чтобы как бы оправдать процесс увольнений. Они портят нервы себе и подчиненным, изводя их бесчисленными дурацкими заданиями, и придираются к каждому пустяку. Подобный управленческий садомазохизм усложняет ситуацию. Авторитет начальника падает с космической скоростью, а люди только больше нервничают. Поэтому – никаких «охот на ведьм»!


Если он не хочет по-хорошему…


Все о чем мы только что говорили, относится к тем сотрудникам, которые согласились с доводами руководства и написали заявления по собственному желанию. Но что делать с теми, кто ни в какую не хочет уходить с работы сам?  Можно ли их уволить? Конечно, можно. Правда, это более сложные варианты – сокращение штатов, увольнение в связи несоблюдением правил дисциплины и несоответствием квалификации и другое.

Если пришлось пойти по пути конфронтации, то идти надо рука об руку с юристом или грамотным кадровиком. Законодательство и суды стоят на стороне работника, и доказать его вину бывает очень сложно, так что юридические вопросы необходимо  решать с профессионалами.

Как правильно уволить сотрудника в кризис

В любой сложной ситуации нужно прежде всего оставаться человеком. Эта универсальная формула подходит и для случаев, когда приходится принимать непопулярные решения. Относитесь к увольняемым с пониманием и уважением, и имидж магазина не пострадает, клиенты не будут обходить стороной, а когда закончится кризис (а он обязательно закончится), новые кандидаты выстроятся в очередь на собеседование.

Евгений Мамонов

время публикации: 11:23  25 августа 2015 года
0
Теги: персонал, кризис, сокращение персонала

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Маркировка
Маркетинговые иссследования_b2b