0/5

В ожидании чуда: стоит ли ждать падения цен

В ожидании чуда: стоит ли ждать падения цен
время публикации: 11:00  01 июня 2015 года
Укрепляющийся в конце весны рубль подарил потребителям надежду на снижение разогнавшихся в последние месяцы цен. В каждом из сегментов рынка ситуация складывается по-своему. Насколько оправданы ожидания, действительно ли подешевеют товары и на сколько, мы решили узнать у ритейлеров.

Инфляция в цифрах

По официальным данным, инфляция за 2014 год составила 11,4% — почти вдвое больше, чем годом ранее. Но эти цифры не отражают реальную картину. Например, потребительская корзина семей с низким доходом с января по ноябрь 2014 выросла в цене на 19%, а в 3 квартале 2014 года прожиточный минимум среднестатистического россиянина на 45,8% состоял из расходов на питание – такие данные приводит Росстат.

Начало 2015 года отметилось еще большей инфляцией. По данным Росстата на конец апреля 2015 года годовая инфляция составила 16,4%, при этом продукты подорожали на 24,4%. Падают и реальные доходы россиян. В январе 2015 они сократились на 0,8% в годовом исчислении, в феврале — на 1,6%, в марте — на 1,8%. Годовой прогноз Минэкономразвития таков: реальные зарплаты россиян сократятся на 9%, а реальные доходы — на 6%. Оборот розничной торговли в 1 квартале 2015 года сократился на 6,1%.

Упадут ли в ближайшее время цены, будет зависеть от ценового сегмента и ассортимента каждого конкретного ритейлера – считает Ле Чыонг Шон, генеральный директор компании INCENTRA, управляющей многофункциональным комплексом Ханой-Москва: «Рост цен был неодинаковым для разных категорий товаров, неоднородным будет и снижение. Думаю, что цены на продукты питания снизятся к сезону. Товары народного потребления с большой долей валютной составляющей, скорее всего, снизятся, но не так очевидно, как повышались. Возможно, укрепление рубля продлится до поздней осени, но переход аудитории к более прагматичному подходу сохранится: покупатель будет стремиться найти более качественные товары по приемлемой и оптимальной для себя стоимости».

Fashion

В первую очередь кризис ударил по non-food ритейлу. Фэшн – один из наиболее пострадавших сегментов. Конец 2014 – начало 2015 года в нем отметилось закрытием целого ряда сетей, а также скачком цен и сокращением ассортимента в оставшихся.

Рост цен на осенне-зимние коллекции 2014-2015 составил 15-25%, на коллекции весна-лето 2015 — от 28% в нижнем ценовом сегменте до 51% в среднем плюс (данные Fashion Consulting Group). При этом некоторые позиции подорожали едва ли не вдвое. Например, женские платья иностранных брендов выросли в цене на 99% по сравнению с прошлым годом, российских брендов — на 71%. Более чем на 50% подорожали женские джинсы.

Depositphotos_1372772_s.jpg

Одновременно снизился спрос потребителей на одежду и обувь. В январе 2015 он упал на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это заставляет ритейлеров более внимательно относиться к ценовой политике.

Цены на одежду и обувь в ближайшее время будут падать – считает Маргарита Зрожевская, операционный директор компании «Твоё»: «Уже сейчас выигрывают те сети, которые отвечают ценовым ожиданиям покупателя. Спрос-то не растет. Некоторые ритейлеры, такие как H&M, сохранили цены на докризисном уровне даже при росте курса. У этой сети LFL выше 50% в рублевом эквиваленте. Сейчас уместна гибкая ценовая политика. Важно правильно определить price point на входе коллекции, посмотрев на цены конкурентов на подобный товар для похожей аудитории. Если темп продаж не соответствует плану, лучше снизить цены сразу, не дожидаясь периода распродаж. Те, кто сейчас держит цены лишь потому, что закупал товар по курсу 80, не прав. Выйти с дорогими в закупке остатками из сезона и не иметь достаточно свободных денег для покупки новой коллекции — путь в никуда. Fast fashion, как и осетрина, не терпит второй свежести».

