РИТЕЙЛ 3.0! Ключевые характеристики новой эпохи в мировом розничном бизнесе

время публикации: 10:00 19 июля 2016 года
Нет, это не счет в матче сети против покупателей. Один из ключевых спикеров Бизнес-саммита Retail Business Russia & EAEU 2016, Доктор Алан Тредгольд – о ключевых характеристиках нового этапа в мировом розничном бизнесе.
Мировая розничная индустрия переживает этап небывалых по масштабу, скорости и своим последствиям изменений. Всего лишь за последнее десятилетие совершенно новые розничные компании заняли лидирующие позиции в мировом рейтинге и обрели решающее влияние – посмотрите на Amazon или Alibaba. В то же время другие ритейлеры, зачастую с вековой историей, ушли из бизнеса, закрыли магазины на улицах и в торговых центрах.
По словам одного из наиболее уважаемых в мире управляющих в сфере ритейла сэра Чарли Мэйфилда, председателя совета директоров John Lewis Partnership (сеть универсальных и продовольственных магазинов):
Это абсолютно новая бизнес модель. Необходимо продолжать вести бизнес, одновременно меняя его, чтобы предвосхищать желания потребителей и обслуживать их так, как они еще только захотят этого в будущем.
Мир перешел в фазу «Ритейл 3.0» Ритейл 1.0 – был эрой стационарных магазинов и в малой степени опирался на динамичные ниши. Ритейл 2.0 – это фаза роста торговых центров и глобализации розничного бизнеса. Ритейл 3.0 – время контроля покупателя над ритейлом во все более уходящим в онлайн мире.
Нет сомнений в том, что в основе трансформации ритейла лежат технологии. Их влияние нельзя не заметить в том, как покупатели хотят покупать и быть вовлеченными в этот процесс. В том, какие возможности появляются у ритейлеров для управления бизнесом и в том, какими способами они взаимодействуют с потребителями.
Технологические изменения заставляют ритейлеров задаваться вопросами, ставящими под сомнение саму суть розничной торговли. Теперь, физические магазины не являются обязательным условием эффективности бизнеса – Amazon и все остальные онлайн-ритейлеры с успехом доказали это. Также покупатели больше не ограничены географическими барьерами в выборе розничного продавца. Сегодня абсолютно возможно жить, скажем, в Лондоне и совершать покупки в Париже, Милане, Нью-Йорке, Шанхае и т.д.
СEO ритейл-компаний часто говорят о том, что изменения, которые они пережили за последние несколько лет – самые кардинальные за всю их карьеру. Это правда. Как, правда и то, что мы еще в самом начале трансформации ритейла. Повторюсь, технологии – двигатель развития. Например, 3D печать дает реальную возможность потребителям купить компьютерный код и затем «напечатать» товар дома. Целые машины и дома печатают на 3D принтерах, так что это очень недалекое будущее.

