0/5

Борьба за лучших: что происходит на рынке труда в ритейле

Борьба за лучших: что происходит на рынке труда в ритейле
время публикации: 09:00  17 июня 2015 года
О сокращениях издержек и оптимизации сегодня не говорит только ленивый, и кадровый вопрос играет здесь одну из ключевых ролей. Мы решили разобраться, как изменился рынок труда в ритейле, и поговорили с экспертами о том, как поменялась система оплаты труда, сократились ли зарплаты и насколько, какое количество сотрудников было уволено и какие специалисты наиболее востребованы сегодня.
Кадровая политика большинства компаний в период кризиса претерпевает ряд изменений. Поскольку в лучшие годы штат компаний почти всегда раздут, сейчас hr-специалисты отмечают сокращение неэффективного персонала и перераспределение функций между другими сотрудниками.

Полина Кухарская, руководитель практики Retail рекрутинговой компании Antal Russia:

Как и в других отраслях, в ритейл-компаниях заметна тенденция к оптимизации штата. Сокращают сотрудников с «задвоенными» задачами. В случае, когда сокращают сотрудника, чьи функции никто не дублирует, его обязанности могут разделить между оставшимися работниками без увеличения заработной платы. Оптимизация штата среди первых затрагивает отделы маркетинга и рекламы, направления по экспансии и девелопменту, а также HR. Кандидаты из индустрии говорят о том, что работодатели стараются экономить и на социальных пакетах, например, сокращают объем ДМС.

Светлана Петрова, руководитель Retail & FMCG практики RichartsMeyer, которая специализируется на поиске и подборе персонала среднего и высшего звена:

Один из стратегических приоритетов – оптимизация штата путем сокращения «дорогого», но неэффективного персонала. В сегменте розницы и FMCG в настоящее время наблюдается такая тенденция, как оптимизация штата путем сокращения сотрудников. Сокращения не такие массовые, как были в 2008 году, но, тем не менее, под угрозой самые неэффективные работники, а также те, чье присутствие никак не сказывается на развитии компании, а их функции могут быть легко распределены между текущими сотрудниками.

Depositphotos_70977005_s.jpg

Дорфман Юрий, Партнер Cornerstone, директор департамента по подбору персонала «Розничные сети»:

По сравнению с другими отраслями, розница чувствует себя вполне уверенно. Естественно, рынок сужается, крупные сети закрывают малоприбыльные точки, мало кто рискует расширяться, все это приводит к тому, что сокращаются подразделения, связанные с развитием бизнеса, бэк-офис. Однако при всем при этом в операционных отделах, поддерживающих бизнес, наблюдается относительная стабильность. Мы становимся участниками усиления действующих команд, при подборе специалистов на замену, за эффективных людей идет, не побоюсь этого слова, борьба.
Специалисты, способные приносить в компанию живые деньги и сами стоят любых денег.
Сокращений в сфере ритейла оказалось меньше, чем многие ожидали. В рамках исследования рынка труда, проведенного Antal Russia в этом году, 57% респондентов из сектора «розничная торговля» ответили, что ожидают сокращений в своих компаниях. Однако по факту сокращения проходят, но не носят массовый характер. 68% участников опроса из индустрии отметили, что их условия занятости за прошедший год не изменились, 9% попали под сокращения, а 2% респондентов перевели на сокращенную рабочую неделю. 

Если говорить о финансовой составляющей, то по результатам исследования, у 11% участников из ритейла уменьшилась зарплата, а у 23% опрошенных были отменены годовые бонусы. «Некоторые работодатели действительно корректируют бонусную схему, другие же уменьшают оклад, и делают премиальную часть более существенной, – отмечает Полина Кухарская. – Сегодня мы часто встречаемся с позициями, окладная часть которых уменьшилась по сравнению с прошлым годом, зато работодатели обещают более щедрые бонусы в случае выполнения поставленных задач».

Подтверждает эти данные и Юрий Дорфман:

Фиксированные оклады остались на уровне 2014 года, при этом за счет урезания бонусов, премий, соцпакетов совокупный доход менеджеров упал примерно на 15-20%. Большинство специалистов с пониманием относятся к новому положению дел, переходы совершаются и без увеличения компенсаций, стабильность сегодня – главный мотиватор.

 «Активно используется бонусная система, - отмечает Светлана Петрова. – Размер бонусов напрямую зависит от четко выполненных KPI. То есть фиксированная часть заработной платы может быть сокращена, но при этом перенесена в бонусную часть. Таким образом, сотрудник имеет возможность совсем не потерять в деньгах, если выполняет обозначенные KPI. Причем такая система вводится не только для сейлзов, но и для персонала, который влияет на продажи косвенно, а также и там, где бонус может зависеть от усилий всей команды».

Эффективные сотрудники, которые приносят прибыль компании, даже в трудные времена находятся в безопасности. Помимо «продажников», ритейл-компании сегодня нуждаются в хороших аналитиках, эффективных менеджерах по продвижению продукта и грамотных финансистах.

«Сейчас востребованы сотрудники, связанные с продажами, финансисты с навыками оптимизации, а также специалисты по оптимизации бизнес-процессов различного уровня. Также компаниям, у которых есть свое производство в России, требуются специалисты по собственным торговым маркам», – считает Полина Кухарская.

Depositphotos_33033091_s.jpg

Естественно, что кадровые вопросы не единственная статья оптимизации: сокращаются расходы на всех уровнях. Всегда есть два выхода из сложной финансовой ситуации: сокращение костов и увеличение прибыли, поэтому чем больше реальной прибыли приносят компании ее сотрудники, тем больше у них оснований смотреть в будущее с оптимизмом.

«Все направлено на выживание, при этом стратегии у всех разные: кто-то сокращает всевозможные издержки, а кто-то, имея подушку безопасности, вкладывается в собственные помещения на падающем рынке, пытаясь в будущем избежать “арендной кабалы” и повысить прибыльность, – делится Юрий Дорфман. – В фэшн-индустрии, к сожалению, не все так спокойно, и все же, вспоминая кризис 2008 года, мы констатируем более позитивную динамику. Никто не паникует, компании готовятся к разным вариантам развития событий, заранее “cтеля солому”, но надеясь на скорое движение рынка».

Светлана Золотар
0
Реклама на New Retail. Медиакит