А управляющий компанией «Мила» — обувь оптом» Александр Бородин полагает, что в обувном сегменте ожидать падения цен не стоит. «Кто в первую очередь пострадал от скачка доллара? Импортеры. Их я бы разбил на две группы: те, кто, несмотря на трудности, продолжил свой бизнес и те, кто приостановил деятельность. Первые подняли цены и не смогут быстро вернуть их на докризисный уровень, так как товар закуплен по более высокому курсу. Казалась бы, продукцию следующего сезона уже можно закупать по новому курсу, но над импортерами нависают высокие ставки ранее выданных кредитов, поэтому резкого снижения цен вслед за снижением курса доллара и евро ожидать не следует. Вторая группа сможет снизить цены, лишь вернувшись на рынок в новых экономических условиях. Но для начала им необходимо сформировать портфель заказов, а, значит, начало продаж будет не ранее 1-го полугодия 2016 года».

По мнению Александра Бородина, подешеветь может лишь товар с большой долей импортной составляющей. Но и это маловероятно. Предпосылкой к снижению цен в обувном сегменте могла бы стать конкуренция — среди импортеров или внутренняя, но она сейчас практически отсутствует.

Читайте также:
Выиграют ли от кризиса секонд-хенды

Бытовая техника и электроника

Не слишком хорошо обстоят дела в сегменте БТиЭ. Резкий взлет продаж на фоне валютной паники в конце прошлого года обернулся резким обвалом в начале нынешнего. По данным аналитиков компании Юлмарт, падение российского рынка продаж бытовой техники и электроники в 1 квартале 2015 года составило около 25%.

«После стабилизации курса рубля на уровне около 50 рублей за доллар некоторые производители решились на снижение рублевых цен, — комментирует Олег Пчельников, коммерческий директор компании Юлмарт. — Например, Samsung с 1 июня изменил рекомендованный розничный прайс-лист по смартфонам и планшетам в сторону снижения. Большая часть компьютерной электроники напрямую привязана к курсу, поэтому значительно упали цены на ноутбуки и компьютерные компоненты. В апреле подешевела телевизионная техника Sony и Samsung, в мае снизились цены на электроинструмент Bosch и Makita. Из крупной бытовой техники наиболее сильное снижение было у Indesit».

Цены на бытовую электронику уже начали падать, и снижение продолжится в ближайшие месяцы, подтверждают в сети «М.Видео». Но уточняют – при сохранении текущей тенденции: «Курс валют влияет на цену, но является лишь одной из составляющих. Главным драйвером ценообразования остается рынок. Спрос/предложение двигают цены вниз: техника – одна из самых сравниваемых категорий товаров. Особенно это заметно в сегменте цифровых товаров, где обновления товарных линеек происходит едва ли не раз в полгода – там снижение может достигать 40-50% в год. Доллар в максимуме вырос на 75% по отношению к рублю. А цены при этом – на 40%. Не все категории отозвались на изменение курса моментально, у компаний есть запас, который приобретался ещё по старому курсу, поэтому цены будут снижаться, но с интервалом в несколько месяцев».

В «М.Видео» прогнозируют, что среднегодовое снижение цен на телевизоры составит 20-25%, планшетов и ноутбуков – 20-40%.

Менее оптимистично настроены в компании «Связной». «В 2014 году за полгода рубль упал более чем на 70%. На сегодняшний день курс рубля примерно на 50% ниже, чем год назад. В то же время цены на гаджеты выросли в среднем на 20-30%. Таким образом, производители и ритейлеры нивелируют девальвацию рубля в интересах потребителя, — говорит Мария Заикина, руководитель пресс-службы ритейлера «Связной». — Кроме того, производство и поставки гаджетов планируются заранее, поэтому влияние кросс-курсов валют на них отложенное. Например, фаза резкой девальвации рубля началась в октябре 2014, а рост цен на персональную электронику — только в декабре-январе. Чтобы изменение курсов позволило снизить цены на товары, укрепление рубля должно быть более значимым и действовать в течение длительного периода».

Ожидать массового снижения цен на всю технику сразу в ближайшее время не стоит, считают в «Связном». Будут снижаться цены лишь на отдельные товары и категории.

Читайте также: Весна в ритейле: всё не так плохо

DIY

Cегмент Do It Yourself чувствует себя довольно уверенно, несмотря на кризис. По мнению Дмитрия Масальцева, руководителя отдела развития и продаж компании Itella в России, он является одни из наиболее быстрорастущих. Основной драйвер роста — масштабное жилищное строительство в мегаполисах. Однако последние 2 квартала потребители, как и во всех других сегментах рынка, массово переориентируются на более дешевые товары.

Depositphotos_28417905_s.jpg

Директор интернет-магазина «220 Вольт» Леонид Довладбегян убежден, что цены в DIY будут снижаться пропорционально падению курса доллара: «Цены на валютный товар напрямую зависят от курса доллара. В таких конкурентных сегментах всегда найдутся игроки, готовые снижать цены вслед за изменением курса и изменением закупочной цены. Они понизят цены, и рынок пойдет вслед за ними. Другое дело, что это инерционный процесс и на данный момент поставщики продают товары, закупленные еще по высокой цене. Период изменения составляет от одного до двух-трех месяцев. Поэтому цены будут идти вслед за курсом, но не в моменте. Размер снижения будет связан исключительно с изменением стоимости рубля к доллару».

Читайте также:
DIY-ритейл успешно отбивается от кризиса

Food

То, что покупатели вынуждены экономить даже на продуктах, наглядно демонстрируют показатели продовольственных дискаунтеров. За первый квартал 2015 года выручка «Пятерочки» выросла на 34,7%, «Магнита» — на 29,02%, «Дикси» — на 28,2%. Перетекание покупателей из одного ценового сегмента в другой хорошо заметно на данных X5 Retail Group: посещаемость «Перекрестка» упала на 6% и одновременно выросла у «Пятерочки» на 5,2%. Отток покупателей заметили в сетях «О’Кей» и Prisma.

Надежда, что продукты в ближайшее время подешевеют, есть. О том, что цены на товары, импортируемые из Финляндии, будут снижены, заявила Марита Коскинен, генеральный директор сети Prisma. Правда, с оговоркой: «если курс евро опять не подскочет». О снижении цен до 10% сообщили и в сети «Лента» — как только в магазины поступят товары, закупленные у поставщиков по новому прайсу. Кроме того, летом подешевеют овощи и фрукты благодаря фактору сезонности.

Depositphotos_18246523_s.jpg

О вероятном снижении цен говорит и Минфин. Дефляция в России может начаться уже во 2-й половине июля и продолжится до сентября, а падение цен может быть более значительным, чем в предыдущие годы. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на слова директора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Владимира Колычева.

Впрочем, и здесь не все смотрят в будущее с оптимизмом. Сергей Лищук, руководитель направления стратегический маркетинг мясного бизнеса компании «Русагро», считает, что в продуктовом сегменте рост цен продолжится. «Доллар подорожал с 32 до 50 руб., или на 56%, а продукты питания увеличили свою цену менее чем на 50%. Сети тормозят рост цен, но долго это продолжаться не может. Ресурсы производителей исчерпаны, и к концу года подорожание полностью повторит изменение стоимости нацвалюты».

Сергей Лищук видит и другие предпосылки к дальнейшему росту цен: «В этом году на все продукты питания повлияют цены на пшеницу, которые зафиксируются на уровне 10 рублей и выше за килограмм — на уровне мировых цен.

Подорожают не только хлебобулочные изделия, но и мясо, молоко, как зерновые производные, к ним подтянутся овощи и т.д. Продукты станут дороже, что запустит маховик увеличения цен на другие товары. Окажут негативное влияние и плохие финансовые результаты конца 2014 года, когда многие компании не могли по разным причинам увеличить цены вслед за падением нацвалюты. Это сформировало отрицательный финансовый результат и требует от текущего года дополнительных доходов, что может быть реализовано, в первую очередь, через рост цен».

Единственное, что может остановить инфляцию, по мнению представителя «Русагро», — конкуренция производителей между собой. Но этого ждать не стоит. После введения продуктового эмбарго на рынке продуктов питания образовался огромный дефицит, что будет способствовать росту цен ближайшие 3-5 лет.

Вместе с потребителями надеется на снижение цен Алёна Яркова

0
Реклама на New Retail. Медиакит