0/5

Рулоны на верёвке: как туалетная бумага пришла в СССР

Рулоны на верёвке: как туалетная бумага пришла в СССР
время публикации: 09:00  27 мая 2020 года
Когда по причине пандемии коронавируса начались первые ажиотажные закупки товаров народного потребления, для многих стал загадкой и поводом для многочисленных шуток и мемов факт массовых закупок туалетной бумагой.
В социальных сетях обсуждались самые разные гипотезы использования этого предмета гигиены в тех объемах, в которых рулонами туалетной бумаги были забиты балконы и кладовки. 

Но что скрывать, – даже самые активные насмешники покупали лишнюю упаковку бумаги. А вдруг и правда, все заводы и фабрики, производящие этот нужный товар закроются в одночасье, что тогда? Спойлер – вариантов решения проблемы масса, но новым постсоветским поколениям они уже неизвестны…

Мне подумалось, не ли в этом ажиотаже признака остатков генной памяти о тех советских временах, когда туалетная бумага была страшным дефицитом? Счастливые граждане в «ожерелье» из рулонов на шпагатной веревке были символом успешного шопинга в обеих столицах. Если пройти по улице в таком украшении сейчас, станешь звездой социальных сетей, а тогда удачливый покупатель становился объектом зависти. По пути домой язык уставала отвечать на вопрос «Где брали?». «Там уже нет», – пароль и ответ. 

Сегодня вспомним о том, как туалетная бумага появилась на российском (еще советском) рынке, и какие порой комичные обстоятельства сопровождали ее появление на полках магазинов и в быту сурового советского человека.  


Суровый советский быт: излишества = буржуазность

Современные дома россиян, как и практически любых граждан развитых стран, полны самыми разными предметами и устройствами. Практически на каждую манипуляцию у нас есть отдельные «прибамбасы», – электрические, технические и просто для красоты.

В советском быту все было аскетично и сурово. Зачем холодильник? Продукты отлично могут храниться за окном. Зачем фен? Волосы и так прекрасно сохнут. Зачем стиральная машина? Тазик, стиральная доска и кусок хозяйственного мыла – дешево и сердито. О существовании многих вещей в СССР люди даже не догадывались (о детских подгузниках, например, которые в Европе выпускались с начала 60-х). Вот и туалетная бумага входила в число тех самых малоизвестных излишеств. 




Читайте также: Роскачество обнаружило в туалетной бумаге энтеробактерии




Советские граждане в едином порыве строили коммунизм, и задумываться о таких мелочах, как туалетная бумага и прочие гигиенические средства, не было ни времени, ни желания. Дай им туалетную бумагу, они шелковое постельное белье захотят? Это не входило в планы Политбюро. 

Кстати у лидеров советской политической системы с «мелочами для уборной» было все в порядке. Гигиеническую продукцию для лидеров и приближенных поставляла литовская фабрика в Григишкесе. Предприятие выпускало ограниченные объемы туалетной бумаги, которой хватало только на самых важных людей страны. Правда, говорят, что Никита Сергеевич Хрущев, даже имея в распоряжении особую бумагу, предпочитал по старинке использовать печатную продукцию, видимо, одновременно отслеживая новостную адженду вверенного государства. Неудивительно, что он часто бывал недоволен после такого…дискомфорта.

Советские граждане также в большинстве своем использовали газеты, которые выписывались в огромном количестве и стоили копейки. Гигиенические манипуляции с использованием советской прессы становились и поводом для многочисленных доносов, которые исходили от особо бдительных жителей коммунальных квартир. Иван Иванович идет в уборную с газетой «Правда», а возвращается с оторванным титульным листом, на котором были портреты вождей и важнейшие тезисы XX съезда партии, – мелочь, которая говорит об острой нелояльности гражданина, и его нужно «взять на карандаш». И сигнализировали, и реагировали, – нелепо и трагично.


Первая туалетная бумага и…нулевой спрос

Первая туалетная бумага в рулонах появилась в СССР в 1968 году, через 51 год после Великой октябрьской революции 1917 года. Выпускать ее начали на базе Сясьского целлюлозно-бумажного комбината 3 ноября. Канун главного советского идеологического праздника совпал с юбилеем самого предприятия. В первый год завод выпустил 31,6 млн рулонов бумаги. 

Для изготовления туалетной бумаги в рулонах были закуплены два английский станка фирмы Walmsley, из которых составили пять линий производства. 

Рулоны на верёвке: как туалетная бумага пришла в СССР
 
Бумага поступила  продажу в розничную продажу Москвы и Ленинграда и…показала нулевой спрос. Не было и намёка на тот ажиотаж, который вскоре разыграется вокруг гигиенического товара. Причина была простая – неизбалованные советские граждане просто не знали, что делать с этим чудом расчудесным. Пришлось советским властям запускать масштабную рекламную кампанию с выпуском статей и инструкций о принципах использования новинки. Инструкции до сих пор блуждают по сети и вызывают смех у современных опытных пользователей туалетной бумаги. А тогда вот так, – неопытный, запуганный советский потребитель это вам не то, что мы.

Рулоны на верёвке: как туалетная бумага пришла в СССР
 
Кампания по обучению населения была проведена успешно, и в итоге произошло то, что обычно и случалось в рамках плановой советской экономики, – туалетная бумага стала страшным дефицитом и несбыточной мечтой для жителей регионов. Напомню, что она по-прежнему продавалась исключительно в магазинах двух столиц. И продавалась нечасто. Если бумага вдруг попадала в магазины других городов, это событие вызывало километровые очереди.
 
В одни руки отпускалось не более 10 рулонов, и человек с несколькими рулонами, нанизанными на веревочку, стал, в некотором смысле, символом успешного советского и перестроечного шопинга. 

Будете смеяться, но рулон туалетной бумаги был неплохим новогодним подарком, когда человек шел в гости – вместо бутылки шампанского. Такие дела. И по причине острой дефицитности во многих советских домах «приличную» туалетную бумагу выкладывали в туалете лишь, когда приходили в гости. Такая была советская философия:  лучшее – гостям. 

Если разобраться, правительство СССР недалеко ушло от правды, думая, что такие мелочи, как доступная туалетная бумага, могут «обуржуазить» советского человек и привить ему ненужные ценности. Стоит добавить чуть комфорта, и появляются мечты и о стиральной машине, и о холодильнике, и о хорошем нижнем белье, которые советская плановая экономика была не в силах реализовать. 

Впрочем, это уже другая история советского потребления. 

Страницы истории листала Ольга Жукова


0
Реклама на New Retail. Медиакит