0/5

Чем занять сотрудников магазина в «мертвый сезон»

Чем занять сотрудников магазина в «мертвый сезон»
время публикации: 12:42  04 февраля 2015 года
Прошел новогодний покупательский ажиотаж, и в торговом зале стало тихо. Консультанты лениво расставляют товары, меняют ценники и вполголоса беседуют друг с другом о своем личном, кризисе и новинках Голливуда.

О работе как-то не думается. После сильного стресса, когда покупатели буквально штурмовали стеллажи и кассу, хочется просто отдохнуть. Руководство это понимает, поэтому сотрудников не трогают, дают им передышку. Но проходит время и «тишь да гладь» показывают свою оборотную негативную сторону…

Опасности «мертвого сезона»


Сезон спада продаж это убыточный период для розницы. Но помимо экономического ущерба он имеет и другие негативные эффекты. Что же плохого происходит во время спада продаж?

Снижается работоспособность


Человек – существо ритмичное. Когда мы встаем в одно и то же время, питаемся более-менее по графику и спим хотя бы 8 часов, то чувствуем себя нормально. Но стоит провести бессонную ночь и вовремя не подкрепиться, то самочувствие станет, мягко говоря, не очень. То же самое с работой. Мы можем эффективно трудиться, только когда в наших действиях есть определенный ритм. Чтобы хорошо делать свое дело, нужно работать без рывков, в среднем темпе, не быстро и не медленно.

Но в ритейле то спад, то подъем. И поэтому продавец в высокий сезон весь «в мыле», а в низкий – не знает чем заняться. Хотя в торговом зале и есть работа, но делать ее неохота. И вот почему. Консультант привык работать во время пика продаж в напряжении, и это напряжение приятно. Когда много работы, спешка, а покупатели вокруг что-то требуют, то в кровь выбрасываются адреналин, инсулин и другие гормоны, которые держат организм в боевом и слегка восторженном состоянии. Это сродни влюбленности, когда словно летаешь на крыльях и держишь мир на ладони.

Чем занять сотрудников магазина в «мертвый сезон»

А в период спада наступает адреналиновая ломка и все кажется унылым. Продавцы начинают работать вполсилы, расслабляются. Они нуждаются в большем контроле, поэтому менеджеры не могут добиться от них нормального выполнения своих обязанностей.

«Хромает» дисциплина


Второй негативный момент означает, что начинаются проблемы с дисциплиной. Любой директор магазина знает, что после сезона продаж подтянутые продавцы вдруг превращаются в расхлябанных лентяев. Метаморфозы заключаются в том, что даже самые дисциплинированные начинают опаздывать, чаще берут больничные, а то и вообще могут прогулять без уважительной причины.


Что делать


Проблему мы обозначили, теперь примем меры. Посмотрим, что можно сделать, чтобы немного взбодрить сотрудников.

Учиться, учиться и еще раз учиться…


…говорил главный революционер В.И. Ленин. И он был абсолютно прав. Только умные и подготовленные люди могли сделать революцию. Персонал магазина тоже должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы победить в конкурентной борьбе. А когда еще это делать, если не в период спада продаж? Клиентов мало, нагрузка небольшая.

Менеджеру магазина стоит написать небольшой учебный план и дать распоряжение сотрудникам выучить темы. Что учить? Все, что пригодится в работе.

Чем занять сотрудников магазина в «мертвый сезон»

Работа на кассе


Многие продавцы гипермаркетов не умеют работать на кассе. Вернее, теорию знают, а быстро обслуживать покупателей не умеют. Чтобы практиковаться, нужен свободный POS-терминал, а они обычно все заняты во время сезона больших продаж. Теперь время есть. Пусть консультанты доводят до автоматизма свои навыки.

Ассортимент


Дайте каждому сотруднику задание. Пусть подготовит небольшой доклад – расскажет о той или иной группе или подгруппе товаров. Сделать это можно на утреннем собрании или когда будет временное «окно», то есть когда клиентов в торговом зале нет совсем.

Стандарты обслуживания


Нелишним будет еще раз напомнить о правилах обслуживания клиентов. Здесь также надо выбрать удобное время и провести несколько тематических занятий. Знания стандартов нужно время от времени освежать. Лучше если занятия проведет сам директор магазина или кто-то из авторитетных сотрудников офиса.

Другие процедуры и регламенты


В магазине всегда есть чему поучиться. Правила возврата товара, работа с браком, правила выкладки. Все это можно не спеша и вдумчиво изучать в тихий сезон.

Чем занять сотрудников магазина в «мертвый сезон»


Кто есть кто?


Менеджеру магазина нужно хорошо знать своих сотрудников, чтобы понять, на что способен каждый. А для этого нужно разговаривать с подчиненными, интересоваться их личной жизнью, тем как они проводят время вне работы, с кем дружат в коллективе. Во время спада продаж есть прекрасная возможность познакомиться с людьми. Не надо приглашать каждого в кабинет для душевных бесед. Лучшая «приправа» для откровенного разговора – спонтанность. Беседуйте с сотрудниками во время утреннего обхода торгового зала, искренне интересуйтесь их жизнью, ценностями, учебой, тем, какую музыку они слушают, в кого влюбляются. Возможно, вы обнаружите, какие умные и интересные люди работают в вашем коллективе.

Хорошо зная внутренний мир подчинённых, можно прогнозировать их поведение. Вы наверняка увидите, что часть коллектива - люди порядочные и добросовестные, а есть те, кто не упустит случая улучшить свое материальное положение за счет других. Первым можно поручать ответственную работу, а вот за вторыми нужно приглядывать.

Чем занять сотрудников магазина в «мертвый сезон»


Проверка профессиональных качеств


Если, несмотря на принятые меры, сотрудники остаются вялыми, то нужно внести в их жизнь немного адреналина. А что щекочет нервы как хороший мистический триллер? Конечно, экзамены! Аттестацию персонала лучше всего проводить тогда, когда в торговом зале мало покупателей. Продавцы могут не спеша подготовиться не в ущерб выполнению плана. Обычно аттестацию проводит головной офис, но если такой процедуры пока нет, руководству магазина стоит разработать ее самостоятельно. Составьте список вопросов для подготовки, раздайте продавцам. Назначьте дату и время проверки квалификации, составьте из вопросов билеты. В общем, проведите обычный экзамен. Острые ощущения гарантированы всем. Заряда бодрости хватит надолго. Чтобы процедура не вышла скомканной, обратите внимание сотрудников на пробелы, подскажите, чему можно поучиться еще. Ну и, конечно, не забудьте похвалить самых лучших!


«Мозговой штурм»


Сотрудники головных офисов ломают головы над рекламными компаниями и принципами мерчендайзинга, чтобы увеличить поток посетителей. Все эти дизайнеры, маркетологи и менеджеры по развитию – хорошие специалисты, но продавец иногда чувствует ситуацию намного лучше, ведь он находится в постоянном контакте с покупателями.

Директорам магазинов и сотрудникам офиса стоит время от времени беседовать с консультантами, озвучивая ту или иную проблему. Продавцы торговых точек могут, например, предложить новый слоган для рекламной кампании или придумать идею дизайна дисконтной карты. Работникам будет приятно от того, что их мнением интересуются, они взбодрятся и почувствуют себя намного лучше. А это и нужно, чтобы привести себя в рабочее состояние и стряхнуть сонную расслабленность.

Чем занять сотрудников магазина в «мертвый сезон»

Евгений Мамонов, консультант
0
Реклама на New Retail. Медиакит