0/5

Налоговые проверки бизнеса в 2022 году: как компании предотвратить визит инспекторов

Налоговые проверки бизнеса в 2022 году: как компании предотвратить визит инспекторов
время публикации: 10:00  20 мая 2022 года
В новых условиях, когда компании несут убытки и испытывают сложности из-за финансово-экономических санкций, актуальным становится вопрос снижения административной нагрузки. Чтобы поддержать бизнес, власти приняли решение о введении моратория на некоторые проверки. Однако налоговый контроль под этот мораторий не попал. Поэтому по-прежнему остается риск того, что компании придется встречать налогового инспектора.
Налоговые проверки бизнеса в 2022 году: как компании предотвратить визит инспекторовЮрист-эксперт сервиса проверки контрагентов Rusprofile Ульяна Фадеева рассказала, как налоговые выбирают компании для проверки и дала рекомендации, как свести к минимуму вероятность визита инспекторов.

Современная система налоговых взаимоотношений отличается тем, что в приоритете налоговых органов — диалог с налогоплательщиками, чтобы побуждать их добровольно исполнить налоговые обязательства. С другой стороны, перед ФНС России стоит задача собираемости налогов, за счет которых государство выполняет социальные обязательства. 

Выездные налоговые проверки оказывают значительное влияние на деятельность компании. Трудовые, временные, материальные ресурсы компании отвлекаются от основной деятельности на взаимодействие с проверяющими, на копирование огромного массива документов, допросы. При неблагоприятном результате мероприятия налоговики могут доначислить организации налоги, наложить штрафы, заблокировать счета. В период проверки руководителю и главному бухгалтеру приходится переживать значительный стресс. 

Однако если заранее знать о проверке, у организации будет время подготовиться. Не случайно многие руководители задаются вопросом, как заблаговременно предсказать, планирует ли налоговая визит в офис.


Как налоговики выбирают компании для внеплановых проверок


Для налоговых проверок применение терминов «плановые» и «внеплановые» юридически некорректно, поскольку налоговое законодательство не делит проверки по такому критерию (пп.2 п.1 ст.32, 87 НК РФ).  План налоговых проверок у ФНС есть, однако, как отдельный документ он не размещается в открытом доступе. Значит, любая налоговая проверка является в определенной степени внезапной. Однако система планирования выездных налоговых проверок существует и закреплена в Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@.

В этом документе приведен примерный перечень критериев риска совершения налогового правонарушения, которые являются «красным флагом» для налоговых инспекторов. С их помощью реализуется риск-ориентированный подход в отборе кандидатов на проверку. 

Подозрения налоговых инспекторов могут вызвать, например, следующие обстоятельства:

● налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли или виду экономической деятельности;

● выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

● величины показателей, которые предоставляют право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы неоднократно приближались к предельному значению, установленному НК РФ.

Если результаты деятельности компании совпадают с несколькими критериями, указанными в Концепции, появляется повышенный риск попадания в поле зрения налоговиков в качестве претендента на проведение проверки. Налоговая в этом случае полагает, что предположительно он имеет необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты налогов в полном объеме.


«Предпроверочный анализ» и его влияние на вероятность выездной проверки


В последние годы получила развитие тенденция проводить так называемый «предпроверочный анализ». Действия налоговой инспекции в рамках такого мероприятия следующие. 

Налоговики направляют требование по установленной форме со ссылкой на подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Эта норма на законных основаниях позволяет налоговикам запрашивать пояснения вне рамок проверки, для чего руководителя или его представителя приглашают явиться и дать пояснения. Причем пояснения не нужно путать с допросом по ст. 90 НК РФ. Цель такой «беседы» — получить доказательства обоснованности подобных подозрений, а также побудить налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства. 

Явка на беседу обязательна. Ответственность за неявку установлена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ: административный штраф на должностных лиц от 2 до 4 тысяч рублей. Предоставление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подп. 7. п. 1 ст. 21 НК РФ). 

