0/5
Всегда ли «прикасса» продаёт? Три взгляда на прикассовую зону

Всегда ли «прикасса» продаёт? Три взгляда на прикассовую зону

Всегда ли «прикасса» продаёт? Три взгляда на прикассовую зону
Прикассовая зона традиционно считается ритейлерами сказочным местом, – милые мелочи способны магическим образом «надуть» и самый скромный товарный чек. Особенно, если в дело вступает знающая детская рука. Однако порой прикасса не продает, а в будущем эта зона может и вовсе исчезнуть с карты торговых помещений. Почему?
Всегда ли «прикасса» продаёт? Три взгляда на прикассовую зону

На фото: Алла Викторова

15 февраля в Москве состоялся десятый по счету бизнес-завтрак серии Trade Marketing Tools. Спикеры из Perfetti van Melle, GfK Rus и ECR вместе с маркетологами FMCG-компаний и ритейла обсудили тенденции и ожидания развития прикассовый зоны в свете устойчивого тренда прошлого года на  продажи по промо, неоспоримого лидерства дискаунтеров в ритейле и глобального вектора на самообслуживание.

Всегда ли «прикасса» продаёт? Три взгляда на прикассовую зону
 
Прикассовая зона многим производителям и ритейлерам кажется поистине сказочным местом. Кажется, что продать здесь можно практически все, что угодно. Покупатели, скучающие в очередях, готовы приобрести даже то, что им, казалось бы, не нужно. А особенно если они в процессе шопинга захотели есть, пить или.. взяли с собой детей. Жевательные резинки, шоколадные яйца и батончики к их услугам. Однако, как показывает практика, не все так просто. 

Порой «прикасса» не продает. А в будущем понятие прикассовой зоны может и вовсе исчезнуть. Почему? Попробуем разобраться.


Взгляд производителя

Производители считают прикассовую зону настоящей золотой жилой и готовы платить за попадание туда огромные деньги. Однако здесь есть свои «но». 

В действительности, даже в «волшебной» прикассовой зоне есть выгодные и невыгодные места. Так называемые «слепые зоны». Плюс к этому вряд ли мы встречали ситуацию, когда в магазине работают абсолютно все кассы. «Помимо того что есть слепые зоны, в магазине все время имеется какое-то количество неработающих касс. Да, товар лежит, но выкладка не работает, потому что покупатели просто проходят мимо нее к работающим кассам. Это мертвая зона», – отмечает Любовь Пащина, менеджер по торговому маркетингу канала современной торговли Perfetti van Melle.

Еще один важный момент, требующий внимания тех, кто попал в «прикассу», – контроль наличия товара. Проходимость и спрос высоки, а вот затраты на мерчендайзинг большинство производителей предпочитают оптимизировать. Так что в итоге возникает ситуация, что выгодное место пустует. Хотя, как показывает практика, в супермаркетах покупатели любят складывать в пустующие прикассовые стеллажи «отказные» товары.








Взгляд ритейлера

Каждый производитель товаров импульсного спроса хотел бы иметь неограниченное пространство в прикассовой зоне, чтобы проводить промо, запускать новинки и т.п. Однако «золотая зона» строго ограничена. И это оправданно. Ритейлеры, стремящиеся выжать из пространства у касс максимум, заставляют своих покупателей буквально протискиваться на выход. К тому же чрезмерное богатство выбора тормозит потребителей и создает очереди. Все это вряд ли оставит у посетителей приятное воспоминание о торговой точке. Так что, помимо генерации дополнительных продаж, прикассовая зона имеет большое значение для формирования отношения потребителя к магазину. 

Все мы помним, что лучше всего человек запоминает первое и последнее из увиденного. Именно поэтому ведущие западные ритейлеры активно практикуют использование прикассовых зон для отстройки от конкурентов, создания уникального образа и имиджа торговой сети. Интерактивные дисплеи, оригинальное торговое оборудование, розыгрыши и промо – все идет в ход, чтобы произвести впечатление на покупателя, который уже собрался уходить.

Всегда ли «прикасса» продаёт? Три взгляда на прикассовую зону


Взгляд в будущее

Прикасса постепенно меняется. Так, например, аналитики компании GfK отмечают проникновение в прикассовую зону товаров до сих пор для нее нетипичных, вроде влажных салфеток и бумажных платочков. А кассиры порой выступают в роли продавцов-консультантов.
 
«Однажды прикассовая зона сработала и на меня. Кассир в «Пятерочке» предложила мне купить со скидкой электрическую зубную щетку, – рассказывает Анастасия Джафарова, директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели GfK Rus, – И я купила, потому что товар был мне нужен, а цена оказалась привлекательной».

Что касается долгосрочных трендов, то эксперты выделяют три основных направления:

  • Тренд на здоровый образ жизни, который активно распространяется в мире уже не первый год, вполне может в ближайшем будущем привести к тому, что из прикассовой зоны исчезнет шоколад и мармелад.

  • Уже сейчас мобильные телефоны есть у каждого и, находясь в вынужденном ожидании, люди все чаще обращаются к своим гаджетам. А значит ритейлерам и производителям становится все труднее привлекать их внимание с помощью своей выкладки.

  • В ритейл-сетях по всему миру появляется все больше касс самообслуживания, а также возможностей сканировать и оплачивать покупки с помощью мобильного телефона или портативного сканера. И Amazon GO здесь просто один из вариантов общего тренда. Так что вполне может случиться, что в ближайшие десять лет кассы, очереди и прикассовые зоны с их заоблачными продажами могут просто уйти в прошлое.

Чьи прогнозы воплотятся в жизнь? Об этом мы с вами узнаем совсем скоро.

Алла Викторова
время публикации: 10:00  28 февраля 2018 года
0
Теги: бизнес


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит