0/5

Почему Китай – лидер в социальной и мобильной коммерции

Почему Китай – лидер в социальной и мобильной коммерции
время публикации: 13:00  17 сентября 2014 года
В прошлом многие инновации возникали на Западе, распространяясь затем на весь мир. И вот эта ситуация на грани переворота. Мы ожидаем появления очередных инноваций в социальной и мобильной коммерции из Китая. И эти нововведения должны перекроить картину мирового бизнеса.
Социальная коммерция – относительно новый термин, многие с ним пока не знакомы. Кто-то считает, что это имеет отношение к раздражающим рекламным объявлениям в Facebook. Если верить Википедии, то социальная коммерция – это использование социальных сетей при проведении электронных сделок. 

В Китае социальная коммерция зажила собственной жизнью и превратилась в основу электронной коммерции. В то время как в Facebook распространяется вирусное «испытание ведром ледяной воды» (Ice Bucket Challenge), китайские покупатели используют соцсети гораздо более рационально. 


Вместо того, чтобы постить видеоролики и картинки, они применяют социальные сети при решении проблем из реальной жизни – чтобы поискать совета от друзей и лидеров мнений, а также решить дилемму: покупать данный товар или нет. 

Tmall логотип

Например, находящийся в собственности компании Alibaba китайский аналог Amazon Tmall (Taobao Mall) включает в себя социальную сеть как средство составления обзоров и рекомендаций силами покупателей. Покупатели могут оценивать точность описаний товаров, скорость доставки и степень своей удовлетворенности обслуживанием клиентов. Любой заинтересованный в приобретении товара может сначала взглянуть на эти показатели. Компания Tmall продвигает товары с более высокими оценками, давая им большее время демонстрации. Это создало «колесо фортуны», поощряющее товары и сервисы лучшего качества, причём центром его вращения являются покупатели. 

По мнению Винсента Дигонне (Vincent Digonnet), председателя совета директоров маркетингового агентства Razorfish, в области социального маркетинга Китай уже на десяток лет опережает западные страны. В интервью изданию Thoughtful China Винсент Дигонне указал три причины этого явления. 

Во-первых, множество активных пользователей социальных сетей в значительной степени пересекается с множеством обладающих покупательной способностью потребителей. На Западе большинство активных пользователей сети Facebook в недавнем прошлом окончили колледжи, их доход невелик. Те, у кого денег много, а также люди постарше, примерно от 50 лет, пользуются соцсетями нечасто. 

В Китае родившиеся в конце 80-х имеют лучшее образование и работу, зарабатывая больше тех, кто постарше. Эта «поросль» активна в социальных сетях и в то же время они составляют основную массу китайских потребителей. 
Во-вторых, китайцы – страстные создатели контента в социальных сетях. Винсент Дигонне подсчитал, что на Западе из сотни человек лишь один делает оригинальный контент, 9 ретвитят, комментируют и отбирают контент, а остальные 90 выступают в качестве наблюдателей.

В Китае же 30 человек из 100 генерируют оригинальный контент, 50 его отбирают и лишь 20 – пассивные наблюдатели. Около 70% онлайн пользователей в Китае ежемесячно постят онлайн рейтинги и обзоры. Сравните: в США то же самое делают менее 20%. 

В-третьих, жители Запада используют соцсети, чтобы быть на уровне своих друзей. Они постят фото своих детей и предметов своих смутных мечтаний. В Китае завсегдатаи социальных медиа выросли в семьях, где всего по одному ребёнку. Они взрослели в большей изоляции и теперь стремятся к реальному общению со своими сверстниками. Когда речь заходит о потреблении, они делятся своим мнением о том, какие товары покупать, где совершать покупки, соответствуют ли товары своему предназначению и как ими пользоваться. Соцсети стали скорее практичным и полезным инструментом, чем виртуальной площадкой, где можно покрасоваться перед приятелями. 

Селфи

Сегодня мы наблюдаем множество захватывающих инноваций в сфере социальной коммерции Китая. Мобильная доска объявлений WeChat объединяет более полумиллиарда пользователей и превратилась в нечто большее, чем инструмент социальной сети. Пользователи WeChat могут вызвать такси или забронировать гостиницу, не прекращая чатиться с друзьями. В сервисе используются цифровые средства идентификации (на основе QR-кодов), внутренняя голосовая связь, функция «встряски» (встряхивая свой телефон, вы найдете поблизости людей, также встряхивающих телефон). На Западе ничего подобного не существует. В начале этого года более 5 млн человек в течение двух дней привязали свои банковские счета к системе WeChat. У неё есть потенциал превратиться в мобильную и социальную коммерческую платформу, интегрированную с электронным кошельком, сервисами на основе геолокации и множеством иных функций.

На презентации WeChat

Китай лидирует и в инновациях для мобильной коммерции. Страна уже может похвастаться 700 млн активных пользователей смартфонов. Манера шоппинга в Китае сильно отличается от западной. На Западе электронная коммерция в значительной степени основана на компьютерах, в то время как мобильные телефоны остаются всего-навсего дополнительным инструментом для ПК. В Китае же мобильные телефоны играют в повседневной жизни людей преобладающую роль. 

Здесь порядка 75% пользователей интернета «сёрфят» со своих мобильников. В 2013 году 55% покупателей в Китае пользовались системами мобильных платежей, в то время как в США таковых было всего 19%. 

Китайцы куда более продвинуты в области мобильных телефонов, чего нельзя сказать об их отношениях со стационарными компьютерами. Еще десять лет назад китайцы пользовались текстовыми сообщениями с телефонов, чтобы голосовать за любимых исполнителей в телешоу. Американцы, как ни странно, только начали осваивать этот способ коммуникации: бизнесы начали использовать текстовые сообщения для получения обратной связи от покупателей, а политики приобщаются к вездесущим мобильным телефонам, чтобы искать поддержку своим политическим замыслам. 

Автор Хелен Вонг (Helen H. Wang) 
Перевод Леонида Пеленицына 
Источник: forbes.com
0
Реклама на New Retail. Медиакит