О каких изменениях на рынке говорит рейтинг Топ-100 онлайн-продавцов и почему уход иностранных компаний почти на нем не отразится
время публикации: 10:00 25 мая 2022 года
Обычно в традиционном рейтинге Data Insight «Топ-100 интернет-магазинов» аудитория обращает особое внимание на первую десятку компаний. Безусловно, интересно, как меняется список лидирующих игроков. Однако не менее интересно проанализировать всю сотню, – такой анализ дает более глубокое представление о трендах, которые определяют развитие отечественного екоммерса.
Ольга Сатановская, генеральный директор PIM Solutions, проанализировала весь Топ-100, и делится с аудиторией New Retail своими выводами. Недавно агентство Data Insight представило традиционный рейтинг «Топ-100 интернет-магазинов» за 2021 год и дополнило его полным отчетом. Обычно все обращают внимание только на первую десятку рейтинга, оставляя без внимания его остальную часть.
А между тем детальная аналитика позволяет понять, в какую сторону движется рынок e-commerce, а также приводит нас к неожиданному выводу – уход многих иностранных игроков на нем почти не отразится. Подробности в статье.
Лидирующие отрасли
В 2020 году больше всего в топ-100 были представлены категории «Электроника и техника» (19), «Аптечные товары» (13), «Универсальные магазины» и FMCG (по 12). В 2021 году самыми популярными категориями стали «Электроника и техника» (17), FMCG (17), «Товары для дома и ремонта» (12).
Больше всего в рейтинге прибавилось магазинов из категории FMCG – сразу 5 новых продавцов, причем почти все – в верхней половине. Это delivery-club.ru (32), perekrestok.ru (40), eda.yandex.ru (42), lenta.com (44), online.globus.ru (81). Как мы видим, все эти игроки занимаются доставкой продуктов питания, которая переживала бурное развитие. В рейтинг включили Яндекс.Еду и Delivery Club, а крупные офлайн-ритейлеры активно наверстывали отставание в онлайне. Сейчас практически все они уже вышли в офлайн, а появления крупных стартапов не ожидается. Ждем «Магнит» со своей доставкой в топ-100 этого года.
Сразу у трех категорий убавилось по два участника рейтинга, это «Электроника и техника», «Здоровье», «Универсальные магазины». Среди компаний, покинувших рейтинг в 2021 году, большая часть – это аптеки (5) и магазины электроники (4). В сегменте универсальных маркетплейсов и магазинов электроники идет активное укрупнение рынка: лидеры вытесняют более мелких игроков. А в категории аптек постоянно происходят различные пертурбации. Если с условным топ-3 все более-менее устаканилось, то дальше участники постоянно меняются, активно вытесняя друг друга.
Движения внутри рейтинга
Если в топ-20 больших изменений не наблюдается, в основном компании сдвинулись на 1-2 позиции, то в остальной части рейтинга места меняются гораздо интенсивнее. Всего в 2021 году 46 магазинов поменяли свои позиции на 5 и более мест. Интересно, что нет такой отрасли, в которой все магазины поднялись в рейтинге, хотя, например, в прошлом году это были товары для детей.
Итак, с точки зрения движения по позициям лучше всего себя показали:
● FMCG – суммарно +69 позиций: 7 магазинов поднялись, 5 опустились. И это не считая новичков!
● Красота – суммарно +14 позиций: 1 поднялся, 1 опустился, 1 остался на месте. Главная причина успеха – взлет «Золотого яблока» на 20 позиций
● Подарки и развлечения – суммарно +12 позиций: 2 магазина поднялись, 1 опустился
Наибольшее падение показали следующие категории:
● Электроника и техника -68 позиций: 5 магазинов поднялись, 9 опустились, 1 остался на месте, 4 выбыли
● Товары для дома и ремонта -46 позиций: 3 магазина поднялись, 7 опустились
● Товары для детей -20 позиций: 1 магазин поднялся, 1 опустился, 1 остался на месте
Наибольший рост продемонстрировал emex.ru +29 позиций. Самое большое падение показал магазин dochkisinochki.ru – сразу -41 позиция.
(Временно) не работают в России
В течение последних месяцев российский рынок покинули десятки иностранных компаний. Интересно, как их уход может отразиться на рейтинге этого года. Давайте посмотрим.
На данный момент из 100 ведущих онлайн-продавцов в России временно или безвременно не работают всего лишь 5 компаний. Это IKEA, H&M, adidas, Apple, Zara.
Из этого можно сделать пару выводов. Во-первых, иностранные компании, при всей своей представленности в России, явно проседали в онлайн-продажах либо отдавали их на аутсорс сервисным компаниям. Во-вторых, их уход мало повлияет на рейтинг топ-100 этого года и не особо сильно изменит российский e-commerce.
Конечно, их продукцию продавали многие магазины и сервисы, но так или иначе она будет замещена другими марками или будет доставляться по схеме параллельного импорта.
Читайте также: Как игроки e-commerce адаптируют доставку к новым рыночным условиям
Выводы
Итак, какие можно сделать выводы из состава топ-100 интернет продавцов?
● 2020 год был годом аптек, а 2021 год стал годом FMCG, а именно доставки продуктов питания. Во многом это произошло благодаря тому, что крупные розничные сети наконец смогли наладить онлайн-продажи.
● В отраслях, где онлайн-торговля ведется давно и успешно, происходит укрупнение рынка, успешных продавцов становится все меньше.
● Ушедшие с российского рынка компании были слабо представлены в топ-100 интернет-продавцов.
● В этом году успешнее других станут те продавцы, которые найдут, чем заменить продукцию ушедших компаний или придумают самую дешевую схему параллельного импорта.
Так что рейтинг 2022 года будет как никогда интересным. А с 2021 годом можно, наконец, попрощаться.
Ольга Сатановская,
генеральный директор PIM Solutions.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Управление маркетинг-миксом в едином цифровом пространстве – кейс сети «ВинЛаб»
- Искусственный интеллект: возможности и риски для маркетинга и бизнеса
- Цель – защитить селлеров от маркетплейсов: разбираем детали законопроекта, регул...
- 5 технологических (и не только) трендов, которые ускорят рост развития eComm в Р...
- Как меняется сегмент перевозок для маркетплейсов?