В то же время отказ от дачи пояснений может быть расценен не в пользу налогоплательщика. Налоговики могут посчитать это косвенным подтверждением того, что компании есть, что скрывать. Поэтому пояснения лучше давать в необходимом объеме, для чего предварительно подготовить и согласовать свою позицию с юристом. 

Обратите внимание: документы в рамках такого мероприятия налогоплательщик предоставлять не обязан.

По результатам встречи налоговики могут назначить выездную проверку. Это релевантно, если пояснения не удовлетворят инспекторов, их сомнения в добросовестности налогоплательщика не будут развеяны, а также при отказе налогоплательщика добровольно доплатить налоги в бюджет.

Отмечу, что в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России появился дополнительный функционал, который позволит оценить риски компании на включение в план проверок. 

В разделе «Как меня видит налоговая» содержится вся информация о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которой располагают налоговые органы о компаниях и ее контрагентах. Вышеуказанный сервис расположен в личном кабинете. Регулярный мониторинг этого раздела, сопоставление содержащихся в нем данных о компании, которыми располагает налоговая инспекция, с информацией о критериях отнесения деятельности к высокому налоговому риску поможет лучше оценить вероятность налоговых проверок.

Налоговые проверки бизнеса в 2022 году: как компании предотвратить визит инспекторов


Разрыв по НДС — дополнительный повод для визита инспекторов


Если налогоплательщик формально не попадает под критерии риска согласно Концепции и в целом ведет деятельность «по букве закона», это не гарантирует ему спокойной жизни. Источниками информации для ФНС о том, что налоговые обязательства предположительно выполнены не в полном объеме, являются аналитические данные специального программного комплекса налоговой.

Разрывы по НДС. 

С помощью программы АСК НДС-2 налоговая выявляет налоговые разрывы по НДС и устанавливает выгодоприобретателей. Под налоговым разрывом понимается расхождение данных о налоговых обязательствах у покупателя и продавца: покупатель получил налоговый вычет, связанный с тем, что отчисления в пользу бюджета должен был сделать продавец, но фактически не сделал. Выгодоприобретателями при этом признаются налогоплательщики, которые получили необоснованную налоговую выгоду (к примеру, незаконно по цепочке организаций, обладающих признаками фирм «однодневок», возместили из бюджета суммы налоговых вычетов). 

Программа сопоставляет сведения об операциях в декларации о покупках и связанных с ними продажах у покупателя и продавца. Также АСК НДС-2 позволяет прослеживать «дерево связей» в цепочке НДС, то есть выявлять компанию-источник разрыва и всех ее контрагентов первого, второго и последующих уровней. В том числе программное обеспечение устанавливает:

● «технические» компании: фирмы-однодневки, которые не ведут реальной хозяйственной деятельности, а лишь имитируют ее бумажным документооборотом;

● выгодоприобретателя: конечного пользователя «разрывным НДС».

Последствия выявления налоговых разрывов. 

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога образуют состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. Ответственность по этой статье — 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения по неосторожности и 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае совершения правонарушения при наличии умысла. Помимо штрафа компании нужно будет оплатить и полную сумму доначисленного налога. 

При обнаружении факта «разрыва по НДС» налоговая инспекция действует по описанному выше алгоритму «предпроверочного анализа»: направляет требование о необходимости явки на беседу и предлагает добровольно доплатить налог. Если эти требования не услышаны, могут наступить последствия в виде налоговой проверки, а по ее итогам взыскание недоимки и наложение штрафа.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ 

Компания «А» оказывает услуги транспортной экспедиции. Для исполнения обязанностей по договору она заказывала услуги перевозки грузов у компании «Б», которая не имеет работников, собственного транспорта на балансе, а также других контрагентов.

Налоговая инспекция, провела предпроверочный анализ с помощью программного комплекса АСК НДС-2, обнаружила разрывы по НДС и направила требование руководителю компании «А» явиться для дачи пояснений.

