Только начав планировать отшив собственной коллекции детской одежды, Ольга Блиндяева долго и вдумчиво изучала рынок, анализируя, кто и где сможет обеспечить приемлемое качество и надежность. Итогом раздумий стало сотрудничество с подмосковным производителем. Производство первой партии стало настоящим «хождением по мукам», но хождением полезным…
Когда я только планировала запуск собственной линии одежды для детей, понимала, что могу придумать отличную идею, вложить много денег в PR и маркетинг, но если мои изделия будут плохо сшиты – ничто не поможет убедить покупателей (а это мамы, крайне требовательная категория потребителей) выбрать их. Поэтому я с большим вниманием изучала рынок, анализировала, кто и где сможет обеспечить мне высокое качество пошива за относительно невысокую стоимость – при том, что изначально я планировала отшить совсем небольшую партию детской одежды. И, как ни странно, оптимальным решением для меня стала работа с производством в Подмосковье.
Я знаю, что многие выбирают Китай и юго-восточные страны (Вьетнам, Бангладеш, Индию), но для меня это было неприемлемо – я должна была контролировать процесс и сроки исполнения лично, хотела иметь возможность в любой момент приезжать на фабрику и согласовывать сигнальные образцы, видеть на какой стадии процесс – без потери времени на перелеты и логистику. Принимать всю партию я тоже хотела лично, чтобы сразу на производстве иметь возможность выявить все недостатки и оставить непринятые изделия для переделки или вообще отправить их в брак.
И, на мой взгляд, пошив в России – идеальный вариант пошива на давальческом сырье. При выборе заграничного производства, основные сложности, с которыми придется столкнуться – это контроль процесса, сроки выполнения, поиск партнёров и логистика.
Чтобы найти надёжных партнёров и не ходить долго по «потемкинским деревням» под руку с посредником, мне кажется необходимо туда ехать лично и оставаться на какое-то время жить, мониторить рынок и ситуацию самостоятельно. А потом уже перекладывать производство и контроль процесса на доверенное лицо.
Танцы с бубнами на производстве
К слову о «потемкинских деревнях» – по ним придется поплутать и в России. Особенно, если вы пришли в создание детской одежды из другой сферы бизнеса. Опытный технолог/заведующий производством раскусит сразу в вас новичка, и, скорее всего, попытается запутать в расчетах расхода ткани, ниток и другой фурнитуры.
Здесь сразу вспоминается анекдот про старого еврея – портного, который при приёме заказа говорит: «Когда портной берет заказ, то сначала кроит платье себе, а потом думает, как из оставшегося материала выполнить платье тебе». Мой совет – нанять независимого технолога и надеяться на него, да, это дополнительные расходы, но они компенсируются той суммой, которую у вас не «съест» стороннее производство.
Вторая проблема связана с размером партии товара – не все производства в России готовы браться за небольшие заказы. Казалось бы – всем нужна загрузка, заказы, деньги. Но нет. При заказе первой партии обязательно нужно быть готовым к «танцам с бубном» и практически уговаривать производство взяться за вашу работу – рисуя перспективу дальнейшего сотрудничества, увеличения объемов. А потом, конечно же, придется побороться за сроки – вашу партию, скорее всего, будут бесконечно двигать, чтобы выполнить более выгодный и срочный заказ.
Цена вопроса
Не все производственные площадки имеют изначально открытый прайс. Цена формируется в зависимости от сложности обработки изделия, высчитывается, исходя из расхода швеей времени на пошив вашего продукта + накладные расходы + доход предприятия и т.д. по формуле ценообразования.
Цены на пошив коллекции скачут достаточно сильно, иногда на соседних производствах различаются в два раза. Например, предложение по пошиву штанишек я получила по стоимости от 70 до 150 рублей за единицу, толстовки с капюшоном на молнии мне были готовы отшить за 120-250 рублей.
Практически на всех наших изделиях есть аппликация или вышивка. Стоимость аппликации так же очень сильно разнится и зависит от наличия оборудования на производстве. Если производство закупило дорогостоящий лазер для резки ткани, то для вас стоимость производства аппликации уменьшается в разы.
Что касается финансовых отношений с производителем, то, как правило, изначально требуется предоплата, размер которой составляет 10-30%. Но, когда ваше сотрудничество уже имеет историю, можно договориться о 100% постоплате.
Как же найти и выбрать производственную площадку, которой можно доверить все самое дорогое (ткани, лекала и идеи)? Я пошла простым путем – искать в интернете и запрашивать рекомендации у знакомых из отрасли.
В Москве и Подмосковье существует огромное количество производств и меня до сих пор поражает, что владельцы большинства из них совсем не озадачиваются созданием сайтов и интернет-продвижением своего предложения. Могут сидеть без работы, но не готовы задуматься о создании банального лендинга. В лучшем случае, у производства окажется сайт-визитка с функцией заказа обратного звонка, но даже если вы оставите свои контакты, вам никто никогда не перезвонит. Я несколько раз проверяла :)
В итоге определиться с выбором площадки мне помогли рекомендации знакомых. Это оказалось большое производство, специализирующееся на пошиве текстиля.
Площадка соответствовала всем требованиям – в наличии необходимый «парк» оборудования для пошива трикотажа, включающий вышивальные машины – самый удачный вариант из возможных. Территориально они расположились в одной из промзон в САО Москвы, что конечно, невероятно удобно – доступность в любой момент.
Производство, на которое я обратилась, оказалось достаточно большим, с неплохими производственными возможностями, однако, оговоренные в самом начале сроки выполнения заказа, постоянно сдвигались. Объяснение было до нелепости простым – швеи ушли в отпуск. Очень хорошо, что на тот момент, у меня еще не было интернет-магазина и, в принципе, задержка для меня не обернулась карточками товаров со статусом «нет в наличии», но понервничать все равно пришлось.
Минимизируем риски – практические уроки
Чтобы минимизировать риски по невыполнению сроков, обязательно заключайте договор с производством с указанием конкретных сроков, занимайте жесткую позицию и сразу же, при нарушении договора, выходите на владельца бизнеса.
Лайф-хак – если нужно надавить, а отношения при первом же сотрудничестве портить не хочется, наймите на аутстаф менеджера для выполнения конкретной задачи – соблюдение сроков производства.
А затем играйте в «хорошего/плохого полицейского» – на производстве объясните, что у менеджера зарплатный KPI – выполнение сроков сдачи первой партии. Убьете несколько зайцев: сохраните нервы, останетесь в хороших отношениях с производством, получите партию вовремя.
После того, как коллекция была отгружена и проверена, количество брака обнаружилось больше, чем закладывалось. В идеальных условиях, брака допускается не более 5%. У меня же по одной из позиций потери составили около 30%. Свои ошибки на производстве, конечно же, признали и даже взялись их переделывать, но, оплата была уже произведена, усилий никто больше прилагать не хотел, и бОльшую часть изделий я получила обратно в том же виде. Чтобы совсем не отказываться от некоторых позиций и вернуть хотя бы себестоимость, пришлось продать их с большой скидкой.
Эта ситуация стала для меня важным уроком – всегда проводить приемку производить до оплаты и по возможности сразу на месте. Тогда удастся избежать лишних временных и денежных затрат.
Как бы то ни было, для пошива второй партии я обратилась на эту же производственную площадку. Просто потому, что здесь уже было понимание того, что от них можно ожидать, а где можно и помощь получить – это, конечно, тоже присутствует и нужно отдать должное сотрудникам производства, которые вовлекаются в процесс и, если видят упущение или недоработку, могут предложить варианты решения проблем и часто это очень интересные решения.
Свой цех
Еще один вариант, который я просчитывала, это не искать производство, а открыть его под собственные цели и задачи. Свой производственный цех это несколько затратных статей:
аренда помещения (включая свет, воду)
стоимость и амортизация оборудования
оплата работы швей
По моим подсчетам, первоначальные затраты на оборудование производственного цеха детской одежды из трикотажа на 3-4 рабочих места, составят от 600 000 рублей.
Важное условие открытие собственного цеха – уверенность в том, что производство будет постоянно загружено работой, не окажется в ситуации простоя. В моем случае, открытие цеха – это следующий шаг, и тогда я буду уверенной, что все швеи разом не уйдут в отпуск накануне сдачи коллекции, что количество брака не будет превышено в 6 раз, что мой трикотаж не будет испорчен, а лучшие решения подскажет мне мой штатный технолог.
Ольга Блиндяева,
директор и создатель бренда детской одежды «БибигониЯ» и одноименного мультфильма.
Об авторе: Ольга Блиндяева родилась 17 февраля 1979 г. Получила высшее юридическое образование. После окончания университета, занималась логистикой в клиентском отделе небольшой компании, затем стала руководителем всего отдела.
С 2007 по 2011 гг. работала в «Вимм-Билль-Данн Напитки», в составе команды отдела маркетинга занималась развитием компании сначала на региональном, а затем на федеральном уровне. С 2011 года Ольга в маркетинге, а затем в отделе маркетинговых закупок компании «Мобильные телесистемы» («МТС»). С 2015 года, параллельно с работой в «МТС», развивает собственный бренд детской одежды «БибигониЯ». Сейчас «БибигониЯ» работает в формате интернет-магазина, на осень 2017 год намечено открытие нескольких корнеров в Москве и запуск франшизы.