Более того, сегодня вполне разумно задаться вопросом, захотят ли вообще покупатели приобретать товары такого же типа, как и раньше. Во многих развитых экономиках, в том числе в Великобритании, рост расходов на услуги и развлечения сильно превышает рост расходов на товары. По мере того как покупатели выделяют меньше средств на покупку вещей, они все больше тратят на впечатления – путешествия, рестораны, время с друзьями. Автомобили – яркий тому пример. Сейчас хорошо прослеживается тенденция в развитых странах среди поколения Y не покупать машину, как это делали родители, а арендовать ее по необходимости.
В дополнение к коренным структурным изменениям, последние несколько лет индустрия переживала циклические экономические кризисы. В частности, мировой финансовый кризис конца 2000-х оказал и продолжает оказывать влияние на потребительские расходы и потребительские ценности. Потребительские ценности обрели еще больший вес при покупке, как и максимально низкие цены и привлекательное промо. Ритейлерам, не способным удовлетворить все растущие ожидания покупателей, приходится покидать рынок.
Разумеется, розничная торговля в России не меньше других пострадала от циклических затруднений и находится под влиянием долгосрочных структурных перемен! Российские покупатели более активны в Интернете, чем когда-либо. Использование Интернета и проникновение мобильных гаджетов в жизнь россиян достигают, по крайней мере, таких же масштабов, как и в других развитых европейских странах. И, что важно (!) эти два параметра намного выше, чем в Индии и Китае, которые как ключевые развивающиеся рынки находятся в центре внимания. И, конечно, российские ритейлеры сильно пострадали от резкого снижения потребительского доверия и продаж. Хотя, сегодня есть признаки, указывающие на скорое улучшение ситуации.
Итак, в повестку для CEO и всех тех, кому необходимо управлять бизнесом в ритейле и успешно развивать свои компании во времена перемен и нестабильности, входит действительно много вопросов. И, хотя награда за успех высока, риски поражения еще выше.
Вот вопросы, имеющие решающее значение для руководителей сегодня:
- Какими возможностями должна обладать компания, чтобы иметь хорошие шансы на успех в новой реальности?
- Как должны измениться магазины, чтобы сохранить интерес покупателей, многим из которых больше не нужно ходить в стационарные магазины, чтобы совершать покупки?
- Каковы приоритеты для инвестиций в мире, где, по сути, нет пределов затрат, особенно на технологии?
- Как можно оптимизировать расходы бизнеса, чтобы одновременно достичь две цели: ценность для покупателя и прибыль для компании?
- Как развить бренд компании и построить взаимоотношения с клиентами в мире сильно фрагментированных медиа и почти бесконечных возможностей коммуникаций?
Особое значение для первого лица компании также играют качества, которые необходимы самим лидерам сейчас.
В первую очередь необходимо хорошо отдавать себе отчет: что такое хорошо оправданный риск; как много перемен необходимо и как быстро нужно их проводить; как эффективно расставлять приоритеты и вести планирование в мире, где все кажется важным, неотложным, срочным и, что самое главное, неопределенным.
К счастью, в мире есть много примеров того, как ритейлеры, специализирующиеся в разных отраслях, успешно преодолевают вызовы времени и развивают – и даже изменяют – свой бизнес так, что он находит отклик в душе потребителя, – такие компании приносят инвесторам стабильный доход, и они хорошо подготовлены к будущему. Учиться на своих ошибках – один из способов развития бизнеса, но лучше, конечно, учиться на успешных стратегиях конкурентов. Вот лишь некоторые из необычайно творческих, впечатляющих и успешно функционирующих компаний, опыт которых имеет смысл перенять:
- John Lewis Partnership – сеть универсальных и продуктовых магазинов в Великобритании, которая за последние 10 лет превратилась в чрезвычайно эффективную и интегрированную омниканальную ритейл компанию, совмещающую магазины c широким комплексом услуг с быстрорастущим онлайном.
- Shoes of Prey в Австралии, которая меняет ритейл обуви, эффективно используя технологии, позволяющие покупателям создать дизайн своей обуви по доступным ценам.
- Shop Direct в Великобритании, которая, уйдя фактически от банкротства, трансформировала группу брендов, продающих товары через каталоги и традиционные магазины, в модный, привлекательный и прибыльный онлайн бизнес.
- Walgreens, занимающаяся ритейлом продуктов для здоровья в США, – яркий пример того, как эффективно использовать данные о покупателях, чтобы создавать персональные предложения.
- Westfield как девелопер и управляющая компания, которая доказывает эффективность качественного отбора магазинов, представленных в крупных торговых центрах.
Эти направления и живые примеры Доктор Алан Тредгольд детально рассмотрит на ключевом выступлении саммита BBCG Retail Business Russia & EAEU 2016, который состоится в Москве 22-23 сентября.

Алан Тредгольд – ученый и эксперт с мировым именем, сотрудничающий с широким кругом международных ритейлеров и производителей потребительских товаров. Он также является членом Совета Оксфордского института розничного менеджмента при Оксфордском Университете. В июле у Доктора Тредгольда мировая премьера его новой книги: «Navigating the New Retail Landscape: A Guide for Business Leaders», уже получившей хорошие отклики в бизнес кругах. Его труд – это практическое руководство, раскрывающее природу изменений в розничной торговле во всем мире и возможности для эффективного управления компанией в новых условиях. Книга Алана также содержит множество примеров ведения бизнеса ритейлерами, которые успешно преодолели стоящие перед ними преграды и осознали, какие новые возможности для роста раскрываются перед ними.

0
Последние новости
Самое популярное
-
Подготовка к обязательной маркировке игрушек: что должен знать импортер
-
От MVP до миллионной аудитории: кейс развития приложения для ритейлера сферы раз...
-
Как учитывать «черных лебедей» при прогнозировании спроса
-
EcomWeekend Club: что дает самое активное сообщество российского екома и как ста...
-
Soft skills, без которых не обойтись в 2025 году: ключевые навыки в эпоху неопре...