Руководитель компании «А» на беседе не смог пояснить, по каким критериям выбирался деловой партнер «Б», где находился его офис, встречались ли с ним при подписании договора, с кем контактировали при оформлении заявок. С его слов, указанными вопросами занимался менеджер, который в настоящее время уволился. Компанию «Б» порекомендовали знакомые, в первую очередь привлекла цена их услуг.

По мнению налоговой инспекции, имеются основания считать делового партнера «Б» фирмой-однодневкой. Налоговики предложили компании «А» внести корректировки в данные налоговых деклараций и доплатить налоги в бюджет. Чтобы избежать выездной проверки и штрафа, компания «А» добровольно доплатила налог.




Читайте также:  Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?




Рекомендации для компаний


Чтобы не допустить такой ситуации, организациям можно посоветовать следующее: 

1. Перед каждой сделкой запрашивать документы у контрагента, подтверждающие реальность его экономической деятельности и наличие ресурсов выполнить обязательства по договору. 

Также нужно изучать информацию о будущем партнере на сервисах проверки контрагентов или с помощью открытых источников данных: например, сайта ФНС России, Картотеки арбитражных дел, базы данных ФССП России. Другими словами, нужно проводить тщательную проверку контрагентов с учетом положений Письма ФНС России 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@. 

Не забывайте сохранять данные в специальном досье на контрагента в свободной форме: оно понадобится, если у налоговой все же возникнут вопросы.  

2. Включать в договоры заверение об обстоятельствах. 

Пример формулировки для договора оказания услуг: «Исполнитель обязуется возместить имущественные потери Заказчика, если на основании решения налогового органа будут предъявлены требования по причине не подтверждения налоговым органом права Заказчика на вычет сумм НДС и (или) отказа налогового органа в признании права Заказчика на включение в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций стоимости поставленных товаров по Договору».


Жалобы не являются основанием для проверок, но могут привлечь внимание налоговой


Некоторые компании по разным причинам сталкиваются с угрозами или шантажом со стороны контрагентов, конкурентов и других лиц. Суть угрозы заключается в том, что они напишут жалобу в налоговую инспекцию, так как налогоплательщик нарушает налоговое законодательство. 

Распространено мнение о том, что такая жалоба станет поводом для налоговой проверки. На самом же деле, оно ложное (Письмо ФНС России от 10.09.2021 № СД-4-2/12900@). Однако жалоба может послужить основанием для вызова руководителя компании на беседу. 

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Л. написала заявление в налоговую о проверке компании, в которой учредителем и директором является ее бывший супруг. Налоговая инспекция отреагировала на ее заявление и направила в адрес компании требование о необходимости явиться для дачи пояснений с ссылкой на подп. 4 п. 1 ст.31 НК РФ. В беседе бывший супруг заявителя дал необходимые пояснения о финансово-хозяйственной деятельности компании. Оснований для налоговой проверки инспекторы не нашли.

Безусловно, по возможности конфликтные ситуации лучше решать мирно, так как они могут создать дополнительные проблемы. Однако если конфликт погасить не удается — не стоит поддаваться угрозам только из-за налоговых рисков. Нет оснований думать, что жалоба обязательно повлечет проверку.  


СПРАВКА – Налоговые проверки в 2022 году не попали под мораторий


Мораторий на проверки бизнеса в 2022 году ввело Правительство РФ постановлением Правительства от 10 марта 2022 г. № 336. Некоторые компании сочли, что на налоговые проверки этот мораторий тоже распространяется. Однако это не так. 

Дело в том, что этот документ отменяет проверки, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Так, в рамках этого закона проводят проверки Рострудинспекция, Роспотребнадзор, Госпожнадзор.  Налоговый же контроль изъят из сферы применения данного закона (подп. 1 п. 5 ст. 2). Тем самым, постановление Правительства установило мораторий в отношении неналоговых проверок. Налоговые проверки мораторий не затрагивает. 

Ульяна Фадеева,
юрист-эксперт сервиса проверки контрагентов Rusprofile.

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит