0/5

Уход брендов и сокращение трансграничной торговли: как санкции стали драйвером роста е-коммерса

Уход брендов и сокращение трансграничной торговли: как санкции стали драйвером роста е-коммерса
время публикации: 10:00  17 ноября 2022 года
Уход мировых брендов с российского рынка подстегнул предпринимателей активно погружаться в сегмент электронной коммерции. Сложная экономическая и политическая обстановка в начале 2022 года не позволяла давать конкретных прогнозов развития e-commerce, однако рынок уверенно показывает рост.
Уход брендов и сокращение трансграничной торговли: как санкции стали драйвером роста е-коммерсаИлья Макаров, CEO CS-Cart.

По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли, (АКИТ) Артема Соколова, ожидания следующие: «Мы очень сдержанно относились к прогнозам в интернет-торговле в первые месяцы года — на дальнейшее развитие влияло огромное количество факторов, предугадать которые не представлялось возможным. Однако сейчас можно уже с уверенностью сказать, что рост электронной коммерции в России по итогам года может составить около 40%. По итогам семи месяцев 2022 года показатель роста составил 42% и достиг 2,7 трлн рублей». 

Также в АКИТ объяснили почему сфера показывает такой яркий рост: в июле локальный рынок прибавил 41% по сравнению с июлем 2021 года и достиг 383,902 млрд рублей, потому что трансграничный рынок сократился на 53%, до 10,540 млрд рублей.

Значительное сокращение объемов трансграничной торговли во многом способствовало переходу предпринимателей на работу в рамках локального рынка. 

Основные причины сокращения трансграничной торговли: 

1. Уход зарубежных компаний с российского рынка. Многие бренды просто отказались от доставки в РФ, например, поставщик биоактивных добавок iHerb или маркетплейс одежды и аксессуаров ASOS.

2. Увеличение сроков доставки из-за проблем с логистикой. Глобализация позволяла получать заказы из-за рубежа за 2 недели, но компании, во многом обеспечивающие такую скорость доставки (DHL, FedEx) также покинули Россию, и сроки выросли в 2-3 раза. Немногие готовы ждать свои покупки около 1,5 месяцев. 

3. Трудности оплаты при покупках за рубежом. Даже если вы выбрали продавца, который готов работать с РФ и вас устраивает длительное ожидание, возникает еще одна проблема – как оплатить. Многие площадки перестали принимать оплату с российских карт, а PayPal больше не поддерживает российских клиентов.


Кризис офлайн-торговли


Одной из самых пострадавших из-за санкций сфер стала офлайн-торговля, в особенности крупные торговые центры. Объем их прибыли ощутимо упал после ухода ряда иностранных брендов.  Около 20% площадей остались пустовать. Мотивация людей ездить в ТЦ снизилась, ввиду того, что ушедшие бренды (ZARA, Bershka, Stradivarius) были одними из самых популярных на рынке - количество посещений сократилось почти на 4,5 млн человек. 

Также одной из веских причин сокращения офлайн-продаж стало развитие e-commerce. Электронная торговля активно вошла в жизнь россиян в период Covid-19 и сформировала привычку приобретать товары в интернете. Несмотря на то, что пандемия закончилась, преимущества онлайн-шопинга остались, одни из самых очевидных:

● Экономия времени
● Более широкий ассортимент
● Возможность оформить заказ в любое время
● Возможность быстро и без бумажной волокиты вернуть товар продавцу

Многие предприниматели, решившие заняться импортозамещением или просто начать бизнес, все чаще решают стартовать в сфере электронной торговли, создавая собственные интернет-магазины и маркетплейсы – это позволяет решать большинство вопросов удаленно, экономить на аренде помещений, ремонте, и в целом, запускаться гораздо быстрее. 

Это подтверждается и данными АКИТ - доля электронной торговли в общем обороте розничной торговли по итогам семи месяцев составила 11,2% против 8,4% годом ранее.




Читайте также:  Импортозамещение в e-commerce: успел ли адаптироваться российский бизнес?




Какие ниши выбирают онлайн-предприниматели в 2022 году


Один из важнейших факторов успешного бизнеса - правильный выбор ниши. В условиях кризиса приток денежных средств сокращается, однако, расширяется пространство для новых возможностей и стартапов. 

Например, сфера аренды и бронирования жилья так и не получила равноценной замены ушедшим Booking.com и Airbnb. Целые торговые центры и даже рынки переходят в онлайн, (яркий пример тому - известный рынок «Садовод» со своим маркетплейсом). 

Помочь в выборе ниши может аналитика, так по данным АКИТ, ТОП-5 самых востребованных категорий не изменился. 

Уход брендов и сокращение трансграничной торговли: как санкции стали драйвером роста е-коммерса

Стоит отметить, что за последние 7 месяцев в топ новых товаров вошли: 

● ювелирные изделия (при этом средний чек при этом снизился с 7,5 тыс. руб до 5 тыс. руб, однако, кол-во продаж через онлайн-площадки возросло); 

● садовая техника и инструменты (продажи выросли в 3 раза);

● зоотовары (спрос увеличился вдвое). 

Аналитики компании-разработчика CS-Cart подсчитали, какие ниши выбирают отечественные предприниматели для создания собственных маркетплейсов и интернет-магазинов последние 6 месяцев:

Уход брендов и сокращение трансграничной торговли: как санкции стали драйвером роста е-коммерса
 
Лидирующие позиции категории товаров для строительства и ремонта логично подтверждается и материалами недавнего исследования Data Insight, где речь идет о трендах 2022-23 года. Ожидается, что наиболее быстрый рост произойдет в сферах, которые ранее были минимально интегрированы в e-commerce. 

Уход брендов и сокращение трансграничной торговли: как санкции стали драйвером роста е-коммерса

Лидерами среди маркетплейсов стали нишевые площадки, так, например, открылся маркетплейс, где собрано все, что связано с полезными ископаемыми или площадка, где можно приобрести необходимые товары для школы. Также, предприниматели активно создают универсальные маркетплейсы. Большинство из них имеет свои особенности. Например, один из маркетплейсов занимается продажей товаров с Урала, другой с Камчатки.




Несмотря на сложную экономическую обстановку, e-commerce - сфера, которая продолжит активно расти и развиваться. Это подтверждают и исследования АКИТ и Data Insight. 

Илья Макаров, CEO CS-Cart.

Для New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит